Государственные закупки как инструмент поддержки
Малого предпринимательства
В целях развития малого и среднего бизнеса определенная доля закупок должна осуществляться именно у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных организаций
Особенности участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках регулируются статьей 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Аналогичная норма была предусмотрена ранее ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.
Закон вступил в силу в январе 2014 года и привнес ряд новшеств в ранее действовавшее законодательство о размещении государственных заказов:
– Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять конкурентные закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% своего совокупного годового объема закупок;
– Начальная (максимальная) цена каждой из таких закупок не должна превышать 20 миллионов рублей;
– Размер обеспечения заявки в закупках, объявленных для СМП, не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта;
– Заказчики обязаны включать в контракт, заключаемый c субъектом малого предпринимательства, условие об оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней c даты подписания заказчиком документа о приемке;
– Заказчики вправе устанавливать в условиях закупки правило «второй руки», в рамках которого предъявляется требование к исполнителю контракта, не являющемуся субъектом малого предпринимательства, о привлечении субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. За неисполнение данного условия к исполнителю контракта применяются меры гражданско-правовой ответственности[27].
Представим алгоритм участия субъекта малого предпринимательства в таком конкурсе.
Шаг 1. Необходимо выбрать вид конкурса.
На данном шаге нужно определиться со способом определения поставщика заказчиком. Для этого необходимо воспользоваться официальным сайтом закупок или сервисами (Контур.Закупки, Seldon, Bicotender). Основными способами определения поставщика являются запрос котировок, конкурс, аукцион. Победитель конкурса определяется на основе суммы баллов по критериям: цена, сроки, отзывы и т. д. Критерии и система их оценок устанавливаются самим заказчиком.
В аукционе победитель определяется по самому выгодному предложению, для участия в таком аукционе необходимо наличие электронной подписи.
Шаг 2. Получение сертификата электронной подписи.
Для предпринимателей, принявших решение участвовать в электронных аукционах, необходима неквалифицированная электронная подпись, для участия в других формах конкурсов она не обязательна. Получить такую подпись можно в аккредитованном удостоверяющем центре. Каждая электронная торговая площадка определяет свой вид подписи.
Шаг 3. Участие в конкурсе.
Для участия нужно в указанные сроки подготовить и подать документы. Конкурсная комиссия определяет победителя и составляет итоговый протокол, с которым необходимо вовремя ознакомиться и подписать контракт[28].
Согласно данным ≪ОПОРЫ России≫, в закупках государственных компаний сейчас участвуют примерно 24% субъектов МСП, только 30% из них считают, что аукционы проводятся честно. Данные Федеральной антимонопольной службы РФ демонстрируют показатель 90% закупок по результатам конкурса с одним поставщиком. Цифры Министерства экономического развития РФ доказывают, что общий объем закупок у единственного поставщика по закону 223-ФЗ составляет примерно 48%, а объем закупок иными способами (фактически это замаскированные закупки у единственного поставщика) — 46%.
Таким образом, в России всего 6% государственных контрактов можно считать заключенными на справедливых, прозрачных условиях в результате честной конкуренции подрядчиков.[29]
Проблемы госзакупок у МСП:
Первая группа проблем — проблемы системы и организации государственных закупок:
• большая доля коррупционных схем в госзакупках (организация аукционов с необоснованно высокой начальной ценой контрактов, участие в конкурсах юридических лиц, аффилированных с организаторами конкурсов, подставных лиц, подтасовка котировок, невыполнимые условия тендера, демпинг цен и т. п.);
• отсутствие достаточной конкуренции в торгах. Как правило, среднее количество поставщиков колеблется от 2 до 3. Достаточно часты случаи проведения конкурса с одним участником, или подставными участниками для создания видимости конкуренции;
• отсутствие прозрачной и ясной информационной базы по закупкам. Достаточно часты случаи недостаточной информации и искажения достоверных сведений при проведении тендеров;
• отсутствие централизованного контроля и государственного аудита. Проверками системы госзакупок занимаются различные контролирующие структуры: правоохранительные органы, Счетная палата РФ, Федеральная антимонопольная служба, Росфиннадзор, Минэкономразвития. Отсутствие координированности и согласованности в работе данных ведомств дает возможность злоупотреблять существующими схемами и пробелами в законодательстве.
• наличие обеспечения, которое не все малые предприятия могут себе позволить. Обеспечение должно быть предоставлено заказчику на весь период выполнения контракта и даже на гарантийный срок, в противном случае поставщик будет включен в реестр недобросовестных поставщиков, что в течение 2 лет не позволит ему участвовать в торгах. Если участник предоставил заказчику недостоверную информацию в заявке, то комиссия заказчика обязана его отстранить на любом этапе процедуры закупки. Теперь это законодательно закреплено в ч. 6.1 ст. 66 44-ФЗ.
Сравнительный анализ характеристик и показателей результатов аукционов, проведенных среди СМП, и всех аукционов, проведенных в 2015 г. на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ»[30]
Основные показатели проведения торгов и запросов котировок на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд среди субъектов малого предпринимательства
Тема 5. Ликвидация (банкротство) субъектов МСП (2 часа)