Постановка миссии судоходной компании
Разработка проекта развития судоходной компании – это центральное звено хозяйственного механизма оптимизации состояния судоходной компании. Главными инструментами реализации проекта эффективного позиционирования транспортного предприятия является постановка целей и выработка соответствующей политики по их достижению.
Как известно, для того чтобы предприятие эффективно функционировало на рынке оно должно обеспечивать количественный и качественный рост параметров, изыскивать новые формы применения капитала, экономически оправданные технологии производства, конкретные формы предложения продукции или потенциала относительно спросу.
На первой стадии разработки проекта должны быть осознаны потенциальные возможности и угрозы, которые могут возникнуть в ходе функционирования предприятия в связи с избранной им миссией и видом бизнеса. Именно такой подход позволяет правильно определить предназначение предприятия, т.е. область будущей деятельности, а также потенциальные возможности ее осуществления и риски. Поэтому первым из наиболее важных шагов в разработке проекта является выбор миссии предприятия, иными словами: что производить, чем заниматься (вид бизнеса).
Формулировка миссии предприятия содержит следующие элементы:
- миссия отвечает на вопрос, какой предпринимательской деятельностью занимается предприятие и каковы его задачи с точки зрения производства услуг;
- внешняя среда судоходной компании, определяющие ее рабочие принципы и условия функционирования;
- культура судоходной компании. Под культурой судоходной компании понимается ее положение и представление о ней в общественном сознании.
Примером миссии судоходной компании может быть следующая:
- «Осуществлять перевозку навалочных грузов надежно, быстро, качественно и в срок»;
- «Осуществлять перевозку навалочных грузов по принципу «just in time».
Данная миссия служить фактором привлечения грузовладельцев, она показывает, какие потребности операторов внешней торговли компания может удовлетворить наиболее эффективно. Она предопределяет производственный профиль компании, т.е. состав, структуру и качественные характеристики ресурсов, которыми располагает предприятие транспорта для производства услуг, удовлетворяющих запросы потребителей.
Необходимо заметить, что в принципе эта общая цель (миссия) требует концентрации ограниченности ресурсов, поэтому принципиальное значение приобретает альтернативный подход к реализации стратегии.
4.2. Выбор стратегических целей судоходной компании
Второй этап разработки проекта развития и позиционирования отраслевого транспортного предприятия заключается в выборе стратегических целей по этапам жизненного цикла. Он связан с оценкой того, чем можно или должно пожертвовать для достижения общей цели предприятие транспорта. Это означает, что экономическая стратегия должна включать такие правила и приемы выбора целей и средств их достижения, чтобы направление какого либо ресурса на достижение этой цели не оказало бы отрицательное воздействие на реализацию других стратегических проектов, а, следовательно, на устойчивость судоходного предприятия с точки зрения долгосрочной перспективы.
Цель – это четко выраженный результат, который необходимо достигнуть к определенному времени. Цель развития предприятия определяет содержание, направление работ и нормы для измерения достигнутых результатов.
В процессе постановки стратегических целей транспортного предприятия учитываются следующие методические требования:
- конкретность и измеримость постановки и достижения результатов;
- четкая ориентация во времени;
- реальность, достижение основных параметров в системе внешних угроз и ограничений.
Пример постановки стратегических целей и задач судоходной компании
Стратегические цели любой судоходной компании как предприятия устанавливаются по принципу отражения и достижения стандартных параметров и конкурентных преимуществ по совокупности показателей.
Прибыль.
Достижение такой величины прибыли, которая позволит транспортному предприятию не только эффективно функционировать в выбранном секторе рынка транспортных услуг, но и развиваться по критерию роста ценности предприятия.
Конкурентоспособность.
Достижение такого уровня конкуренции в секторе функциональной специализации, которая даст возможность занимать на нем лидирующие позиции.
Заказчики (грузовладельцы).
Обеспечить выполнение договоров на перевозку быстро, надежно и качественно.
Кадровая политика.
Удовлетворение потребностей транспортного предприятия в кадрах и эффективное использование трудового потенциала.
5. Эффективность и затраты.
Организационная структура предприятия обеспечивает планирование и использование ресурсов в соответствии со стратегией лидерства в затратах.
6. Гибкость структуры управления.
Структура управления должна изменяться в соответствии с требованиями рынка и соответствовать первым пяти целям.