Инновационная деятельность предприятия
Инновационная деятельность: понятие, предмет и задачи
Совершенствование торгово-хозяйственных процессов на предприятиях, функционирующих в сфере товарного обращения, реструктуризация бизнеса связаны с инновациями. Инновация— нововведение, новая или усовершенствованная продукция или технология, полученная в результате инновационного процесса.
Инновационный процесс — научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-технологические и экспериментальные работы, а также работы по изготовлению и эксплуатации новой продукции, новых технологических процессов и новых способов организации производства, труда и управления.
Инновации классифицируются по ряду признаков.
1. По типу технологических инноваций:
— продуктовые;
— процессные.
Радикальная продуктовая инновация — внедрение нового продукта (услуги). Такие новшества основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении.
Инкрементальная продуктовая инновация — усовершенствование продукта. Она связана с существующим продуктом, когда меняются его качественные или стоимостные характеристики.
Процессная инновация — это освоение новых или значительно усовершенствованных способов производства и технологий, изменения в оборудовании или организации производства.
2. По степени новизны:
— принципиально новые (не имеющие аналогов);
— новшества относительной новизны.
Принципиально новые виды продукции, технологий и услуг обладают приоритетностью, абсолютной новизной и являются оригинальными образцами, на основании тиражирования которых получают новшества-имитации. Среди инноваций-имитаций различают технику, технологию и продукцию рыночной новизны, новой сферы применения и новшества сравнительной новизны (имеющие аналоги на лучших зарубежных и отечественных предприятиях) и нововведения-усовершенствования. В свою очередь нововведения-усовершенствования по предметно-содержательной структуре подразделяются на вытесняющие, замещающие, дополняющие, улучшающие и пр.
Инновации имеют свой жизненный цикл — совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Он определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.
Важнейшая составляющая инноваций предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения, — совершенствование техно-
логии по доведению товаров до потребителей, представляющей собой совокупность работ, обеспечивающих реализацию коммерческого процесса наиболее рациональными способами в соответствии с конкретными условиями. При подготовке новых технологических процессов учитывают: вид и тип предприятия, вид торговой структуры; субъект коммерции; материально-техническую базу; технологию торговли и торговое оборудование предприятия; технические средства; объект коммерции; процессы купли-продажи и товародвижения; торговое обслуживание; состояние рынка; жизненный цикл нововведения.
Основными задачами нововведений в коммерции являются:
1) обеспечение высокого качества процессов купли-продажи и товародвижения, торгового обслуживания и торговой деятельности в целом;
2) наиболее эффективное использование зданий, сооружений, торгового и складского оборудования, технических средств, программных продуктов;
3) замена торгового и складского оборудования и технических средств наиболее совершенными видами;
4) совершенствование организации коммерческих процессов и управления ими;
5) создание необходимых условий для роста производительности труда, снижения затрат и повышения эффективности работы предприятия в целом.
Нововведения могут сопровождаться всесторонней перестройкой торгово-технологического процесса, изменением форм организации торговли, закупок, методов планирования, учета, управления, заменой торговых и складских площадей, оборудования, технических средств, созданием новых, заменой устаревших программных продуктов, информационных систем и технологий, формированием автоматизированной системы управления (АСУ) и т.д.