Субъект труда и уровни его изучения.
Психические регуляторы в труде, их разновидности.
Изучение и диагностика сознания субъекта труда.
Методы исследования трудовой мотивации
Исследование мотивации коллектива имеет важное теоретическое и практическое значение в современной психологии личности и психологии труда, управления по изучению взаимоотношений между людьми в сфере трудовой деятельности.
Исследование мотивации персонала среди менеджеров среднего звена в разных странах, выявило три важнейших фактора мотивации:
1. Желание работать в компании, которая известна, успешна и престижна, то есть привлекательность компании как брэнда.
2. Работа сама по себе, работа как интересное, увлекательное занятие для менеджера, которое он выполняет с удовольствием, которое дает возможность для самореализации.
3. Заработная плата и иные виды материального мотивирования.
Актуальным является создание системы оценки и формирования мотивации трудовой деятельности работников предприятия, в которой система оплаты труда займет свое место в качестве одного из средств побуждения к работе.
Разработка комплексной системы управления мотивацией трудовой деятельности работников предприятия должна осуществляться поэтапно. Основные этапы такой разработки должны включать в себя следующие мероприятия:
Организация и проведение мониторинга реальной мотивации трудовой деятельности работников различных подразделений предприятия на основе специально разработанных методов диагностики скрытой и скрываемой мотивации.
Оценка внутренних и внешних факторов мотивации трудовой деятельности, включая потребности личности работников, организацию управления, стимулирование и систему оплаты труда, особенности условий труда, трудовых отношений, кадровой работы, социальной инфраструктуры предприятия.
Определение влияния трудовой мотивации на различные показатели трудовой деятельности, в том числе производительность, качество и безопасность труда, трудовую дисциплину, текучесть кадров, заболеваемость, квалификацию, ответственность, инициативу, творчество, коллективизм работников.
Разработка и внедрение системы организационных, кадровых и социально-психологических мероприятий, направленных на повышения мотивации трудовой деятельности и удовлетворенности работой различных групп сотрудников.
Определение принципов и оптимизация системы оплаты труда, ее согласование с целями и нормами предприятия, результатами труда предприятия, подразделений и работников и т.д. с целью повышения трудовой мотивации.
Оценка и контроль эффективности системы управления мотивацией работников предприятия с использованием, как объективных критериев трудовой деятельности, так и показателей реальной мотивации персонала.
Субъект труда и уровни его изучения.
Характеризуя труд человека как «функциональную систему», а человека как субъекта труда— инициатора активности, Е.А. Климов для изучения уровня его сформированное™ выделяет психологические признаки субъекта труда и психические регуляторы труда, разработанные на основе профессиографического анализа субъектно-объектных взаимосвязей, специфичных для различных видов профессиональной деятельности.
Итак, можно сказать, что на современном этапе научного знания профессиография становится истинно психологическим инструментом, позволяющим познавать сущность человека как субъекта труда, изучать динамику его становления, развития, формирования, саморегуляции в конкретной профессиональной деятельности. А также осуществлять оценку уровня его сформированности и причин неудач, вырабатывать средства и способы для его коррекции, регуляции и реабилитации, наряду с этим разрабатывать и рекомендации по совершенствованию объективной и нормативной организации трудового поста.
И тем не менее, несмотря на достаточно развитую в настоящее время теоретико-методологическую, и методическую систему знаний, включающую принципы, формы и методы организации системной субъектно-деятельностной профессиографии, реализация этих знаний находится еще в стадии;.развития.
В практике психологического изучения профессионального труда до сих пор встречается и операционально-технологический подход к профессиографии. Например, «модульный подход» [61, 219], позволяющий изучать профессию «... как конструкцию, составленную из отдельных типовых элементов деятельности» [219, с. 12]. «Типовые элементы деятельности относятся к разным ее сторонам: к целям, условиям, орудиям и отдельным операциям» [там же]. В результате такого профессиографирования психологическая характеристика профессии (психограмма) определяется суммой модулей. Данный модуль включает две части: «... характеристики типового элемента деятельности и психологических требований, предъявляемых к человеку» [там же]. Описанный тип профессиографирования применяется в практике профконсультирования [61].
Наряду с этим, разработаны и схемы психологического изучения профессиональной деятельности, соответствующие современным воззрениям на субъект труда [130, 151, 186]. Для построения профессиограммы A.M. Маркова предлагает «задачно-личностный модульный подход» [186]. Схема составления психологической характеристики профессии, с позиции данного подхода, включает две части: «трудограмму» (описание труда в профессии) и психограмму (описание человека труда в профессии) [там же, с. 26, 28]. В «трудограмму» включены «объективно необходимые профессиональные задачи, предмет труда, профессиональные знания и трудовые, и профессиональные умения, результат профессиональной деятельности» [там же, с. 24]. В психограмму включены психологические знания, психологические действия, психологические личностные качества и др. Эту схему профессиографирования А.К. Маркова предлагает - для аттестации кадров и оценки уровня их профессионализма.
Программа-схема ориентировочного изучения новой профессии была разработана Е.А. Климовым для обеспечения профессионального самоопределения [151, с. 142]. Она позволяет составить психологическую характеристику профессиональной деятельности, в которой описываются взаимосвязи конкретного трудового процесса с мотивационными, познавательными, исполнительными, эмоционально-волевыми и другими процессами, активизируемыми у субъекта труда.
Схема аналитической профессиограммы, разработанная автором, обеспечивает построение гипотетической психологической операторной модели профессиональной деятельности [130, с. 32-33] на основе нормативно-параметрического и морфологического уровней системного анализа деятельности. Она включает два взаимосвязанных раздела: операционально-технологический и психологический, что позволяет ее применять в практике профессиональной психодиагностики, проводимой с позиций деятельностного подхода.
Анализ профессиографических технологий позволил выделить основные методологические и теоретические принципы построения новой технологии психологического изучения профессиональной деятельности с позиций системного субъектно-деятельностного подхода. Одним из базовых принципов является организация изучения профессиональной деятельности как системы, функционирующей при взаимодействии двух компонентов: субъекта труда с объектом труда. В данном случае объект труда — это конкретный трудовой пост, нормативно заданный. Субъект труда — это «носитель» предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник и инициатор активности, направленной на объект труда.
Другим базовым принципом профессиографирования является дифференцированный подход к изучению субъект-но-объектных взаимосвязей и уровней анализа профессиональной деятельности как системы, обусловленный конкретной практической, методической или научной задачей. Еще один немаловажный принцип — это применение в профессиографировании комплекса методов.
Для обеспечения новой современной технологии психологического изучения профессиональной деятельности были разработаны ориентировочная схема системного профессиографирования и ориентировочная схема применения методов при профессиографировании уже ранее широко применявшиеся в практике [130] и получившие дальнейшее развитие в настоящей работе.