Основания возникновения и прекращения права собственности в предпринимательской деятельности.
1. Приобретение и прекращение права собственности — две крайние точки, в границах которых реализуются правомочия предпринимателей. Обе точки отмечаются определенными юридическими фактами, влекущими приобретение или прекращение права собственности, и тесно связаны между собой. Прекращение права собственности на имущество у одного субъекта предпринимательского права нередко означает возникновение права собственности на то же имущество у другого субъекта, и наоборот.
Основаниям возникновения права собственности посвящена гл. 14 ГК РФ. Изложенный в ней перечень оснований не является исчерпывающим. Право собственности может возникнуть и по иным основаниям, не противоречащим закону. Они классифицируются на основания первичные и производные. К первичным относятся основания возникновения права на имущество, которое ранее не имело собственника и на которое, таким образом, право собственности возникает впервые. К производным — на имущество, уже находившееся в собственности одного или нескольких лиц и перешедшее на законных основаниях к новому собственнику.
Необходимость знания различий между обоими основаниями вызвана качественными отличиями правоустанавливающих документов на первичное и производное право собственности. Например, во владении лица могут находиться овощи и фрукты, иные вещи, произведенные им самим, украденные или купленные на рынке. И нужно быть готовым представить доказательства того, что лицо действительно занимается производством этих вещей или имеет производное право собственности на них.
Производное право собственности обычно возникает вследствие заключения договоров купли-продажи, мены, дарения и иной сделки об отчуждении имущества, имеющего собственника, другому лицу. К производным основаниям приобретения права собственности относятся также переход в соответствии с завещанием или законом к другому лицу в порядке правопреемства права собственности на имущество умершего, переход имущества реорганизованного юридического лица к юридическому лицу — правопреемнику этого юридического лица. Члены потребительского кооператива и другие лица, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, гараж, иное помещение, предоставленное им кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Приобретая право собственности по производному основанию, надо быть предельно внимательным. К новому собственнику как правопреемнику прежнего собственника переходят все возможные обременения имущества — залоговые, арендные и т. п. В результате, став собственником имущества, можно получить не выгоду, а понести убытки.
29. Право хозяйственного ведения: понятие и содержание.
Государственные и муниципальные предприятия и учреждения, за которыми закрепляется государственное или муниципальное имущество, приобретают на него ограниченное вещное право, а именно право хозяйственного ведения или право оперативного управления (ст. 294-300 ГК РФ).
Субъектами права хозяйственного ведения являются:
-государственные предприятия;
-муниципальные предприятия.
Обе разновидности предприятий представляют собой коммерческие организации, создаваемые государством или муниципальным образованием с целью извлечения прибыли.
Объектом права хозяйственного ведения является предприятие, понимаемое как имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности, в который входят земельные участки, здания, сооружения, оборудование, сырье, инвентарь и т.д. (ст. 132 ГК РФ), поскольку именно такое имущество необходимо государственным и муниципальным предприятиям для предпринимательской деятельности.
Содержание права хозяйственного ведения составляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению закрепленным за государственным или муниципальным предприятием имуществом в рамках, установленных собственником. Эти рамки отражают факт наличия у собственника ряда правомочий в отношении переданного им государственному или муниципальному предприятию имущества. В частности, в соответствии со ст. 295 ГК РФ собственник:
- решает вопросы создания предприятия, утверждает его устав, в котором определяет предмет и цели деятельности предприятия, а значит, и направления использования имущества;
- реорганизует и ликвидирует предприятие, а в связи с этим распоряжается имуществом, которое находилось у него до этого момента. По смыслу статей 295 и 296 ГК РФ, собственник не имеет права изъять имущество у государственного или муниципального предприятия до его реорганизации или ликвидации;
- назначает директора предприятия и через него проводит свою политику в отношении имущества, закрепленного за предприятием;
- осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, однако вмешиваться в его текущую хозяйственную деятельность собственник, по смыслу ст. 295 ГК РФ, не вправе;
- имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Государственное и муниципальное предприятие владеет и пользуется закрепленным за ним имуществом с учетом названных ограничений со стороны собственника по своему усмотрению. Очевидно, что эти ограничения носят общий характер и не могут привести к существенному сужению свободы усмотрения субъектов права хозяйственного ведения.
Правомочие распоряженияограничено в большей степени для обеспечения интересов собственника. В соответствии с п. 2 ст. 295 ГК РФ государственное и муниципальное предприятие вправе самостоятельно распоряжаться только закрепленным за ним движимым имуществом. Распоряжение объектами недвижимости возможно только с согласия собственника.
30. Право оперативного управления: понятие и содержание.
Государственные и муниципальные предприятия и учреждения, за которыми закрепляется государственное или муниципальное имущество, приобретают на него ограниченное вещное право, а именно право хозяйственного ведения или право оперативного управления (ст. 294-300 ГК РФ).
Субъектами права оперативного управления выступают два вида юридических лиц:
-казенные предприятия, являющиеся особой разновидностью государственных предприятий. Они создаются на базе федеральной собственности по решению Правительства РФ (ст. 115 ГК РФ) для обеспечения наиболее существенных государственных нужд (оборонные предприятия, предприятия атомной энергетики, некоторых видов транспорта и т.п.). Они также относятся к числу коммерческих организаций;
-государственные и муниципальные учреждения, создаваемые для удовлетворения общественных потребностей в образовании, здравоохранении, науке, культуре (учебные заведения, поликлиники, театры и т.д.). Эти организации относятся к числу некоммерческих, так как основной целью их деятельности не является извлечение прибыли. В такой организационно-правовой форме существуют и органы внутренних дел.
Объекты права оперативного управления более разнообразны. Для казенного предприятия объектом является предприятие как имущественный комплекс (ст. 132 ГК РФ), поскольку оно занимается предпринимательской деятельностью. Для государственных и муниципальных учреждений объектом права оперативного управления может являться любое имущество, закрепленное за ними собственником и предназначенное для осуществления некоммерческой деятельности в соответствии с их профилем.
Содержание права оперативного управления является более узким, чем права хозяйственного ведения. Это связано с тем, что казенное предприятие, государственное или муниципальное учреждение в соответствии со ст. 296 ГК РФ осуществляют правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом собственника не только в рамках, установленных законом и определенных самим собственником в учредительных документах, но также исходя из конкретных заданий собственника и назначения закрепленного за ними имущества. Это означает, что собственник вправе вмешиваться в текущую деятельность данных субъектов, давая им обязательные для исполнения определенные задания. Таким образом, собственник определяет конкретные направления использования имущества. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 296 ГК он вправе изъять у субъектов права оперативного управления излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество не только в связи с их реорганизацией или ликвидацией. Такие полномочия собственника существенно сужают возможности казенного предприятия и учреждений владеть и пользоваться закрепленным за ними имуществом по своему усмотрению, так как их деятельность прежде всего должна служить реализации интересов собственника.
Правомочие распоряжения является наиболее ограниченным элементом в содержании права оперативного управления.
В соответствии со ст. 297 ГК РФ казенное предприятие вправе самостоятельно распоряжаться только произведенной продукцией и только в случае, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Распоряжение всеми другими видами имущества (не только недвижимым, но и движимым) казенное предприятие осуществляет только с согласия собственника.
Учреждение вообще не вправе распоряжаться имуществом, которое закреплено за ним собственником, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (п. 1 ст. 298 ГК РФ). Однако оно вправе распоряжаться доходами, полученными от осуществления разрешенной собственником приносящей доходы деятельности, и имуществом, приобретенным за счет этих доходов (п. 2 ст. 298 ГК РФ), как если бы они принадлежали учреждению на праве хозяйственного ведения. Эти доходы и имущество подлежат обособленному учету на отдельном балансе (при том, что основным документом, в котором в стоимостной форме отражаются денежные средства и имущество учреждения, является смета).