VI. Как выбрать налоговый режим
Б.Франклин:
Все в мире приходит и уходит, постоянны только смерть и налоги.
Чем бы Вы ни занимались в прошлом, Вы не можете не знать, что полученные Вами доходы подлежат обязательному налогообложению. Цель этого раздела заключается в том, чтобы обратить Ваше внимание на необходимость использования всех возможных законных способов уменьшения налогового бремени, которое Вы, как предприниматель, несете.
Еще до регистрации предприятия необходимо отчетливо представлять, как фирма будет функционировать и сколько ей придется платить налогов.
Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщику в некоторых случаях значительно уменьшить сумму уплачиваемых налогов путем выбора системы налогообложения (режима налогообложения).
Общая система налогообложения – это система, при которой вы обязаны уплачивать все налоги, установленные законодательством, если вы не освобождены от их уплаты, а именно:
§ налог на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей);
§ налог на прибыль (для юридических лиц);
§ налог на добавленную стоимость;
§ акциз;
§ налог на имущество;
§ единый социальный налог;
§ транспортный налог и другие.
Использование специальных режимов заменяет уплату нескольких основных налогов уплатой единого налога, размер которого рассчитывается в упрощенном порядке. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке.
В соответствии со ст. 18 Налогового кодекса могут быть установлены следующие специальные налоговые режимы:
- единый налог на вмененный доход;
- единый сельскохозяйственный налог;
- упрощенная система налогообложения.
Упрощенная система налогообложения (далее – УСН). Налогоплательщик имеет возможность выбора данного режима налогообложения и объекта налогообложения. Объектом налогообложения могут быть:
• доходы (облагаются по ставке 6%) или
• доходы, уменьшенные на величину расходов (облагаются по ставке 15%; с 1 января 2009 года регионы имеют право устанавливать дифференцированные ставки в диапазоне от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков).
В последнем случае, если предприятие несет убытки, нужно платить хотя бы 1% от доходов – это минимум.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие один или несколько из видов предпринимательской деятельности, перечисленных в Законе ЧАО № 88-ОЗ от 22.10.2008 (см. Приложение), и привлекающие в своей деятельности не более пяти наемных работников, могут перейти на упрощенную систему налогообложения в виде патента. В этом случае налог будет рассчитываться исходя из Потенциально возможного годового дохода, установленного региональным законодателем.
Патент выдается по выбору налогоплательщика на срок от одного до двенадцати месяцев.
Применение упрощенной системы налогообложения существенно облегчает ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской налоговой отчетности.
Упрощенная система налогообложения предусматривает освобождение налогоплательщиков от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, единого социального налога, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей). Кроме единого налога нужно платить взносы в Пенсионный фонд, для индивидуальных предпринимателей это фиксированные платежи, на страховую и накопительную части пенсии, которые ежегодно индексируются в связи с инфляцией.
Срок применения упрощенной системы налогообложения – не менее 1 года без права отказа. Вновь зарегистрированные предприятия и индивидуальные предприниматели должны подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в срок не позднее 5 дней от даты регистрации в налоговых органах.
Ограничения на применение УСН
Не вправе применять УСН:
организации, имеющие филиалы или представительства,
организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%,
организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых превышает 100 человек,
организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. руб.,
организации, размер выручки по итогам года не превышающий (в 2009 году) 30 миллионов 760 тысяч рублей.
Если годовой доход превысит 30 миллионов 760 тысяч рублей, то налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
При выборе же варианта применения УСН исходят из предполагаемых расходов:
Если доля расходов в составе доходов (выручки) выше 60%, то обоснован выбор объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (при ставке 15 %). Если доля расходов 60% и менее или практика показывает, что часть расходов нельзя подтвердить документами, то Ваш выбор – «доходы». Кроме этого, нужно учитывать, что в этом случае сумма налога уменьшается на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) - специальный налоговый режим в отношении следующих видов деятельности:
1. бытовые услуги (перечень которых приведён в классификаторе услуг населению);
2. ветеринарные услуги;
3. услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4. розничная торговля (торговля товарами и оказание услуг за наличный расчёт при площади торгового зала не более 150 кв. м);
5. услуги платных автостоянок;
6. услуги общественного питания (при площади зала не более 150 кв. м);
7. автотранспортные услуги (не более 20 транспортных средств);
8. распространение или размещение наружной рекламы;
9. услуги гостиниц (площадью не более 500 квадратных метров);
10. передача в аренду торговых мест, прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
11. передача в аренду земельных участков для организации торговых мест, а также для размещения прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Размер единого налога фиксирован и зависит в отношении разных видов деятельности, от количества работников, от используемой площади, от количества транспортных средств или участков.
Данный режим вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, и применяется независимо от желания налогоплательщика. Размер налога фиксирован и не зависит от полученного дохода.
Обязательно сразу узнайте, подпадает ли ваша деятельность под ЕНВД, возьмите в налоговой виды деятельности, попадающие под этот налог и коэффициенты для расчета. Эти коэффициенты в каждом районе свои. При уплате единого налога на вмененный доход налогоплательщик освобождается от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество, единого социального налога, налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей). За налогоплательщиками сохраняется обязанность по уплате налогов и сборов, не входящих в данный перечень, в том числе: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с доходов, начисленных в пользу наемных работников. При этом индивидуальные предприниматели должны уплачивать дополнительно страховые взносы с собственных доходов в виде фиксированного платежа; страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Сумма подлежащего к уплате единого налога на вмененный доход может быть уменьшена на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, но не более чем на 50%.
Особенностью единого налога на вмененный доход является то, что он применяется не к налогоплательщику, а к осуществляемому виду деятельности. Это означает, что если предприятие или индивидуальный предприниматель ведут несколько видов деятельности, то те из них, которые не переведены на уплату единого налога, подлежат обложению по общей или упрощенной системе. Следовательно, налогоплательщики обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов деятельности, облагаемых по разным режимам налогообложения.
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее – ЕСХН) – специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей (организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию или выращивающих рыбу, осуществляющих ее первичную или последующую переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов). Применяется добровольно.
Уплата налога организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями освобождает их от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество, единого социального налога, налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей).
Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении.
Наёмные работники
Независимо от выбранной системы налогообложения в отношении наёмных работников и организации, и предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд (14% от начисленной заработной платы) и удерживать из заработной платы налог на доходы физических лиц (13% от начисленной заработной платы).
Однако при общей системе налогообложения необходимо ещё уплачивать и единый социальный налог (ЕСН).
При применении ЕНВД и УСН (6% от доходов) сумма единого налога уменьшается на уплаченные страховые взносы с Пенсионный фонд. При применении УСН (15%) суммы страховых взносов, уплаченные в Пенсионный фонд, включаются в состав расходов.
Наилучшей системы налогообложения не существует. Выбор системы зависит от того, на какой вид деятельности вы ориентируетесь.
При выборе системы налогообложения чаще всего и возникают вопросы:
1. Что выбрать общую систему налогообложения или упрощённую?
2. Если выбирать упрощённую систему налогообложения, то какую?
Общую систему налогообложения выбирают, как правило, налогоплательщики, которым выгодно быть плательщиками НДС (например, организации, занимающиеся оптовой торговлей, или организации, от которых покупатели (или заказчики) требуют счёта с НДС, т.к. у покупателей (заказчиков) этот НДС подлежит возмещению).
Если на торговлю с предприятиями – вам нужна общая система налогообложения, если на торговлю с физлицами или услуги – удобна «упрощенка». Некоторые виды услуг «упрощенку» не дозволяют, например адвокатские.
Теперь попытаемся определить, какую систему будет удобнее и выгоднее применять именно вам. Если выбранный вами вид деятельности попадает под обложение единым налогом на вмененный доход, выбирать вам не придется – единый налог обязателен к применению. Если нет - необходимо решить, стоит ли переходить на «упрощенку» или предпочесть обычную систему налогообложения.
Если при применении обычной системы налогообложения предприятие не является плательщиком НДС, ответ очевиден - переход на «упрощенку» уменьшает сумму налоговых платежей. Если же фирма платит НДС, ответ не будет столь однозначным. В этом случае все будет зависеть от того, кто является основным потребителем ваших товаров и услуг. Когда покупателями и заказчиками являются физические лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, не являющиеся плательщиками НДС или получившие освобождение от его уплаты, упрощенная система налогообложения – это то, что вам нужно. Но если ваши потребители – плательщики НДС, переход на «упрощенку» для вас может означать уменьшение доходности вашего бизнеса или утрату части клиентов. Действительно, в этом случае ваши покупатели будут вправе потребовать от вас снижения цены на сумму НДС, поскольку эту сумму они отдают бюджету. И вам придется либо выполнить их требования (и уменьшить свой доход), либо прекратить отношения с ними. Следовательно, его контрагенты (покупатели или заказчики), применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, не могут возместить НДС, поэтому сделка становится для них менее привлекательной. Особенно это важно учитывать в оптовой торговле.
Взвесив все «за» и «против», вы выбрали упрощенную систему налогообложения? Теперь осталось только определить объект налогообложения – доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Если ваша деятельность высокорентабельна и дает прибыль более 40%, лучше выбрать первый вариант, в противном случае – второй.
При всех системах налогообложения для налогоплательщиков сохраняется обязанность ведения кассовых операций.
Таким образом, выбирая систему налогообложения, следует учитывать не только затраты на ведение бухгалтерского учета и состав налоговой отчетности, но и направление ведения хозяйственной деятельности и структуру затрат вашего предприятия.
Чтобы размер уплачиваемых Вами в бюджет налогов соответствовал реальной хозяйственной ситуации на Вашем предприятии, постарайтесь не упустить из виду ни одной статьи расходов, связанных с развитием Вашего бизнеса. Поскольку не все Ваши расходы, связанные с развитием Вашего бизнеса, в соответствии с действующим российским законодательством включаются в статью затрат и накладных расходов, проконсультируйтесь по этому вопросу у специалистов. Вне зависимости от системы налогообложения, по крайней мере, поначалу вам потребуется помощь. Конечно, Ваша жизнь будет гораздо спокойнее, если Вы возьмете на работу опытного бухгалтера. Пусть только приходящего раз в неделю при малых оборотах и «упрощенке». Обычно об этом задумываются или сразу, или после первой налоговой проверки. При общей системе налогообложения налоговой отчётности (налоговых деклараций) становиться больше, организации обязаны вести бухгалтерский учёт, а учёт доходов и расходов у индивидуальных предпринимателей усложняется.
Юридические лица, работающие по общему режиму налогообложения, обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность в обычном порядке. Юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут бухгалтерский учет в книге учета доходов и расходов и не обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность.
На индивидуальных предпринимателей не распространяются правила ведения бухгалтерского учета и законодательство по составлению бухгалтерской отчетности. Предприниматели ведут учет хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов, а переведенные на уплату единого налога на вмененный доход – в произвольной форме и не обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность.
Налогоплательщики могут предоставлять бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность пользователям следующими способами:
- лично;
- через представителя (по нотариально заверенной доверенности);
- в виде почтового отправления с описью вложения;
- по телекоммуникационным каналам связи (т.е. через Интернет с помощью специальных программ, обеспечивающих достоверность и конфиденциальность передаваемой информации).
За нарушение порядка и сроков предоставления отчетности для налогоплательщиков предусмотрены штрафные санкции.
Арбитражная практика в России показывает, что с налоговыми органами, нарушающими права налогоплательщиков судиться совсем не бессмысленно. Только вот заявляют о нарушении своих прав пока лишь немногие представители малого бизнеса. Отчасти это связано с тем, что предприниматели используют в своей работе в основном отдельные главы налогового кодекса, определяющие уплату конкретных налогов, и не разу не заглядывали в первую часть кодекса. Поэтому несколько слов о правах налогоплательщиков.
Такие права действительно существуют. Их перечень приведен в статье 21-й НК.
В сфере информации об установлении, введении и уплате налогов.
Налогоплательщик имеет право на получение от налоговых органов бесплатной информации о действующих налогах, сборах и о правовом регулировании уплаты налогов и сборов, а также на получение форм налоговой отчетности и разъяснение о порядке их заполнения. Это право предоставляется по месту учета налогоплательщика.
В каждой налоговой инспекции оборудован стенд, в котором дана информация налогоплательщику о тех налогах и сборах, которые взимаются, о его правах и обязанностях.
- право на получение от налоговых органов письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства. Любой налогоплательщик, который затрудняется предусмотреть все возможные налоговые последствия какой-то сделки, может обратиться в налоговый орган за разъяснениями. Причем "выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции" исключает вину налогоплательщика.
- это право требовать от налоговых органов соблюдения налоговой тайны.
В сфере исполнения налоговой обязанности: право использовать налоговую льготу, право на досрочное исполнение налоговой обязанности, право налогоплательщика требовать ясности налогового законодательства (согласно п.7. ст.3 все сомнения, противоречия, неясности в налоговом законодательстве толкуются в пользу налогоплательщика), право на отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит, право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налоговиправо на использование представителя в налоговых правоотношениях. Это последнее право как раз создает институт налоговых консультантов.
В сфере налогового учета и налогового контроля: право налогоплательщика присутствовать при проведении процессуальных действий налогового контроля, право на получение копий актов налоговой проверки и иных решений налоговых органов, право на получение требования об уплате налога и налоговых уведомлений и право представлять свои пояснения по исчислению и уплате налогов.
В сфере привлечения к налоговой ответственности и в сфере защиты своих прав: право на учет обстоятельств, смягчающих ответственность, право на соблюдение законодательства о налогах и сборах, право обжаловать решения налоговых органов, их действия, бездействия должностных лиц,а такжеправо требовать возмещения убытков в полном объеме. При этом выбор способа защиты своих прав остается за налогоплательщиком, то есть можно воспользоваться административным порядком защиты, можно воспользоваться судебным, можно воспользоваться тем и другим одновременно.
Еще одно – право не выполнять неправомерные требования налоговых органов, иных уполномоченных и их должностных лиц.
Не стесняйтесь лишний раз обратиться в местную налоговую инспекцию. Хотя общение с налоговым инспектором нельзя назвать очень приятным, оно может принести немало пользы в виде устных разъяснений, а также печатных материалов: инструкций и методических рекомендаций, письменных разъяснений.
Кроме того, если Вы или Ваш бухгалтер не очень хорошо владеет ситуацией в сфере налогообложения, можно получить платную консультацию в соответствующей организации, посетить проводимые инспекциями семинары. Как правило, Ваши затраты на это с лихвой окупятся впоследствии за счет сэкономленных денежных средств.