Предмет и метод предпринимательского права

Авторы, отстаивающие позицию о предпринимательском праве в качестве самостоятельной комплексной интегрированной отрасли российского права, с тенденцией ее перерастания в основную отрасль права, либо как самостоятельную отрасль права, предмет предпринимательского права обобщенно представляют отношениями, связанными с организацией предпринимательской деятельности, по «горизонтали», «вертикали» и внутрихозяйственными, корпоративными отношениям и складывающимися при осуществлении саморегулирования.

Академик В.В. Лаптев указывал, что предпринимательские (горизонтальные) отношения представляют собой имущественные отношения товарно-денежного характера, в рамках которых осуществляется предпринимательская деятельность между хозяйствующими субъектами либо между последними и гражданами. Вертикальные отношения складываются между управленческими органами и хозяйствующими субъектами в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности. Их содержание составляют организационные действия различных управленческих органов (антимонопольные, финансовые, налоговые органы, органы стандартизации, метрологии и др.). Внутрифирменные (внутрихозяйственные) отношения складываются между структурными подразделениями субъектов хозяйственной деятельности, регулируются предприятиями (организациями) путем издания локальных правовых актов[14].

Относительно вертикальных отношений позднее В.В. Лаптев уточнил, что речь идет не о традиционных отношениях власти и подчинения, не об отношениях административного права, которое в прошлом называлось «полицейским», а об отношениях между государственными органами и хозяйствующими субъектами, характеризуемых в нормативных актах по административной реформе как «государственные услуги». Сюда относится и развивающееся в последнее время государственно-частное партнерство[15].

Наряду с указанными выше элементами структуры предмета предпринимательского права высказана точка зрения о включении в него и предпринимательской деятельности. Деятельность как элемент предмета не входит ни в один из предметов базовых отраслей права. И этим, как отмечает А.Г. Быков, «предпринимательское право коренным образом отличается от гражданского. Для последнего как права гражданского оборота характерно регулирование только отношений и только в сфере оборота. Создание объекта гражданских прав – обычно вне сферы гражданского оборота и гражданским правом не регулируется»[16].

Обоснованием такого подхода, как отмечает В.К. Андреев, выступает Конституция РФ (ст. 8 и ст. 34), в которой в отличие от традиционного подхода к предмету правового регулирования, построению отрасли права акцент делается на деятельность, а не на общественные отношения, возникающие в процессе такой деятельности[17].

Включение предпринимательской деятельности в предмет предпринимательского права, с одной стороны, не укладывается в классическое понимание предмета отрасли права, под которым всегда понимались общественные отношения. Но, с другой стороны, наука не может выступать в качестве застывшей догмы. По мере накопления научных знаний, усложнения общественной жизни она должна преображаться с учетом изменяющихся реалий. В этом и проявляется истинное предназначение науки.

На наш взгляд, право воздействует не только на отношения, но и на саму предпринимательскую (профессиональную) деятельность. Такое воздействие осуществляется, например, через закрепление в нормах права требований к условиям ее осуществления, субъектам, ее осуществляющим, имуществу, вовлекаемому в хозяйственный оборот и др. В противном случае мы будем вынуждены признать, что лица, осуществляющие или желающие начать бизнес, находятся в ряде случаев в безыменных отношениях с государством, которое по отношению к ним будет выступать в качестве безликого субъекта. В связи с этим в предмете предпринимательского права деятельность (предпринимательская и профессиональная) должна занять свое законное место наряду с отношениями. Как отмечает О.М. Олейник, именно с использованием объектного или предметного критерия определяются пределы хозяйственного или торгового права во многих странах. Например, предметный признак раскрывает специфику и содержание торгового права Германии. В качестве предметного признака выступает регулируемая деятельность – промысел[18].

Таким образом, центральное место в предмете предпринимательского права занимает сама предпринимательская (профессиональная) деятельность. Наряду с ней в него входят: «вертикальные» имущественные отношения; договорные обязательства со специальным режимом предпринимательской деятельности; отношения, складывающиеся при осуществлении саморегулирования; корпоративные отношения.

«Вертикальные» имущественные отношения многочисленны и неоднородны. Они возникаю между хозяйствующими субъектами и органами государства, в силу этого относятся к категории отношений власти и подчинения. Относительно них В.С. Мартемьянов говорил, что представители науки хозяйственного права смело вторглись на «ничейную территорию» и внесли весомый вклад в разработку правового регулирования вертикальных имущественных отношений. Цивилисты остановились на горизонтали, полагая, что разработкой вертикальных хозяйственных связей должны заниматься представители административного права. Последние, однако, не нашли возможности заняться этой важной проблемой. «Хозяйственники» смело взялись – выиграла наука и дело правового регулирования.

«Вертикальные» имущественные отношения представлены прежде всего отношениями, связанными с регистрацией субъектов предпринимательской деятельности, объектов недвижимости. При регистрации хозяйствующих субъектов происходит реализация права на свободу выбора организационно-правовых форм ведения бизнеса; после регистрации возникает право на осуществление предпринимательской деятельности. Посредством регистрации объектов недвижимости происходит очерчивание имущественной базы, на основе которой будет осуществляться бизнес.

Данные отношения в настоящее время включены в предмет гражданского права, хотя по существу не являются гражданско-правовыми. Как указывает А.Г. Быков, отношения признаются гражданско-правовыми в тех случаях, когда они являются таковыми по содержанию для обеих сторон этого отношения. Поэтому если одна из сторон в правоотношении совершает действия, не являющиеся «гражданско-правовыми» по существу (например, регистрация юридического лица или прав на недвижимость), то правоотношение не считается гражданско-правовым[19].

К «вертикальным» имущественным отношениям относятся также институты правового регулирования бухгалтерского учета, ценообразования, лицензирования, технического регулирования, государственного контроля (надзора), конкуренции, уведомительного порядка начала осуществления предпринимательской деятельности и др.

Элемент предмета предпринимательского права – договорные обязательства со специальным режимом предпринимательской деятельности, образовался на месте «горизонтальных» отношений, которые возникают между равноправными субъектами. В учебниках по предпринимательскому праву к данным отношениям («горизонтальным»), в том числе, относят и предпринимательские договоры. На наш взгляд, «горизонтальные» отношения – это сугубо предмет гражданского права, а в связи с этим они не могут одновременно входить и в предмет предпринимательского права. В то же время, в последнее время возникают договорные обязательства, которые по своим сущностным признакам не могут быть однозначно причислены к числу гражданско-правовых договоров. Речь идет, например, о соглашениях о разделе продукции, концессионном соглашении, соглашении об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне, договорах, заключаемых по результатам приватизации государственного и муниципального имущества и торгов, проводимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Для данных договоров (соглашений) характерно отступление от принципа диспозитивности, влияние бюджетного и налогового законодательства, объясняемых наличием публичного интереса в заключении указанных соглашений.

Категория «специальный режим предпринимательской деятельности» производна от категории «правовой режим», под которой понимается как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание дозволений, запретов, а также позитивных обязываний[20]. Специальный правовой режим характеризуется либо особыми льготами и преимуществами, дополнительными правами, либо особыми ограничениями, выражается в дополнительных запретах или позитивных обязываниях[21]. Кроме того, специальные режимы, в отличие от общего режима, распространяют свое действие на ограниченный круг субъектов (определенной отрасли, сферы деятельности, либо даже индивидуально определенных), по иному, в сравнении с общим правилом, определяя их правовое положение (права, обязанности, ответственность)[22].

Отношения, складывающиеся при осуществлении саморегулирования, многоплановы, – это отношения, вытекающие из членства, и отношения по управлению.

Корпоративными отношениями являются отношения по участию в корпоративных организациях и управлении ими[23].

Метод правового регулированияобщественных отношений – это способы (приемы, средства) воздействия права на поведение людей.

«Правовой метод» следует рассматривать в широком и узком значениях. В первом случае речь идет о методах публичного и частного права как суперотраслях, во втором – об отраслевом методе.

С позиции деления права на публичное и частное выделяют два метода правового ре­гулирования: метод централизованного (императивного) и ме­тод децентрализованного (дозволительного) регулирования. Ме­тод централизованного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественных отношений. При его помощи регулируются отношения, в которых приоритетным, как правило, является общесоциаль­ный интерес. Метод децентрализованного регулирования построен на координации целей и инте­ресов сторон и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую оче­редь свои частные интересы.

Эти два метода характерны и для предпринимательского права.

В узком (отраслевом) значении понятие «правовой метод» наполняется конкретным содержанием с учетом специфики и характера регулируемых отношений. К основным отраслевым методам предпринимательского права следует отнести: метод предписаний, метод рекомендаций и метод автономных решений (равенства сторон).

Наши рекомендации