Семинар 5. Деловой этикет. Дресс-код

Вопросы к семинарским занятиям

1. История развития делового этикета.

2. Поведение в общественных местах.

3. Этикет деловых приемов: деловой завтрак, деловой обед, ланч.

4. Этикет деловых приемов: прием «Бокал шампанского», «Чай», «Жур фикс».

5. Этикет деловых приемов: коктейль, фуршет.

6. Этикет деловых приемов: ужин, вечерний прием «А ля фуршет».

7. Правила пользования столовыми приборами.

8. Деловой стиль: businessformal, businessgeneral.

9. Офисный стиль одежды smartcasual.

10. Три важных зоны в облике делового человека. Аксессуары.

Темы докладов

1. Психологическое воздействие цвета: цветовая гамма костюмов, офисов и других составляющих имиджа делового человека.

2. Психоанализ символического значения одежды.

3. Дресс-код как внешняя составляющая корпоративной культуры организации (на конкретном примере).

4. Приветствие, представление, титулирование.

5. Визитная карточка в деловой жизни.

6. Требования этикета к рабочему месту и служебному помещению.

7. Этикет служебных взаимоотношений мужчины и женщины.

8. Сувениры и подарки в деловой сфере.

9. Этикет и имидж делового человека.

10. Этикет невербального общения.

Практические задания

1. Заполните таблицу 1.

Таблица 1 – Особенности деловых приемов

Вид приема Время проведения Длительность Что подается Форма одежды
Завтрак        
Ланч        
«Бокал шампанского»        
Чай        
«Жур фикс»        
Коктейль        
Фуршет        
Обед        
Ужин        
«А ля фуршет»        

2. Соблюдение этикета является важнейшей составляющей процесса формирования эффективного имиджа делового человека. В связи с этим:

2.1. Попытайтесь охарактеризовать имидж любого известного человека (политика, шоумена и т.д.) с точки зрения:

а) внешней составляющей имиджа (внешность, манеры, походка, речь, жесты, голос, мимика, одежда, прическа, т.е. степень владения базовыми этикетными формами и соблюдение определенного дресс-кода в общем виде);

б) внутренней составляющей имиджа (интеллект, способ мышления, профессионализм, цели и средства, эрудиция, идеи, интересы);

в) процессуальной составляющей имиджа (темперамент, формы общения, энергичность, эмоциональность);

г) ядра имиджа (легенда, позиции, установки).

2.2. Проанализируйте собственный имидж делового человека по вышеприведенной схеме. В качестве опоры воспользуйтесь тестом «Ваш имидж». В конце работы сделайте вывод о соответствии собственного имиджа Вашему представлению об идеальном имидже делового человека (в соответствии с вашей сферой деятельности).

Тест «Ваш имидж»

Основные этапы работы

Первый этап связан с индивидуальной работой личности. Необходимо внимательно прочитать нижеприведенный список качеств, относящихся к имиджу, и оценить особенности проявления у себя этих качеств, то есть оценить по пятибалльной системе степень выраженности у себя каждого из приведенных качеств. Кроме того, нужно выделить те качества, которые сам человек считает важными для себя.

Второй этап.На этом этапе работают люди, хорошо знающие тестируемого. Они оценивают особенности проявления качеств также по пятибалльной системе и выделяют наиболее важные качества. Если проводится тестирование руководителей больших коллективов, то необходим и третий этап.

Третий этап. На этом этапе работает группа сотрудников (экспертов), которые анализируют выступления, переговоры. Они выставляют свои оценки по перечисленным качествам.

Четвертый этап. На этом этапе сопоставляются все полученные оценки качеств имиджа. Далее следует выделить те качества, которые отнесены к значимым, но имеют низкую оценку. Именно на эти качества следует обратить наибольшее внимание и начать их коррекцию.

Внимание: можно ограничиться только первым этапом проведения оценки, но тогда стоит помнить о высокой доли субъективизма и недостаточности валидности полученных результатов.

Перечень качеств для самооценки и оценки:

1. Адекватная мимика

2. Аксессуары

3. Аккуратность

4. Аргументированность

5. Вера в добро

6. Выразительность жестов

7. Высокая самооценка

8. Высокие цели

9. Достойные средства

10. Героизм

11. Гибкость мышления

12. Житейский опыт

13. Запоминающаяся внешность

14. Заразительность высказываний

15. Идейная насыщенность

16. Известность

17. Искренность

18. Крепкое здоровье

19. Компетентность

20. Костюм

21. Культура

22. Лидерские качества

23. Любовь к людям

24. Мечтательность

25. Наличие легенды

26. Обаяние

27. Обувь

28. Обучаемость

29. Общительность

30. Ораторское мастерство

31. Оригинальность мышления

32. Ответственность

33. Ощущение единения с природой и обществом

34. Позитивная позиция

35. Походка

36. Прическа

37. Приятная улыбка

38. Приятный тембр голоса

39. Профессионализм

40. Развитый интеллект

41. Решительность

42. Романтический настрой

43. Самообладание

44. Сила воли

45. Сила голоса

46. Способность к преодолению препятствий

47. Индивидуальный стиль

48. Тактичность

49. Терпение

50. Уверенность в себе

51. Умение меняться

52. Умение слушать

53. Хорошие манеры

54. Чистота помыслов

55. Чувство юмора

56. Широта интересов

57. Элегантность

58. Эмоциональность

59. Энергичность

60. Эрудиция

Этот перечень качеств составлен на основе структуры имиджа, но он не окончательный, поскольку сам имидж изменяется в зависимости от конкретной ситуации. Целесообразно добавить те качества, которые, по мнению самого тестируемого, его близких и коллег или экспертов, в списке отсутствуют. Опросы также дают представления о тех качествах, которые желательны для клиентов и партнеров. Иногда их целесообразно включать в перечень качеств, иногда нет, но анализировать необходимо всегда.

Обработка результатов

Воспользуйтесь ключом. Баллы, которыми оценили качество, поставьте в соответствие с их нумерацией.

Ключ:

процессуальная составляющая имиджа

14, 17, 18, 26, 29, 31, 41, 43, 44, 48, 49, 50, 52, 58, 59;

внутренняя составляющая имиджа

4, 11, 12, 19, 21, 22, 28, 30, 32, 39, 40, 51, 55, 56, 60;

внешняя составляющая имиджа

1, 2, 3, 6, 13, 20, 27, 35, 36, 37, 38, 45, 47, 53, 57;

ядро имиджа

5, 7, 8, 9, 10, 15, 16, 23, 24, 25, 33, 34, 42, 46, 54.

Максимальное количество баллов каждой составляющей делового имиджа равно 75, но таким оно может быть у идеальной личности. Подсчитайте количество баллов на основании ваших оценок и выясните, какие качества вашего имиджа и его составляющие выражены у вас сильнее, а какие слабее. Это позволит вам эффективно и целенаправленно формировать свой имидж.

Наши рекомендации