Понятие и значение договора в сфере предпринимательской деятельности.
Понятие и значение договора в сфере предпринимательской деятельности.
В современном обороте понятие договора стало многозначным. Это понятие рассматривается в разных аспектах:
1) Договор рассматривается как совпадающее волеизъявление (соглашение) его участников (сторон), направленное на установление либо изменение, или прекращение определенных прав и обязанностей. С этой точки зрения он является сделкой — юридическим фактом, главным основанием возникновения обязательственных правоотношений.
2) Понятие договора применяется к правоотношениям, возникшим в резуль- тате заключения договора (сделки), поскольку именно в них существуют и реализуются субъективные права и обязанности сторон договора.
3) Договор часто рассматривается и как форма соглашения (сделки) — доку- мент, фиксирующий права и обязанности сторон.
Согласно действующему законодательству: договор — соглаше-ние двух или нескольких лиц об установлении, изменении или пре- кращении гражданских прав и обязанностей.
В данном смысле договор представляет собой разновидность сделки и характеризуется двумя основными чертами:
• во-первых, наличием согласованных действий участников, выражающих их взаимное волеизъявление;
• во-вторых, направленностью данных действий (волеизъявления) на уста-новление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей сторон.
Права и обязанности сторон, выраженные в условиях договора, должны от-вечать принципам равенства, автономии воли и имущественной ответственности, самостоятельности участников договорных отношений.
Один из основополагающих принципов, на которых основано заключение до- говора, — это принцип свободы договора.
Сущность данного принципа состоит в том, что:
1) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Принуж-дение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность одной из сторон заключить договор прямо предусмотре- на законом либо добровольно принятым обязательством.
2) Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не преду- смотренный законом или иными правовыми актами.
3) Стороны свободны в определении условий договора, которые формулиру-ются по их усмотрению. Исключение составляют лишь случаи, когда со- держание соответствующего условия договора прямо предписано законом или иными правовыми актами. При этом закрепляется приоритет договора над законом, принятым после заключения договора.
Содержание договора как соглашения (сделки) составляет совокупность согла- сованных его сторонами условий, в которых закрепляются права и обязанности сторон, составляющие содержание договорного обязательства. Среди условий договора необходимо выделять существенные условия.
Существенными признаются все условия договора, которые требуют согла- сования, и при отсутствии соглашения сторон хотя бы по одному из них договор признается незаключенным. Это условия, которые закон считает необходимыми и достаточными для воз-никновения того или иного договорного обязательства. К существенным условиям относятся:
1) условия о предмете договора;
2) условия, прямо названные в законе или иных правовых актах как суще-ственные (условия, необходимые для договоров данного вида);
3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Существенные условия договора могут подразделяться:
• на предписываемые (условия, необходимые для заключения договоров дан-ного вида);
• инициативные (условия, которые сами по себе не требуются для заключе-ния договора, но включены в него исключительно по желанию сторон).
В теоретической и учебной литературе условия, включенные в договор по же-ланию сторон, называют случайными, противопоставляя их условиям обычным, которые вообще не согласуются сторонами, но входят в содержание их договорно- го обязательства. К последним традиционно относят условия, предусматриваемые диспозитивными нормами для большинства договоров (о сроке и месте исполне-ния, цене и т. п.).
Форма торговой сделки. Содержание и структура торговых сделок.
Формы сделок: простая устная
Устная форма сделки применима, если законом или соглашением сторон не установлено, что она была заключена в письменной форме (простой или нотариально).
Простая письменная форма сделки является основной преобладающей для юр/л и вообще в коммерции. Несоблюдение простой письменной формы лишает стороны возможности ссылаться на свидетельские показания при возникновении спора. Также, это может повлечь штрафные санкции.
Устная форма сделки применяется при заключении сделок, прежде всего между юридических лиц. Также в данной форме совершаются сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. Несоблюдение простой письменной формы лишает стороны возможности ссылаться на свидетельские показания при возникновении споров.
Нотариальная формаозначает, что в документе, соответствующим требованиям-предъявляемым к простой письменной форме, нотариус или другое уполномоченное лицо делает удостоверительную надпись (ст. 163 ГК).
Нотариальная форма повышает надежность сделки, упрощается порядок разрешения споров. Минусы: нотариальное удостоверение создает определенные технические трудности и требует затрат. Поэтому законом установлен небольшой круг сделок, к которым установлено обязательная нотариальная форма.
Содержание понятия «товарная сделка»
Заключение торговых сделок на торгах. Организация и проведение торгов
Торги Способ заключения договора на продажу имущества. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену…
Виды биржевых сделок
На каждой бирже разработаны специальные правила заключения сделок, их подготовки, выполнения, расчетов по сделкам, разрешения споров. Биржевые сделки заключаются участниками биржи в биржевом собрании на организованных торгах. Существенными условиями сделки являются: наименование, качество и количество товара; цена и форма оплаты за купленный товар; распределение расходов по транспортировке, хранению и страхованию товара; местонахождение (пункт доставки) товара; срок исполнения сделки и условия поставки. После заключения сделки участники торгов должны быть обязательно проинформированы о наименовании проданного товара, его количестве, а также общей стоимости сделки. Подача информации в торговый зал автоматизирована и происходит в режиме on-line.
Все сделки, заключаемые на бирже, можно разделить на две группы: 1) сделки с реальным товаром; 2) сделки без реального товара.
При осуществлении сделки с реальным товаром товар имеется в наличии (ожидается к прибытию на биржу в день торга или находится в пути) и должен быть предъявлен к поставке в срок, указанный в биржевом договоре. Целью сделок с реальным товаром является физически переход товара от продавца к покупателю. Сделки с реальным товаром подразделяются на кэш-сделки (сделки с наличным товаром), форвардные сделки, бартерные сделки, условные сделки.
Кэш-сделка (взаимная передача прав и обязанностей в отношении реального товара) представляет собой сделку с наличным товаром, который имеется у продавца в наличии на момент совершения сделки и может быть поставлен покупателю в установленный договором срок. Согласно действующему законодательству эти сделки могут осуществляться как на основе предварительного осмотра товара, так и без предварительного осмотра. Оплата товара осуществляется в момент его поступления в собственность покупателя или в соответствии с условиями договора. Простейшим видом такой сделки являются сделки с немедленной поставкой (от одного до пяти дней).
Форвардная сделка (взаимная передача прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки) – это сделка, в которой товар передается продавцом в собственность покупателя на оговоренных сторонами условиях поставки и расчетов в установленный сторонами срок в будущем. Отличительной особенностью этой сделки является то, что момент заключения обязательств не совпадает с моментом их выполнения. Форвардная сделка оформляется договором поставки.
Условная сделка (сделка с условием) – это соглашение, при заключении которого брокер выполняет определенные поручения продавца. Как правило, продать товар при условии одновременной покупки другого товара.
Наиболее распространенными операциями на товарных биржах являются сделки без реального товара, которые делается на фьючерсные и опционные.
Фьючерсные сделки (взаимная передача прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара) осуществляются с товарами, которых в момент заключения сделки в наличии нет. Фьючерс – типовой биржевой срочный контракт, купля-продажа которого означает обязательство поставить или получить указанное в контракте количество продукции по цене, которая была определена при заключении сделки. Принцип фьючерсного контракта в том, что первоначальный покупатель заключает с производителем (или продавцом) типовой контракт на определенную предполагаемую сумму с фиксированным сроком поставки. При этом контракт становится ценной бумагой и может в течение всего срока действия перекупаться много раз. Фактически происходит акт купли-продажи права на будущий товар. Держатель контракта может как угадать, так и не угадать колеблемую стоимость товара, проиграть или получить прибыль.
Под опционом (уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара) понимают особый вид биржевых сделок с ограниченным по сравнению с обычными фьючерсными операциями риском. Опционы (сделки с премией) – это сделки, в которых один из контрагентов за установленное вознаграждение (премию) приобретает право на основании особого заявления до определенного дня сделать тот или иной выбор, имеющий отношение к исполнению сделки. Опцион предоставляет одной из сторон сделки право выбора объема, способа, формы выполнения обязательства, а также право отказа от выполнения обязательства при обстоятельствах, оговоренных в контракте. Например, при сделках, связанных с куплей-продажей товаров, опцион может касаться количества товара, сроков его доставки, величины отдельных партий и их цены, валюты платежа и других условий. В обмен на получение такого права покупатель опциона уплачивает его продавцу определенную сумму (премию).
Опционом также называется право покупателя на покупку дополнительного количества товара на тех же условиях, что и по предыдущему контракту. При этом необходимо указать период времени, в течение которого покупатель обязан поставить продавца в известность о намерении воспользоваться своим правом.
Гарантия качества товара
1. Товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
2. В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
3. Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
Приемка товаров по качеству. Приемка товаров по качеству проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров низкого качества.
Цель такой приемки — установление соответствия качества поступивших на склад торговой организации товаров требованиям стандартов, технических условий, условиям договора, а для некоторых товаров — образцам-эталонам и т. п.
Договор подряда
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Договор явл.: консенсуальным, возмездным двусторонне обязывающим.
Стороны по договора: подрядчик и заказчик. Предмет договора — изготовление или переработка (обработка) вещи либо выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.
Форма договора — простая письменная.
Подрядчик по договору обязан: самостоятельно выполнить обусловленную работу, если иное не предусмотрено договором;выполнить работу в полном соответствии с указаниями заказчика и назначением имущества;предупредить заказчика и приостановить выполнение работ до его указаний при обнаружении: о недоброкачественных материалах от заказчика и иные обстоятельства не зависящие от подрядчика; соблюдать сроки работ; при отказе заказчика от исполнения договора иметь право на оплату части установленной цены пропорционально выполненной работе, а также на возмещение причиненных убытков.
Заказчик по договору обязан: в срок передать подрядчику необходимые материалы, оборудование, техническую документацию и др.; оказывать подрядчику содействие в случаях, объеме и порядке, предусмотренных договором;своевременно принять и оплатить работу.
ОТЛИЧИЕ(В ОБЯЗАННОСТЯХ, в предмете договора)
При этом, как разъяснил Конституционный Суд РФ, полномочия арбитражного управляющего в деле о банкротстве в значительной степени носят публично-правовой характер, что означает действие управляющего в интересах должника, кредиторов и общества в целом. Это, в свою очередь, позволяет определить его как фигуру, на первостепенной основе подчиняющуюся предписаниям публичного права, что, однако, не исключает наличия обязательственно-правовой природы в его деятельности.
Законодатель выделил следующие разновидности арбитражных управляющих:
1. временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения;
2. административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления;
3. внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления;
4. конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства.
Таким образом, Закон о несостоятельности предусматривает, что назначение для каждой из «основных» процедур банкротства отдельного арбитражного управляющего, функции и объем правомочий которого существенно различаются. Независимо от процедуры любой управляющий реализует ряд «универсальных», не зависящих от стадии конкурсного процесса задач.
Выбор арбитражного управляющего. В данном вопросе необходимо выделить два положения: а) каковы требования к кандидату на этот пост и б) как строится процедура назначения.
В законодательстве о несостоятельности используются различные подходы к решению первого положения. Управляющий в банкротном процессе может выбираться из числа представителей различных профессиональных групп, например предпринимательского сообщества, служащих какого-либо специализированного правительственного учреждения или из какой-либо частной коллегии квалифицированных специалистов (как правило, юристов, бухгалтеров). В некоторых правовых системах законодательство о несостоятельности предусматривает, что по всем конкурсным делам или по некоторым категориям этих дел автоматически назначается конкретное должностное лицо.
Российский закон также предъявляет к кандидату в арбитражные управляющие определенные требования. В соответствии со ст. 20 Закона о несостоятельности арбитражным управляющим может быть гражданин, который:
1. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
2. имеет высшее образование;
3. имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности;
4. сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;
5. прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;
6. не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
7. является членом одной из саморегулируемых организаций. Конституционность последнего требования была поставлена под сомнение, но Конституционный Суд РФ высказался в пользу соответствия данной нормы Основному закону.
Что же касается процедуры назначения арбитражного управляющего, то здесь необходимо отметить следующее.
Во многих правовых системах управляющий в деле о несостоятельности выбирается и назначается судом, который также осуществляет надзор за его деятельностью. Выбор может производиться по усмотрению суда из списка специалистов, обладающих надлежащей квалификацией, а также может осуществляться с помощью использования реестра специалистов, или на основе ротации, или же каким-либо другим способом, например по рекомендации кредиторов или должника.
В некоторых государствах выбор управляющего осуществляется по поручению суда специальным органом или учреждением, на которое возложены функции по общему регулированию деятельности всех управляющих в делах о несостоятельности.
Еще один подход позволяет кредиторам играть определенную роль в представлении кандидатур и выборе управляющего в деле о несостоятельности, который может быть назначен при условии, что он отвечает квалификационным требованиям для работы в этом качестве в рамках конкретного дела.
Наконец, четвертый вариант позволяет должнику назначить управляющего в деле о несостоятельности в тех случаях, когда, например, реорганизационное производство (восстановительная процедура банкротства: финансовое оздоровление или внешнее управление) было открыто по инициативе должника.
В соответствии со ст. 39, 42 и 45 Закона о несостоятельности суд на основании заявления кредитора, инициирующего дело о банкротстве, определяет саморегулируемую организацию, из числа членов которой будет избран арбитражный управляющий, и передает ей соответствующий запрос.
После получения запроса о представлении кандидатур управляющего саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными судом в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в запросе. Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом.
Данный порядок в действующем законе изложен применительно к первой из вводимых процедур банкротства — наблюдению и соответственно касается назначения временного управляющего. Однако он является единым для всех разновидностей рассматриваемого участника дела о банкротстве.
Законодатель, используя известный прием нормотворческой техники, не прибегает к подробному изложению соответствующей процедуры применительно к назначению административного, внешнего и конкурсного управляющего, а допускает отсылочную норму, указывающую на необходимость применения ст. 45 Закона о несостоятельности (ст. 83, 96, 127). Отличие в данном случае только одно. Если при введении наблюдения саморегулируемая организация указывается кредитором — инициатором дела о банкротстве, то в последующих процедурах организацию выбирает уже собрание кредиторов (п. 1 ст. 73 Закона о несостоятельности).
Обязанности и функции арбитражного управляющего. В Руководстве ЮНСИТРАЛ названы следующие обязанности и функции управляющего в банкротном деле, которые реализуются независимо от типа введенной процедуры банкротства:
1. взятие под свой контроль активов, образующих имущественную массу, и коммерческой документации должника;
2. выполнение функций представителя имущественной массы;
3. привлечение финансирования после открытия производства;
4. осуществление прав в интересах имущественной массы в рамках возбужденных судебных, арбитражных или административных процедур;
5. получение информации, касающейся должника, его активов, обязательств и ранее заключенных сделок (особенно сделок, заключенных в течение подозрительного периода);
6. принятие мер для защиты и сохранения активов имущественной массы и коммерческого предприятия должника;
7. регистрация прав имущественной массы (когда регистрация необходима для формализации прав имущественной массы в отношении добросовестных приобретателей), а также ряд др.
Конечно, ряд из перечисленных функций реализуется на определенных стадиях условно или опосредованно, но в целом закон ориентирует любого управляющего на следование таким задачам. Помимо этого в зависимости от избранной процедуры банкротства арбитражный управляющий может выполнять более узкие, специфически направленные функции, в частности, при попытке восстановления бизнеса и платежеспособности должника — разработку плана санации (финансового оздоровления) предприятия, его последующее претворение в жизнь, а при ликвидации — реализацию активов имущественной массы.
Российский закон о несостоятельности в целом следует тенденциям развитых систем несостоятельности.
Технические регламенты
Вместо государственных стандартов, содержавших обязательные требования к объектам регулирования, в Законе о техническом регулировании предусмотрено принятие новых нормативных документов - технических регламентов. Их значение по сравнению с ГОСТами значительно возрастет, поскольку технические регламенты должны приниматься, как правило, федеральным законом или международным договором, заключенным Российской Федерацией. Тем самым резко сокращается сфера действия ведомственных нормативных актов.
Технические регламенты устанавливают требования, обеспечивающие различные виды безопасности (излучений, биологическую, взрывобезопасность, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную, электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования), а также единство измерений.
Обязательные требования к качеству технические регламенты в отличие от государственных стандартов не устанавливают.
Технические регламенты должны приниматься в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в других целях не допускается. Процесс реформирования займет довольно длительный период.
Технические регламенты, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования, должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании. До принятия соответствующих технических регламентов требования к продукции, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям принятия технических регламентов. Правительством РФ утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.
Принципиальным является положение Закона о том, что техническое регулирование не должно служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для соблюдения установленных целей принятия технических регламентов. Тем самым вмешательство государства в предпринимательскую деятельность ограничивается строго определенными законом целями. Технические регламенты устанавливают с учетом риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие различные виды безопасности, в том числе ветеринарно-санитарные и фитосанитарные.
Требования к содержанию и применению технических регламентов установлены в Законе о техническом регулировании. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования.
В техническом регламенте могут содержаться правила и формы оценки соответствия, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Важно отметить, что содержащиеся в технических регламентах обязательные требования являются исчерпывающими, имеют прямое действие на территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
В техническом регламенте содержатся требования кхарактерᴎϲтикам продукции, процессам производства, эксплуатации, перевозки, реализации и утилизации, но не должны содержаться требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, когда из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента.
Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В таких случаях в техническом регламенте могут содержаться требования, касающиеся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
В технических регламентах могут содержаться специальные требования, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, инвалидов, беременных женщин, кормящих матерей).
Законом предусмотрено принятие технических регламентов двух видов: общих и специальных.Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Общие технические регламенты принимаются по вопросам: пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности эксплуатации и утилизации машин и оборудования, электромагнитной совместимости, безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий.
В требованиях специальных технических регламентов учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Следует подчеркнуть, что специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем видам продукции, процессам производства и другим видам деятельности, в отношении которых установленные законом цели принятия технических регламентов не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов
. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента установлен Законом о техническом регулировании. Процесс разработки и принятия технических регламентов характеризуется открытостью и доступностьюдля обсуждения любыми заинтересованными лицами. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.
2 вариант
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
Технический регламент – это документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, а также зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технический регламент – это документ, в котором изложен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых государством к тому или иному виду деятельности. Иные требования могут вноситься только изменениями и дополнениями в данный регламент. Единицей такого нормирования, его базовым модулем становится уже не отдельный документ (что удобно для инстанций нормирования), а регламент на вид деятельности, своего рода исчерпывающий свод норм и правил (что удобно для предприятий и необходимо для эффективного контроля).
Правительство РФ вправе издать постановление о техническом регламенте, являющееся временным и действующее впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона. При этом порядок принятия такого постановления должен полностью соответствовать требованиям Закона «О техническом регулировании».
В РФ действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты.
Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В регламент должны включаться только те требования, которые обеспечивают достижение следующих целей: безопасность жизни или здоровья граждан; безопасность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды; охрана жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Под обеспечением безопасности имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, как правило, понимаются требования, позволяющие избежать (конечно, с определенной вероятностью) угрозы его уничтожения.
Под охраной окружающей среды понимается обеспечение защиты окружающей среды от вредных воздействий, связанных с деятельностью человека. При этом должен учитываться вред, наносимый как людям, проживающим рядом с опасным объектом, так и животному и растительному миру, имуществу, постройкам и сооружениям.
Охрана жизни животных включает, кроме предотвращения непосредственных угроз конкретным видам животных, также и вопросы предотвращения распространения инфекционных заболеваний и эпизоотии. Что же касается охраны «жизни и здоровья растений», то речь идет об обеспечении предотвращения заболеваний растений и защиты территорий от распространения болезней растений.
Предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, обеспечивается достоверной информацией о реализуемой продукции, работах и услугах, т. е. путем информирования, маркирования, этикетирования и других подобных мер и действий.
Технический регламент не должен содержать требования к качеству и потребительским свойствам продукции, поскольку такие требования должны регулироваться рыночными отношениями, а не административными мерами. К ним, например, относятся показатели внешнего вида изделий, вкусовые характеристики, запах, качество отделки, характеристики, совместимые с другими изделиями, и т. п.
60. Стандартизация и сертификация в хозяйственной деятельности(украина)
Для успешного решения заданий, связанных с повышением качества продукции, необходимая определенная система мероприятий, какая бы ориентировала весь хозяйственный механизм, всю совокупность технических, организационных и социальных факторов современного производства на достижение такого уровня качества продукции, который полнее всего отвечал бы общественным потребностям. Объединение работ относительно улучшения технико-эксплуатационных потребительских свойств продукции в единственную систему целевых, постоянно осуществляемых мероприятий достигается на основе систем управления качеством.
Управление качеством продукции - это установление, обеспечение и соблюдение необходимого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении и эксплуатации, что достигается путем систематического контроля за качеством и целеустремленного влияния на условия и факторы, от которых она зависит. Система управления качеством продукции имеет многоуровневый (отрасль, объединение, предприятие, цех) комплексный (многоаспектный) характер. Она обеспечивает единство и взаимосвязь технического, организационного, экономического, социального и правового (юридического) аспектов.
Современные условия ведения хозяйства требуют от каждого предприятия внедрять действенные механизмы формирования качества продукции и сурово придерживаться их требований. Определяющими элементами этого процесса является стандартизация и сертификация продукции.
В соответствии с Законом Украины "О стандартизации" стандартизация- деятельность, что заключается в становлении положений для общего и многократного применения, относительно имеющихся или возможных заданий с целью достижения оптимальной степени благоустройства в определенной сфере, результатом которой является повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранению барьеров в торговле и содействию научно-техническому сотрудничеству.
Различают международную, региональную и национальную стандартизации:
- международная - стандартизация, что проводится на международном уровне и участие, в которой открыто для соответствующих органов всех стран;
- региональная— стандартизация, что проводится на соответствующем региональном уровне и участие, в которой открыто для соответствующих органов стран определенного географического или экономического пространства;
- национальная- стандартизация, что проводится на уровне одной страны.
Государственная политика в сфере стандартизации базируется на таких принципах:
- обеспечение участия физических и юридических лиц в разработке стандартов и свободного выбора ими видов стандартов при производстве или снабжении продукции;
- открытости и прозрачности процедур разработки и принятия стандартов с учетом интересов всех заинтересованных сторон, повышения конкурентоспособности продукции отечественных производителей;
- доступности стандартов и информации относительно них для пользователей;
- соответствия стандартов законодательству;
- адаптации к современным достижениям науки и техники с учетом состояния национальной экономики;
- приоритетности прямого внедрения в Украине международных и региональных стандартов;
- соблюдение международных и европейских правил и процедур стандартизации;
- участия в международной (региональной) стандартизации. Орган<