Гарантирующий поставщик электроэнергии, энергосбытовые компании

Гарантирующий поставщик, энергоснабжающая организация, независимая энергосбытовая компания – это сбытовые компании, которые приобретают электрическую энергию для перепродажи своим потребителям по заключенным договорам.

Ключевая роль в существующей модели розничных рынков принадлежит гарантирующим поставщикам, призванным обеспечить надежное электроснабжение потребителей.

Гарантирующий поставщик – это коммерческая организация, обязанная заключить договор с любым обратившимся к ней потребителем либо с покупателем, действующим от имени и в интересах потребителя, а также обязанная принять на обслуживание потребителей без их обращения в случаях, предусмотренных Основными положениями функционирования розничных рынков. Каждый гарантирующий поставщик действует в таком качестве в рамках своей зоны деятельности. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков не пересекаются.

ГП принимает потребителей на обслуживание в отсутствии их обращения в случае:

· присвоения статуса ГП;

· изменения границ зон деятельности (включения в зону ГП зоны другого ГП);

· ликвидации, банкротства ЭСК.

Наличие ГП в конструкции розничного рынка гарантирует, что покупатель не окажется в ситуации, когда с ним отказались заключать договор все сбытовые организации (например, у покупателя отрицательная «кредитная» история).

Отличие ГП от ЭСК:

ГП ЭСК
- обязанность заключить договор с любым обратившимся в пределах зон деятельности (за исключением 2-х случаев); - свободна в заключении договоров (вправе выбирать потребителя, условия договоров свободные);
- действует в таком качестве в пределах границ определенной для ГП зоны деятельности; - не установлена зона деятельности;  
- несет ответственность перед покупателем за надежность и качество энергоснабжения, в т.ч. за действия третьих лиц; - покупатель самостоятельно должен проверить право независимой ЭСК распоряжаться электроэнергий;  
- осуществляет продажу электрической энергии (мощности) населению по регулируемым ценам. - осуществляет продажу электрической энергии (мощности) по свободным (договорным) ценам.  

ГП осуществляет поставку электрической энергии (мощности) своим покупателям по публичным договорам.

Публичный договор– договор, обязательный к заключению для ГП по характеру его деятельности в отношении каждого, кто к нему обратится (ст. 426 ГК РФ).

К числу субъектов публичного договора относятся не все коммерческие организации, а только те, которые выполняют определенные (публичные) виды деятельности. Частичный перечень этих видов приводится в п.1 ст.426 ГК РФ. К ним относятся розничная торговля, услуги связи, электроснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание.

Условия договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Статус ГП ко многому обязывает. Обслуживание ГП потребителей (покупателей) электрической энергии должно осуществляться в соответствии со следующими требованиями к качеству их обслуживания:

а) соблюдение требований о порядке и сроках заключения договора с потребителем;

б) наличие и функционирование центров очного и заочного обслуживания потребителей, в том числе бесплатных телефонных или телекоммуникационных каналов связи с ГП;

в) соблюдение требований о порядке и сроках снятия и приема показаний расчетных приборов учета (ПУ), а также обеспечение приема показаний ПУ электрической энергии от потребителей способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.);

г) обеспечение выставления потребителю счетов на оплату электрической энергии способами, допускающими возможность их удаленной передачи (почта, сеть Интернет и др.);

д) обеспечение потребителю возможности внесения платы по договору различными способами, в том числе для граждан-потребителей напрямую гарантирующему поставщику без оплаты комиссии;

е) организация службы приема обращений потребителей по вопросам поставки некачественной электрической энергии или прекращения поставки электрической энергии;

ж) организация приема всех обращений потребителей в адрес ГП письменно или устно, в том числе посредством телефонной связи, сети «Интернет», электронной почты и т.д.

НЕСОБЛЮДЕНИЕ установленных требований может повлечь лишение статуса ГП.

Наши рекомендации