Задачи и основные направления обеспечения безопасности ОЭ.
Основные задачи, а также стратегия и тактика охраны офисных помещений.
Главной задачей и целью внедрения комплексной системы обеспечения безопасности офиса является обеспечение устойчивого функционирования предприятия и предотвращения угроз его безопасности. При этом организация системы безопасности в офисном помещении должна начинается с определения узловых точек, в которых риск возникновения угрозы наиболее велик.
Следующей задачей, которую выполняют наружные охранные системы безопасности является выбор технических средств для основной функции – контроля доступа в офисное помещение. Кроме этого безопасность офисного помещения кроме установки оборудования контроля доступа, должна предполагать установку датчиков охранной, пожарной сигнализации.
Также, в задачи комплексной безопасности офисного помещения, входит широкий круг решения вопросов обеспечения информационной безопасности, ведения бизнеса от несанкционированного доступа к экономической и конфиденциальной информации посторонних лиц, могущих нанести непоправимый вред всей экономической деятельности рассматриваемой предпринимательской структуре.
К задачам, решаемым системой обеспечения безопасности, обычно относятся:
- прогнозирование возможных угроз экономической безопасности;
- организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);
- выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности;
- принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;
- постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности предприятия.
Принципы системы безопасности предприятия:
· приоритет мер предупреждения;
· законность;
· комплексное использование сил и средств;
· координация и взаимодействие внутри и вне предприятия;
· сочетание гласности с конспирацией;
· компетентность;
· экономическая целесообразность;
· плановая основа деятельности;
· системность;
· непрерывности;
· обязательной дифференциацией мер;
· полной подконтрольности системы обеспечения экономической безопасности руководству ОЭ.
Целью создания системы безопасности ОЭ является комплексное воздействие на потенциальные и реальные угрозы, позволяющее организации:
· успешно функционировать в нестабильных условиях внешней и внутренней среды,
· предотвращать угрозы собственной безопасности,
· защищать свои законные интересы от противоправных посягательств,
· охранять жизнь и здоровья персонала,
· не допускать хищения финансовых и материально-технических средств, уничтожения имущества и ценностей, разглашения, утраты, утечки, искажения и уничтожения служебной информации, нарушения работы технических средств, обеспечения производственной деятельности, включая и средства информатизации.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
· выявления угроз стабильности работы предприятия и его развитию и выработка мер противодействия;
· обеспечения защиты технологических процессов;
· реализации мер противодействия всем видам шпионажа (промышленного, научно-технического, экономического и т.д.);
· своевременного информирования руководства предприятия о фактах нарушения законодательства со стороны государственных и муниципальных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, затрагивающих интересы предприятия;
· предупреждения переманивания сотрудников предприятия, обладающих конфиденциальной информацией;
· всестороннего изучения деловых партнеров;
· своевременного выявления и адекватного реагирования на дезинформационные мероприятия;
· разработки и совершенствования правовых актов предприятия, направленных на обеспечение его безопасности;
· реализации мер по защите коммерческой и иной информации;
· организации мероприятий по противодействию недобросовестной конкуренции;
· обеспечения защиты всех видов ресурсов предприятия;
· реализации мер по защите интеллектуальной собственности;
· организации и проведения мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций;
· выявления негативных тенденций среди персонала предприятия, информирования о них руководства предприятия и разработки соответствующих рекомендаций;
· организации взаимодействия с правоохранительными и контрольными органами в целях предупреждения и пресечения правонарушений, направленных против интересов предприятия;
· разработки и реализации мер по предупреждению угроз физической безопасности имуществу предприятия и его персоналу;
· возмещения материального и морального ущерба, нанесенного предприятию в результате неправомерных действий организаций и отдельных физических лиц.
Результатом деятельности по обеспечению комплексной безопасности предприятия являются: стабильность (надежность) его функционирования и финансово-экономического состояния, личная безопасность персонала
Рейтинг обращений отечественных бизнесменов за помощью в охранные фирмы выглядит следующим образом (по убывающей):
1) Проблема возврата средств (не поступает плата за отгруженный товар, не поступает оплаченный товар, не возвращается в указанный срок кредит);
2) Проблема личной безопасности бизнесменов и членов их семей в связи с угрозами и вымогательством;
3) Хищение грузов на транспорте;
4) Кражи личного имущества в квартирах, офисах, коттеджах, загородных строениях; ограбления; угоны автомобилей;
5) Похищение коммерческой информации (кража документов, их копирование, съем информации с компьютеров и факсов, прослушивание и запись телефонных сообщений, разговоров в помещениях, подкуп сотрудников);
6) Кражи и ограбления в магазинах, складских и производственных помещениях;
7) Порча имущества и товаров. Поджоги.
В настоящее время в России, деятельностью любого хозяйствующего субъекта в основном интересуются:
· государство,
· конкуренты,
· криминальные структуры
· собственный персонал хозяйствующего субъекта.
Недобросовестная конкуренция осуществляется в форме:
· экономического шпионажа,
· лживой рекламы,
· компрометации фирмы,
· фальсификации и подделки продукции,
· и, наконец, посредством прямого обмана, нанесения материального ущерба, психологического и физического подавления.
Конкуренты всегда проявляют интерес к вашей деятельности, даже если вы об этом и не догадываетесь. Вопрос лишь в том - что является предметом столь пристального внимания, и какие методы используются для его удовлетворения.
Наиболее вероятно, что интерес вызовут используемые вами новые технологии, методы работы, программы расширения и т.д.
Другое направление проявления повышенного интереса - это информация по настоящим и предполагаемым партнерам, клиентам, перехват выгодных контрактов и инвестиционных проектов, поставщиков и каналов сбыта
Но не стоит забывать и о недобросовестной конкуренции. Основной принцип которой заключается в стремлении любыми, даже незаконными средствами, укрепить свое положение за счет ослабления позиций конкурентов, либо за счет обмана потребителей, или путем сочетания того и другого.
Недобросовестная конкуренция осуществляется в форме:
· экономического шпионажа,
· лживой рекламы,
· компрометации фирмы,
· фальсификации и подделки продукции,
· и, наконец, посредством прямого обмана, нанесения материального ущерба, психологического и физического подавления.
Внутриобъектовый режим ОЭ.
С чего нужно начинать? Сначала должна быть выработана общая концепция безопасности объекта. Это самый важный этап, который определяет эффективность применения системы безопасности.
На этом этапе анализируются главные задачи деятельности предприятия и методы их решения; определяются возможные основные угрозы безопасности и вырабатываются меры противодействия.
Также определяется режим работы, численность персонала, возможные посетители и порядок посещения предприятия, ввоз и вывоз грузов, порядок их оформления. Отсюда становятся понятны основные задачи, численность и требования к персоналу службы безопасности. Далее определяется перечень задач, решаемый на организационном уровне и на уровне технических средств.
Традиционно к техническим средствам системы безопасности относят:
· систему охранной сигнализации,
· систему пожарной сигнализации,
· систему телевизионного наблюдения,
· систему контроля доступа.
Основными требованиями внутри-объектового режима и организации доступа сотрудников и посетителей.
Термины
Охраняемые объекты – помещения предприятия, подлежащие защите от противоправных посягательств.
Пропускной режим – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающий возможность бесконтрольного входа (выхода) персонала и посетителей в помещения предприятия и вынос его имущества.
Доступ – проход в помещения предприятия.
Внутриобъектовый режим – порядок, обеспечиваемый совокупностьюмероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности.
Персонал – работники предприятия.
Посетители – сторонние лица получившие на законных основаниях допуск на охраняемый объект.
Допуск – разрешение доступ в помещения, на проведение определенного вида работ или получения определенных документов и сведений.
Нарушитель – лицо, совершившее или пытающееся совершить несанкционированное действие, а так же лицо оказывающее ему в этом содействие.
Общие положения
Пропускной режим на объектах предприятия устанавливается в целях:
· исключения фактов хищений собственности ОЭ.
· исключения фактов вандализма со стороны недобросовестных посетителей.
· исключения возможности несанкционированного доступа персонала и посетителей в помещения компании.
· удобного доступа посетителей к менеджерам, осуществляющим работу с посетителями.
Внутриобъектовый режим устанавливается в целях:
· соблюдения персоналом и посетителями правил внутреннего распорядка и пожарной безопасности;
· установления порядка допуска персонала в помещения ограниченного доступа предприятия;
· исключения возможности бесконтрольного передвижения посетителей по территории предприятия.
Надёжность пропускного и внутриобъектового режимов достигается:
· осуществлением контроля за перемещением персонала;
· осуществлением охраны помещений предприятия силами ВОХР или ЧОП,
· Контролем за состоянием технических средств охраны;
· применением единой системы безопасности Perco S-20 обеспечивающей предотвращение несанкционированного доступа в помещения, видеонаблюдение, сбор и обработку информации об опозданиях персонала на работу, достоверное отображение и объективное документирование событий;
Ответственным за организацию пропускного и внутриобъектового режимов является руководитель ОЭ.
Организация пропускного и внутриобъектового режимов подразделениях предприятия осуществляется руководителями соответствующих подразделений.
Порядок пропуска (прохода) лиц на территорию предприятия
1) Устанавливаются следующие часы работы ОЭ:
· C 10-00 до 20-00 с понедельника по пятницу,
· Суббота и воскресенье – выходные дни.
· Перерыв на обед с 13-00 до 14-00.
2) Доступ сотрудников ОЭ в помещения осуществляется только по предъявлению пропуска на основе бесконтактной карты доступа.
3) Доступ посетителей в вестибюль в рабочие часы осуществляется в свободно режиме. В остальное время доступ посетителей запрещается.
4) Доступ посетителей в служебное помещение 2, кабинеты запрещен. Доступ в служебное помещение 1 и приемные осуществляется только по приглашающему сигналу информационного табло системы.
5) На каждое рабочее место сотрудника, ведущего прием посетителей в помещениях приемных, выдаются пульты дистанционного управления режимом работы дверей приемных.
6) Всем сотрудникам ОЭ оформляются постоянные пропуска на основе бесконтактной карты доступа с нанесением на него следующей информации:
· ФИО
· Подразделение
· Должность
7) Документами, дающими право прохода в помещения ОЭ, являются электронные карты (пропуска) работников.
8) Выполнение работ по учету, оформлению и выдаче пропусков для персонала осуществляется администратором офиса. Рабочее место администратора офиса – в вестибюле за приемной стойкой (ресепшен).
9) Учет всех выданных пропусков ведется в электронном виде.
10) При увольнении сотрудника карточка-пропуск подлежит изъятию.
11) В случае утери карточки-пропуска или отказа от его сдачи сотрудник обязан возместить ее стоимость в размере 10 (десяти) рублей.
12) Контроль за правильностью учета, хранения карт и выдачи пропусков осуществляет Генеральный директор предприятия или лицо, его замещающее. Периодичность проверок устанавливается не реже одного раза в месяц.
13) Основанием для выдачи карточки пропуска работнику является письменное распоряжение руководителя компании. С целью установления материальной ответственности персонала за выданные карточки-пропуска факт выдачи карточки сотруднику регистрируется администратором офиса в журнале учета выдачи пропусков, под расписку сотрудника.
14) Для обеспечения доступа персонала в помещения ОЭ, администратор офиса обязан прийти зана работу за 30 минут до начала рабочего дня, открыть входную дверь и снять помещения ОЭ с охраны в соответствии с инструкцией охранного предприятия по постановке-снятию помещений с охраны.
15) По окончанию рабочего дня и ухода всех сотрудников предприятия, администратор офиса обязан сдать помещения предприятия под охрану в соответствии с инструкцией охранного предприятия по постановке-снятию помещений с охраны, после чего отключить свет и закрыть входную дверь.
16) С началом рабочих часов предприятия администратор офиса должен открыть входную дверь для доступа посетителей.
17) О попытках несанкционированного входа на территорию ОЭ до начала рабочего дня, а так же о несанкционированном нахождении работников на территории объекта после окончания рабочего дня, а также в выходные и праздничные дни администратор офиса докладывает руководителю Компании.
18) Запрещён проход на территорию предприятия лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. В случае попытки прохода посетителя, находящегося в состоянии опьянения, администратор офиса должен убедить его покинуть территорию предприятия, или вызвать наряд милиции.