Вопрос. Потребительская кооперация.
*Потребительская кооперация – система потребительских обществ, их союзов и зарегистрированных ими юридических лиц, созданная в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
В систему потребительской кооперации, таким образом, входят три звена:
1. Потребительские общества,
2. районные, городские, областные или краевые, республиканские и центральные союзы потребительских обществ,
3. юридические лица, единственными собственниками которых являются потребительские общества и/или их союзы.
Союзы потребительских обществ создаются в целях координации деятельности потребительских обществ, входящих в их состав, защиты их прав, представление их интересов в государственных органах власти и органах местного самоуправления, оказание потребительским обществам правовых, информационных и других видов услуг. Решение союза являются обязательными для союзов более низких уровней, а также для потребительских обществ, образующих данный союз или союз более низкого уровня.
Основным звеном потребительской кооперации являются потребительские общества.
*Потребительское общество – добровольное объединение физических и/или юридических лиц, созданное по территориальному признаку на основе членства путем объединения его участниками паевых взносов для осуществления торговой, заготовительной и иной деятельности для удовлетворения материальных и иных потребностей его участников.
Потребительские общества создаются в следующих целях:
- для создания и развития организаций торговли для обеспечения участников потребительских обществ товарами;
- для закупки у физических и юридических лиц сырья, сельскохозяйственной продукции, продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикоросов, лекарственного сырья для их последующей переработки и/или реализации;
- для производства пищевых продуктов и некоторых непищевых товаров с последующей их реализацией через сеть организаций розничной торговли;
- оказание участниками производственных и бытовых услуг;
- пропаганда идей кооперации.
Сейчас потребительские общества создаются преимущественно в сельской местности, особенно отдаленной от крупных городов, где организация магазинов для торговли потребительскими товарами, а также фирм, оказывающих услуги населению и сельхозпроизводителям для частного бизнеса невыгодна. Также потребительские общества могут создаваться для того, чтобы миновать посредников между перерабатывающими фирмами и производителями сельскохозяйственной продукции. В городах потребительские общества более редки и направлены преимущественно на потребление. Так, в период кризиса 1998-1999 гг. в районе пл. Батенькова (сейчас там располагается Россельхозбанк) в г. Томске существовал магазин, принадлежавший потребительскому обществу (тогда общества назывались кооперативами). Членами его были преимущественно пенсионеры, студенты и другие люди с низкими доходами. Общество предлагало вступившим в него потребительские товары (как пищевые, так и непищевые) по низким ценам, а остальные покупатели платили, в среднем, такую же цену на эти товары, что и в других магазинах. Таким образом, члены общества не только экономили на потребительских товарах, но и получали доход с продажи товаров сторонним лицам.
Крупные потребительские общества могут делиться на кооперативные участки, в каждом из которых объединено определенное количество пайщиков. В этом случае на общем собрании потребительского общества участвует уполномоченный от каждого кооперативного участка. Норма представительства должна быть указана в уставе.
Высшим органом управления потребительским обществом является общее собрание в форме собрания пайщиков или в форме собрания уполномоченных. Для вступления в потребительское общество требуется сначала внести вступительный, а затем паевой взнос. Потребительское общество может заниматься бизнесом в той мере, в какой это способствует достижению его уставных целей. Также потребительское общество может создавать филиалы, представительства, создавать учреждения, хозяйственные общества, а также быть пайщиком в них и в коммандитных товариществах.
В потребительских обществах обязательно создаются неделимые фонды, которые представляют собой имущество, которое не подлежит распределению между пайщиками. Пайщики потребительского общества имеют первоочередное право участвовать в его деятельности. Часть доходов потребительского общества распределяется между его участниками в виде кооперативных выплат. Их размер ограничен сверху 20% от доходов потребительского общества.
Паевой взнос в потребительское общество наследуется. Наследник может по своему желанию или получить свой пай, или войти в состав пайщиков. Выходящему пайщику выплачивается паевой взнос (за минусом неделимой его части), а также кооперативные выплаты.
Потребительское общество несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществам. Ответственность пайщиков является субсидиарной. Имущество потребительского общества по его ликвидации распределяется между пайщиками. Неделимые фонды в этом случае передаются другому или другим потребительским обществам.
8 вопрос. Некоммерческие организации.
Следующей формой организации деятельности в нашей стране являются некоммерческие организации. *Некоммерческие организации –форма организации деятельности, учредители которой не считают извлечение прибыли основной своей целью и не распределяют ее между собой.
В нашей стране ни название не соответствует сущности, ни сущность – содержанию. Правильно называть «некоммерческие организации» неприбыльными – именно так они называются во всем мире, иначе, если исходить из определения коммерции как торговли, то некоммерческой можно считать любую неторговую организацию.
Неприбыльные организации, исходя из своего названия, не присваивают прибыль, а создаются в следующих целях:
- социальных,
- благотворительных,
- культурных,
- образовательных,
- научных,
- управленческих,
- охраны здоровья граждан,
- развитие физической культуры и спорта (хотите фитнесс-клуб, который бы легально не платил налог на прибыль – пожалуйста)
- удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан,
- защиты прав, законных интересов граждан и организаций,
- разрешения споров и конфликтов,
- оказание юридической помощи,
- а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Всем давно понятно, что в нашей стране множество «некоммерческих» организаций создается с целью легального ухода от налога на прибыль (теоретически социально значимым можно сделать почти любой вид деятельности), при этом прибыли тоже как таковой нет, а вот выручка есть, и прикрывающие свою деятельность «некоммерческой» маркой владельцы могут выплачивает себе зарплату раз во много раз больше, чем идет, например, на благотворительность.
«Некоммерческие» организации являются юридическими лицами. Их названия должны содержать указание на их организационную форму (см. ниже), а также характер деятельности.
Существуют следующие виды «некоммерческих» организаций:
1. Государственные корпорации, которые власти хотят уничтожить как вид НКО, поэтому мы их рассматривать не будем.
2. Хозяйственные ассоциации и союзы. Их определение дано в вопросе «Объединение фирм», рассмотрим основные правила их жизнедеятельности:
- Хозяйственные ассоциации и союзы создаются в следующих целях: координации бизнес деятельности партнеров; организации совместного снабжения и сбыта товаров; финансовой помощи друг к другу; осуществления совместных дорогостоящих проектов; представления и защиты общих имущественных интересов; лоббирования.
- В нашей стране по двум причинам (невозможность заниматься производством, сохраняя свою форму или без создания отдельной фирмы и необязательность исполнения решений ассоциации ее участниками) этот вид НКО превратился преимущественно в клуб бизнесменов. Если хозяйственная ассоциация (союз) планирует заниматься хозяйственной деятельностью, то она должна, либо преобразоваться в партнерство, либо создать партнерство и заниматься бизнесом уже через него.
- Участники хозяйственных ассоциаций и объединений могут выйти из их состава только по окончании финансового года и еще два года сохраняют ответственность по их обязательствам.
- Участники хозяйственной ассоциации или союза сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
- Участники пользуются услугами ассоциации безвозмездно.
- Хозяйственные ассоциации и союзы не отвечают по обязательствам фирм, входящих в их состав.
- Участники ассоциаций несут солидарную ответственность по обязательствам ассоциации.
3. Общественные и религиозные организации. Они объединяют физические лица на основе общности их интересов для удовлетворения их нематериальных (в т.ч. духовных) потребностей. Переданное участниками имущество становится собственностью общественной или религиозной организации и обратно не возвращается. При необходимости участники общественных и религиозных организаций платят членские взносы (которые тоже не подлежат возврату). Члены общественных и религиозных организаций по обязательствам этих организаций не отвечают. Общественные и религиозные организации могут заниматься бизнесом в направлениях, соответствующих уставным целям.
4. Фонды. Создаются физическими и/или юридическими лицами на основе объединения добровольных имущественных взносов (членских взносов нет). Могут заниматься бизнесом в направлениях, соответствующих уставным целям. Переданное фонду физическим или юридическим лицом имущество обратно ему не возвращается. Фонды могут создавать хозяйственные товарищества и общества. Учредители фондов по их обязательствам ответственности личным имуществом не несут.
5. Некоммерческие партнерства. Их пайщиками могут быть как физические, так и юридические лица. Уставный капитал НКП создается посредством соединения имущественных взносов участников. Также с пайщиков взимаются членские взносы. Участники НКП не отвечают по его обязательствам своим личным имуществом. НКП могут заниматься бизнес деятельностью, соответствующей уставным целям. При выходе или исключении участника из работающего НКП, он получает свой имущественный взнос (а не пай, как в большинстве видов «коммерческих» партнерств) и ни в коем случае не получает членские взносы. При ликвидации НКП его пайщики получат свой паевой взнос, а также часть имущества, оставшуюся после расчетов с кредиторами (если бы это было «коммерческое» партнерство, то мы бы сказали, что они получат свой пай).
6. Учреждение. Этот вид НКО финансируется собственником (единоличным или нет) полностью или частично. Имущество учреждению не принадлежит, оно только закрепляется за ним на правах оперативного управления. По своим обязательствам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами, а если их недостаточно, то ответственность по обязательствам учреждения несет собственник в полном объеме. После ликвидации учреждения его имущество передается собственнику. По форме собственности учреждения могут быть частными, государственными и муниципальными.
7. Автономные некоммерческие организации. По своей характеристике точно повторяют фонды.
8. Государственная компания[1]. Она не имеет членства, создается РФ «на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления» (ФЗ «Об НКО»). Переданное государственной компании имущество, а также созданное или приобретенное ею имущество, является ее собственностью. Государственная компания не отвечает по обязательствам России и наоборот. Имущество государственная компания может использовать только в тех целях, в которых она была создана. Государственная компания может заниматься бизнесом постольку, «поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям
В недавней редакции ФЗ «О некоммерческих организациях», принятой в конце 2010 г., появились такие виды НКО, как: «общины коренных малочисленных народов Российской Федерации», «казачьи общества», хотя чем и не жилось в рамках обычных общественных организаций, предусмотренных этим же законом, нормальному человеку совсем непонятно. В общем, наши законодатели создали видов НКО больше, чем существует где-либо в мире, собственно, как и партнерств.
Все виды НКО (общины малочисленных народов, казачьи общества, государственные корпорации и госкомпании не берем – такого смешения видов собственности и форм организации деятельности нигде в мире тоже нет) обладают следующими общими чертами:
- уставный капитал образуется имущественными взносами,
- все виды НКО могут создавать филиалы и представительства, объединяться в ассоциации и союзы, а также создавать другие виды НКО,
- число учредителей (за редким исключением – госкорпорации и государственные компании) не ограничено,
- все виды НКО могут быть созданы одним лицом.
- ВНИМАНИЕ! Оставшееся после ликвидации общественных и религиозных организаций, фондов и автономных некоммерческих организаций имущество идет на уставные (т.е. прописанные в их уставе) цели, благотворительность, а, если это невозможно– то в доход государства.
Вопрос. Регистрация фирм.
Регистрация фирм в СССР в период перестройки занимала несколько месяцев, особенно сложно было получить печать, которая тогда регистрировалась в УВД. В 90-е годы процесс регистрации продолжался от 1 месяца, т.к. только идеально написанные документы принимались и рассматривались в течение месяца, многие же документы возвращались сразу учредителям из-за малейших грамматических, орфографических ошибок или прошивки документов не тем цветом ниток.
Сейчас регистрация фирмы должна произойти по окончании 5 рабочих дней со дня получения регистрационных документов, поэтому документы не успевают проверять и, обнаружив нестыковки и ошибки, исправляют в рабочем порядке. Для сравнения, в Германии регистрация фирм занимает 30 мин., в Новой Зеландии и Австралии давно действует практика регистрации фирм по Интернету, что занимает не больше 20 минут.
ЭТАПЫ РЕГИСТРАЦИИ ФИРМЫ
0 этап. Составление бизнес-плана.
1 этап. Составление регистрационных документов:
- заявление о регистрации (обычно на имя начальника налоговой инспекции),
- устав и/или учредительный договор,
- документ об оплате государственной пошлины.
Основными документами являются устав и учредительный договор. Их лучше всего составлять, имея перед глазами документы уже существующих фирм, потому что начинающему бизнесмену трудно предположить многие проблемы (особенно, касающихся управления и распределения прибыли фирмы, а также трудового участия собственников в ее деятельности), которые могут возникнуть, если не оговорить порядок их решения в учредительных документах, а опытному бизнесмену – держать все их в голове. Первый этап регистрации фирм является самым трудоемким и важным.
УСТАВ фирмы содержит следующие разделы:
1 раздел. Общие сведения:
- наименование фирмы,
- форма его организации,
- учредители (полный список с фамилиями, паспортными данными, адресами; для учредителей – юридических лиц необходимо указать название, форму организации бизнеса и адрес),
- местонахождение фирмы,
- виды деятельности, которыми фирма планирует заниматься.
2 раздел. Имущество и фонды фирмы:
- уставный капитал,
- способы привлечения уставного капитала,
- размер доли каждого участника в уставном капитале,
- правила передачи своей доли сторонним лицам,
- предельный размер ответственности по обязательствам фирмы ее самой и ее участников,
- для акционерных обществ также необходимо указание на виды выпускаемых акций, их номинальной стоимости и количества.
3 раздел. Органы управления и контроля:
- состав и компетенция каждого органа управления и контроля,
- порядок принятия ими решений[2],
- права и обязанности собственников и менеджеров.