Лекция по теме «Фирма. Организация бизнеса»

Лекция по теме «Фирма. Организация бизнеса»

Вопросы:

1. Индивидуальный бизнес.

2. Партнерства.

3. Акционерные общества.

4. Объединения фирм.

5. Виды организации отраслевых рынков.

6. Производственные кооперативы.

7. Потребительская кооперация.

8. Некоммерческие организации.

9. Регистрация фирм.

Введение.

Прежде чем перейти к изучению форм организации бизнеса и деятельности, существующих в нашей стране, нужно определиться в основных понятиях, поскольку в нашей стране даже в Гражданском кодексе и других федеральных законах они используются некорректно с точки зрения экономического содержания.

*Бизнес – деятельность по производству товаров или оказанию услуг, имеющая своей основной целью извлечение прибыли.

Разновидностью бизнеса является коммерция. *Коммерция – это торговля.

*Предпринимательство (возьмем за исходное определение Й. Шумпетера) – инновационная деятельность как в сфере бизнеса, так и вне ее. С этой точки зрения предпринимателем может быть бизнесмен, внедряющий новую технологию производства или производящий новый продукт; ученый, находящий новое решение задачи; преподаватель, использующий новую методику преподавания.

Чтобы грамотно использовать экономическую терминологию, также нужно разграничить такие понятия, как фирма, предприятие и юридическое лицо.

*Предприятие – производственно-хозяйственная единица бизнеса; объединение материальных, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства одной или нескольких групп однородной продукции.

*Фирма – организационная единица бизнеса, в состав которой входят одно или несколько предприятий.

*Юридическое лицо – фирма, организация или учреждение, являющаяся субъектом гражданских прав и обязанностей, обладающая следующей совокупностью признаков:

1. Может от своего имени приобретать и отчуждать имущество.

2. Прошла государственную регистрацию.

3. Имеет счет в банке.

4. Имеет печать.

5. Может выступать истцом и ответчиков в суде и арбитражном суде.

Таким образом, фирма является юридическим лицом, а предприятие – нет. Предприятие может служить объектом купли-продажи, а фирма (по закону) – нет, может произойти только изменение собственников, вкладывающих свои средства в уставный капитал.

Фирмы могут иметь филиалы, представительства, дочерние и зависимые фирмы.

*Филиал – обособленное подразделение фирмы, расположенное вне места ее нахождения и осуществляющее все функции фирмы или их часть, включая функцию представительства.

*Представительство - обособленное подразделение фирмы, расположенное вне места ее нахождения, которое представляет ее интересы и осуществляет их защиту.

Филиалы и представительстване являются юридическими лицами, но обладают тремя признаками юридических лиц из пяти необходимых:

- имеют печать,

- счет в банке,

- государственную регистрацию.

*Уставный капитал –та сумма денег или имущество в денежной оценке, с которых начинается деятельность фирмы. Уставный капитал указывается в уставе фирмы.

*Дочерняя фирма – фирма, чьи решения определяются другой фирмой, как правило, имеющей преобладающее (51% и более) в уставном капитале первой.

*Зависимая фирма –фирма, более 20% уставного капитала которой принадлежит другой фирме.

Различают формы организации бизнеса (формы, в которых может организовываться деятельность, направленная на извлечение прибыли) и формы организации деятельности (которая не направлена на извлечение прибыли).

Формами организации бизнеса являются:

- индивидуальный бизнес,

- партнерства,

- акционерные общества.

К формам организации деятельности относятся:

- производственные кооперативы,

- потребительская кооперация,

- некоммерческие организации.

Сначала изучим формы организации бизнеса.

Вопрос. Партнерства.

*Партнерства – форма организации бизнеса, основанная на долевой собственности лиц, объединяющих свои финансовые и иные ресурсы, совместно управляющих бизнесом и делящих между собой возможные риски, прибыли и убытки.

Доля каждого пайщика в уставном капитале в денежном выражении называется *«паевой взнос». Со временем капитал партнерства увеличивается и часть капитала, пропорциональная паевому взносу каждого пайщика, называется *«пай».

В нашей стране с сентября 2014 г. остался единственный вид партнерств – общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Характеристика ООО:

1. Пайщиками ООО могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе одно лицо.

2. Уставный капитал ООО может быть изменен в ту или иную сторону по решению собрания пайщиков.

3. ООО не отвечает по долгам пайщиков. Задолжавшему пайщику по решению собрания пайщиков может быть выдан его пай.

4. С согласия других участников партнерства пайщик может уступить свой пай в партнерстве другому пайщику или третьему лицу.

5. Пай наследуется. Причем наследник по своему желанию может быть или принят в число пайщиков, или может забрать свой пай. При этом согласия других пайщиков не требуется.

6. Главный орган управления партнерства – общее собрание пайщиков.

7. Если иное не указано в Уставе, голоса на собрании пайщиков, а также прибыль распределяются пропорционально паевому взносу.

8. Пайщики ООО отвечают по его обязательствам в пределах пая (т.е. отвечают всем имеющимся в наличии имуществом ООО).

9. ООО могут выпускать облигации.

10. Количество пайщиков ООО не должно превышать 50, иначе его придется реорганизовывать в открытое акционерное общество.

11. В Уставе может быть ограничена возможность выхода пайщиков (т.к. пайщик забирает пай, это может помешать или сделать невозможной дальнейшую деятельность ООО).

12. Выходящему из действующего ООО пайщику выплачивается паевой взнос (а не пай).

13. ООО и его пайщики имеют преимущественное право на приобретение паевого взноса пайщика.

14. Пайщики могут составить договор об осуществлении прав участников, где могут быть оговорены правила выхода из состава пайщиков и передачи паевого взноса третьим лицам.

15. Возможен залог паевого взноса в ООО (например, под выдачу пайщику кредита).

16. Заранее может быть определена цена выкупа паевого взноса, которая выплачивается пайщику при выходе.

17. Передача паевого взноса другому лицу удостоверяется нотариально (это правило связано с огромным количеством рейдерских захватов ООО, особенно созданных одним лицом, когда собственник фирмы, заходя на нее в один «прекрасный» день обнаруживал, что он не является собственником ООО, т.к. кто-то мастерски подделал его подпись на договоре передачи паевого взноса).

11. В Уставе ООО не требуется приводить сведения о пайщиках, ООО само ведет их реестр.

Несмотря на положения Гражданского Кодекса и Федерального закона об «Обществах с ограниченной ответственностью» в России, по сути, ответственность пайщика ООО НЕ ОГРАНИИЧЕНА вкладом в Уставный капитал (особенно, если речь идет о задолженности перед государством). Каждый пайщик ООО несет *субсидиарную ответственность по обязательствам ООО, что означает, что каждый пайщик ООО ответит по его обязательствам не только паевым взносом и паем, в целом, но и своим личным имуществом в размере, пропорциональном паевому взносу (при солидарной ответственности размер взноса не учитывается). Следовательно, правоприменительная практика уничтожает ограниченность ответственности пайщиков ООО по его обязательствам и все преимущества, с этим связанные.

Вопрос. Объединения фирм.

Если фирмы – это объединение ресурсов физических и/или юридических лиц, то объединения представляют собой различные формы сотрудничества только юридических лиц. Существует 4 вида объединений фирм:

1. *Хозяйственная ассоциация (союз) – добровольное объединение фирм по договору с целью организации совместной деятельности в области производства, снабжения, сбыта товаров, завязывания деловых связей, финансовой помощи друг другу, осуществления дорогостоящих проектов, а также лоббирования. Решения хозяйственных ассоциаций не являются обязательными для их участников, что превращает их в нашей стране в клубы бизнесменов. Хозяйственные ассоциации являются разновидностью некоммерческих организаций (НКО.

2. *Консорциум – объединение фирм, образованное с целью решения крупных проблем, организации совместных проектов, которые одной фирме не под силу, прежде всего, в финансовом отношении. Чаще всего консорциумы встречаются в банковской сфере – они выдают кредиты на очень большие суммы, что позволяет банкам распределять риски. В Томске несколько лет назад существовал консорциум фирм, производственные мощности которых располагаются на Черемошниках, они совместно проводили туда газопровод.

3. *Концерн – объединение фирм, связанных с холдингом (а иногда и друг с другом) владением контрольными пакетами акций. *Холдинг –акционерное общество, которое контролирует несколько других акционерных обществ, владея контрольными пакетами их акций. Холдинги бывают двух видов: чистый (которые занимается только управлением пакетами акций и не занимается производственной деятельностью) и холдинг, который наряду с этим занимается еще и собственным производством. Концерны бывают двух видов.

Лекция по теме «Фирма. Организация бизнеса» - student2.ru

Рис. 2. Концерн с разветвленной структурой Рис. 3. Концерн, в котором есть

только холдинг и дочерние фирмы

На рис. 2 верхний прямоугольник – холдинг, который владеет контрольными пакетами акций двух дочерних акционерных обществ, каждое из которых, в свою очередь, владеет контрольными пакетами собственных акционерных обществ. В принципе, эта структура может быть и более сложной, более разветвленной. На рис. 3 холдинг – это центральный круг, а остальные круги – это его дочерние фирмы.

4. *Франчайзинг (фриншиза) –это форма долгосрочного сотрудничества двух и более фирм, которое заключается в совместном использовании товарного знака, принадлежащего одному из партнеров. Фирма, которой принадлежит товарный знак, оказывает техническую, технологическую помощь фирме, которая его использует, занимается подготовкой кадров и т.д. За все это владелец товарного знака взимает плату. Ее размер зависит от прибыли или объема продаж (это указывается в договоре). Франчайзинг особенно развит в гостиничном бизнесе, в производстве и продаже одежды, в общественном питании (наиболее известные франчайзинговые сети – «Макдональдс» и «Баскин Роббинс».

Вопрос. Регистрация фирм.

Регистрация фирм в СССР в период перестройки занимала несколько месяцев, особенно сложно было получить печать, которая тогда регистрировалась в УВД. В 90-е годы процесс регистрации продолжался от 1 месяца, т.к. только идеально написанные документы принимались и рассматривались в течение месяца, многие же документы возвращались сразу учредителям из-за малейших грамматических, орфографических ошибок или прошивки документов не тем цветом ниток.

Сейчас регистрация фирмы должна произойти по окончании 5 рабочих дней со дня получения регистрационных документов, поэтому документы не успевают проверять и, обнаружив нестыковки и ошибки, исправляют в рабочем порядке. Для сравнения, в Германии регистрация фирм занимает 30 мин., в Новой Зеландии и Австралии давно действует практика регистрации фирм по Интернету, что занимает не больше 20 минут.

ЭТАПЫ РЕГИСТРАЦИИ ФИРМЫ

0 этап. Составление бизнес-плана.

1 этап. Составление регистрационных документов:

- заявление о регистрации (обычно на имя начальника налоговой инспекции),

- устав и/или учредительный договор,

- документ об оплате государственной пошлины.

Основными документами являются устав и учредительный договор. Их лучше всего составлять, имея перед глазами документы уже существующих фирм, потому что начинающему бизнесмену трудно предположить многие проблемы (особенно, касающихся управления и распределения прибыли фирмы, а также трудового участия собственников в ее деятельности), которые могут возникнуть, если не оговорить порядок их решения в учредительных документах, а опытному бизнесмену – держать все их в голове. Первый этап регистрации фирм является самым трудоемким и важным.

УСТАВ фирмы содержит следующие разделы:

1 раздел. Общие сведения:

- наименование фирмы,

- форма его организации,

- учредители (полный список с фамилиями, паспортными данными, адресами; для учредителей – юридических лиц необходимо указать название, форму организации бизнеса и адрес),

- местонахождение фирмы,

- виды деятельности, которыми фирма планирует заниматься.

2 раздел. Имущество и фонды фирмы:

- уставный капитал,

- способы привлечения уставного капитала,

- размер доли каждого участника в уставном капитале,

- правила передачи своей доли сторонним лицам,

- предельный размер ответственности по обязательствам фирмы ее самой и ее участников,

- для акционерных обществ также необходимо указание на виды выпускаемых акций, их номинальной стоимости и количества.

3 раздел. Органы управления и контроля:

- состав и компетенция каждого органа управления и контроля,

- порядок принятия ими решений[2],

- права и обязанности собственников и менеджеров.

Лекция по теме «Фирма. Организация бизнеса»

Вопросы:

1. Индивидуальный бизнес.

2. Партнерства.

3. Акционерные общества.

4. Объединения фирм.

5. Виды организации отраслевых рынков.

6. Производственные кооперативы.

7. Потребительская кооперация.

8. Некоммерческие организации.

9. Регистрация фирм.

Введение.

Прежде чем перейти к изучению форм организации бизнеса и деятельности, существующих в нашей стране, нужно определиться в основных понятиях, поскольку в нашей стране даже в Гражданском кодексе и других федеральных законах они используются некорректно с точки зрения экономического содержания.

*Бизнес – деятельность по производству товаров или оказанию услуг, имеющая своей основной целью извлечение прибыли.

Разновидностью бизнеса является коммерция. *Коммерция – это торговля.

*Предпринимательство (возьмем за исходное определение Й. Шумпетера) – инновационная деятельность как в сфере бизнеса, так и вне ее. С этой точки зрения предпринимателем может быть бизнесмен, внедряющий новую технологию производства или производящий новый продукт; ученый, находящий новое решение задачи; преподаватель, использующий новую методику преподавания.

Чтобы грамотно использовать экономическую терминологию, также нужно разграничить такие понятия, как фирма, предприятие и юридическое лицо.

*Предприятие – производственно-хозяйственная единица бизнеса; объединение материальных, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства одной или нескольких групп однородной продукции.

*Фирма – организационная единица бизнеса, в состав которой входят одно или несколько предприятий.

*Юридическое лицо – фирма, организация или учреждение, являющаяся субъектом гражданских прав и обязанностей, обладающая следующей совокупностью признаков:

1. Может от своего имени приобретать и отчуждать имущество.

2. Прошла государственную регистрацию.

3. Имеет счет в банке.

4. Имеет печать.

5. Может выступать истцом и ответчиков в суде и арбитражном суде.

Таким образом, фирма является юридическим лицом, а предприятие – нет. Предприятие может служить объектом купли-продажи, а фирма (по закону) – нет, может произойти только изменение собственников, вкладывающих свои средства в уставный капитал.

Фирмы могут иметь филиалы, представительства, дочерние и зависимые фирмы.

*Филиал – обособленное подразделение фирмы, расположенное вне места ее нахождения и осуществляющее все функции фирмы или их часть, включая функцию представительства.

*Представительство - обособленное подразделение фирмы, расположенное вне места ее нахождения, которое представляет ее интересы и осуществляет их защиту.

Филиалы и представительстване являются юридическими лицами, но обладают тремя признаками юридических лиц из пяти необходимых:

- имеют печать,

- счет в банке,

- государственную регистрацию.

*Уставный капитал –та сумма денег или имущество в денежной оценке, с которых начинается деятельность фирмы. Уставный капитал указывается в уставе фирмы.

*Дочерняя фирма – фирма, чьи решения определяются другой фирмой, как правило, имеющей преобладающее (51% и более) в уставном капитале первой.

*Зависимая фирма –фирма, более 20% уставного капитала которой принадлежит другой фирме.

Различают формы организации бизнеса (формы, в которых может организовываться деятельность, направленная на извлечение прибыли) и формы организации деятельности (которая не направлена на извлечение прибыли).

Формами организации бизнеса являются:

- индивидуальный бизнес,

- партнерства,

- акционерные общества.

К формам организации деятельности относятся:

- производственные кооперативы,

- потребительская кооперация,

- некоммерческие организации.

Сначала изучим формы организации бизнеса.

Наши рекомендации