Кафедра международного права.

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

федеральноГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКий государственный университет ПРАВОСУДИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

Кафедра международного права.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Римское право»

Вариант № 1

Выполнил:

Студент 1 курса

заочной формы обучения

группы 3-101

Баков Тимур Мухамедович

Преподаватель:

_________________________

ученая степень, ученое звание, должность

______________________

фамилия, и., о

Дата представления работы

« » ____________2016 г.

Ростов-на-Дону

Введение

1. Исторические системы римского права. 3-5

2. Римское и современное наследственное право. 5-18

3. Дайте латинский эквивалент следующим понятиям 19

4. Казусы. 19

5. Тестовое задание. 20

Список использованной литературы 21
1. Исторические системы римского права.

Система римского права формировалась на протяжении 14 столетий, начиная с царского Рима времен Ромула и Нумы Помпилия (VIII в. до н.э), а также Законов XII таблиц (V в. до н.э.) и кончая кодификацией Юстиниана (VI в. н.э.). Исторически сложилось соотношение трех правовых систем, используемых римлянами: древнейшей они считали «право природы» ius naturale, из него черпало свои нормы международное право ius gentium, складывавшееся в VII-I вв. до н.э. в рамках отношений Рима со своими союзниками и врагами, и собственное национальное право римских граждан ius civile, также развивавшееся параллельно первым двум системам. Римляне констатировали приоритет «права природы» над «правом народов» и «цивильным правом» (D.4.5.8 (Gai.) Разумные основания гражданского права не могут уничтожать естественные права; D.7.5.2.1 (Gai.): Ведь естественный разум не мог быть изменен властью сената), поскольку «право природы – это то, что создано не мнением людей, но посеяно в природе некоей силой» (De inv. II. 161), а «закон есть заложенный в природе высший разум, который приказывает нам совершать то, что следует и запрещает противоположное» (De leg. I. 18). Таким образом, говоря на современном светском языке, римляне понимали под естественным правом сами законы природы, которые они вполне правомерно распространяли и на людей, и на законы развития и функционирования человеческого общества. В древнейшем Риме естественное право понималось как fas – обожествленное право природы, именно поэтому особое значение в праве играли жрецы, особенно авгуры, которые не только заведовали религиозными ритуалами, но и были первыми естествоиспыталелями, веками наблюдавшими за законами природы. Наконец, римляне различали право природы, общее для всех людей и потому неизменяемое, и местное право природы, зависящее от климатических и географических особенностей той или иной местности. Действительно, например, обычай римлян ходить без штанов едва ли был применим для варваров северной Европы именно в силу климатических особенностей. Удивительно также то, какое римские юристы давали определение этому праву: «Естественное право – это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам». Действительно, не только людям, но и всем животным в той или иной мере свойственно любить и воспитывать своих детей, защищать свой дом и границы обитания, а также некое чувство справедливости. Более того, римляне защищали и права неживой природы, что выражалось в институте земельных сервитутов. Отсутствие современного эгоцентризма правового позитивизма в праве римлян, когда право понимается как исключительная особенность только человека – это одна из причин его долговечности.

Наиболее близко к естественному праву стоит в римской правовой системе т. н. ius gentium – «право народов» или, выражаясь современным языком, международное право. Ульпиан (D.1.1.1.4) определял право народов, как то, «которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое – лишь для людей в их отношениях между собой». Причем Цицерон (De off. III. 69) отмечал, что право всех народов стоит над правом отдельного государства, как бы подчиняя его себе, так как«то, что является правом народов, должно становиться цивильным». Это правило, озвученное еще Цицероном, является основополагающим принципом современного международного права. В отличие от естественного права, некоторые институты права народов установлены людьми вопреки естественным законам природы, основным из которых является институт рабства. Гермоген (D.1.1.1.5) отмечал, что «этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства за исключением тех, которые введены в силу цивильного права». Основным источником права народов римляне признавали как нормы естественного права, которые сегодня понимаются как международный правовой обычай, так и международные договоры различных стран Средиземноморья, в частности, Рима и его союзников (Dionys. III. 3.1).

Говоря о Риме периода от конца VI до второй половины I в. до н.э., необходимо учитывать, что то, что мы понимаем под Римской державой, не являлось целостным централизованным государством, а скорее было некоей конфедерацией, наподобие современного Европейского союза. Рим стремился объединить Средиземноморье не столько с помощью оружия, сколько с помощью права, причем это римское право было настолько популярно, ощутимо полезно, что многие союзные Риму государства добровольно принимали не только некоторые отдельные римские законы, но и целые разделы римского права с тем, чтобы активно воспользоваться теми преимуществами, которые эти народы получали от введения римского права. Право народов - это право не только римское, а право всех средиземноморских народов древности, хотя сами римляне оказали огромное влияние на его развитие. Преторы лишь занимали в процессе достаточно активную позицию, предлагая другим народам римские правовые нормы и в свою очередь заимствуя у них многие законы, полезные римскому народу. Например, морское торговое право римляне целиком заимствовали из законов греческого острова Родос, то есть Родосские морские законы стали римскими законами (D.14.2.9).

Особо следует отметить, что римляне наряду с другими народами Средиземноморья признавали т.н. «суд рекуператоров», который трактуется ими как «иностранный, международный суд». Дело в том, что по определению, которое дает древний энциклопедист Фест (P. 342 L.), рекуператорским судом является тот, который имеет место, когда между римским народом и царями, нациями и иностранными государствами устанавливается закон, в соответствии с которым посредством суда рекуператоров отдается и возвращается собственность различных государств, посредством тех же рекуператоров судебным порядком возвращается и частное имущество. Таким образом, речь идет о международном суде, который решал конфликтные вопросы как между отдельными государствами, так и между отдельными частными лицами, гражданами разных государств. Суд рекуператоров одновременно рассматривал как дела между двумя или несколькими государствами, то есть выполнял функции межгосударственного арбитражного суда, так и судебные споры между отдельными частными лицами, то есть регулировал и область международного частного права. Сам суд по своему названию recuperatio изначально обозначал лиц, которые избирались для возвращения земель и имущества, утраченных в результате военных действий, и когда между воюющими сторонами подписывался мирный договор, то в этом договоре, если речь шла не о капитуляции, а о соглашении равных сторон, где нет победителя и побежденного, стороны, естественно, решали вопросы о возвращении пленных, завоеванных территорий, угнанного скота и прочего имущества. Таким образом, в таких мирных международных договорах устанавливались правила взаимного возвращения имущества и решения споров судебным порядком. Более того, поскольку эти договоры становились основой дальнейших отношений между этими двумя или более государствами, то в них оговаривались и принципы судопроизводства, в частности, характер судопроизводства рекуператорского суда.

Наследование по завещанию.

Завещание — одностороннее формальное гражданско-правовое распоряжение лица на случай его смерти, содержащее назначение наследника. Завещание — это односторонняя сделка, в которой выражалась воля завещателя о переходе после его смерти имущества другим лицам.

Для юридической силы завещания требовался ряд условий. Прежде всего необходимо было соблюсти форму завещания. По цивильному праву воля завещателя должна быть выражена или в народном собрании, или путем обряда манципации («посредством меди и весов»), или перед строем войска (завещание воина перед сражением). В поздний период империи стали применяться новые формы завещания, как публичные, так и частные. Публичные завещания сводились к занесению завещания в протокол суда, либо в протокол магистрата, либо к передаче письменно оформленного завещания в императорскую канцелярию. Частные завещания оформлялись в присутствии семи свидетелей. Они могли быть как письменными, так и устными. Существовала специальная форма завещания, оформляемая слепыми. Она требовала нотариального заверения.

Для действительности завещания требовалось, чтобы завещатель обладал активной завещательной способностью (testamenti factio activa), а наследник — пассивной завещательной способностью (testamenti factio passiva).

Активной завещательной способностью не обладали малолетние (лица женского пола моложе 12 лет и лица мужского пола моложе 14 лет), душевнобольные, расточители, подвластные, рабы, лица, осужденные за некоторые государственные преступления, и глухонемые. Женщины вначале не пользовались активной завещательной способностью. Однако со II в. н. э. они получили право завещать имущество с согласия опекуна. После прекращения опеки женщины получили право завещать имущество.

Пассивной завещательной способностью не пользовались перегрины, лица, лишенные чести, рабы и юридические лица.

Сыновья, обладавшие пекулием, могли распоряжаться по ловиной пекулия.

Государственные рабы могли распоряжаться половиной своего имущества. Если раб по завещанию освобождался из рабства, он мог наследовать имущество.

В период империи отдельные юридические лица в лице благотворительных коллегий и учреждений, городских общин и т. п. были наделены завещательной способностью. Исключение составляли лишь «деловые» корпорации. Так, в 169 г. до н. э. Закон Викония определил, что лица с имуществом в 100 тыс. сестерциев и выше не могут передавать имущество в наследство женщинам.

Цивильное право требовало указать в завещании наследника по имени. Ввиду этого цивильное право вначале не предусматривало наследование имущества лицами, зачатыми при жизни завещателя, но к моменту его смерти еще не родившимися (postumi). Позднее эти лица получили право наследовать имущество.

Необходимое наследование. В древнюю эпоху завещатель пользовался неограниченной свободой распоряжаться наследственным имуществом. Со временем отмечается ограничение завещательной свободы. Завещатель не должен был обходить молчанием своих непосредственно подвластных лиц. Он должен был или назначить их наследниками или лишить их наследства. В последнем случае не требовалось указания причин. Сыновья лишались наследства поименно. Дочери и внуки могли быть исключены общей фразой. Уклонение от этой формальности по квиритскому праву в отношении сыновей делало завещание недействительным и открывало наследование по закону. При умолчании в отношении других лиц они призывались к наследованию вместе с теми, кто был указан в завещательном распоряжении. Последующее развитие наследственного права было связано с дальнейшим ограничением свободы завещательных распоряжений. Уже позднее в республиканский период завещатель был обязан завещать наиболее близким родственникам обязательную долю (portio debita). Завещания, в которых устранялись от наследования ближайшие наследники, стали признаваться судами недействительными.

Право на обязательную долю получили родственники по нисходящей и восходящей линии завещателя, а также его братья и сестры. Размер обязательной доли вначале определялся 1 / 4 части того, что данное лицо получило бы при наследовании по закону. В законодательстве Юстиниана размер обязательной доли стал равен 1 / 2 доли, причитающейся каждому наследнику по закону, если эта доля была меньше 1 / 4 всего наследства, и 1 / 3 законной доли, если она была больше 1 / 4 всего наследства.

Лишение кого-либо из наследников обязательной доли допускалось лишь в случаях, указанных в законе. К ним относились действия наследников, угрожавшие жизни отца, вступление наследников в брак вопреки воле родителей и др.

Завещанием возможно было назначить второго наследника, если первый по причине смерти или других обстоятельств не вступит в наследство. Это получило название «подназначение наследника», или «субституция» (substitutio). Субституция имела место также тогда, когда завещатель назначал наследника своему малолетнему по нисходящей линии, если тот, не достигнув совершеннолетия, умрет по причине болезни.

Завещание, составленное с соблюдением требований закона, могло быть признано не имеющим силы, если завещатель отказывался от него и составлял новое завещание, а также если завещание уничтожалось либо стало доступно посторонним до смерти завещателя. В период империи появилось два новых положения. В силу первого положения завещание утрачивало силу, если в течение 10 лет со дня его составления наследство не было открыто. Позже появилось правило, что через 10 лет после составления завещания оно может быть изменено в присутствии трех свидетелей.

Если завещание признавалось недействительным либо отсутствовало, наступало наследование по закону.

Содержание завещания. Официальным языком для составления завещания был латинский, с течением времени стало разрешаться составлять завещание также и на греческом языке.

Назначение наследников было необходимым элементом любого завещания (institutio heredis). Считалось, что это «caput etfun-damentum totius testamenti» — «начало и основание всего завещания». Наследники обозначались в самом начале завещания в торжествен ной форме («да будет такой-то наследником»), но с развитием преторского права стали допускаться более короткие и менее торжест венные фразы.

Во времена Августа появилась возможность упоминания наследника в специальном приложении («кодицилл») уже после составления завещания.

Подназначение наследников допускалось и могло осуществляться следующими способами:

— обычное подназначение (substitution vulgaris) — обозначение в завещании «запасного» наследника на случай, если основной умрет или откажется от наследства. Возможно, было и назначение третьего наследника уже на случай непринятия наследства вторым наследником. Первоначально второй наследник получал только имущество наследодателя, а распоряжения (например, по предоставлению легатов) сохранялись за первым наследником. Однако законодательно была установлена обязанность подназначенного наследника принять на себя и обязательства основного наследника;

— подназначение малолетнему (substitution pupillaris) — указание следующего наследника на случай, если унаследовавший имущество малолетний умрет, не успев составить завещания (т. е. умрет до своего совершеннолетия). Такое лицо называлось «наследником малолетнего» и наследовало не напрямую после наследодателя, а уже после малолетнего.

Наследование по закону.

Наследование по закону наступало в случае, если умерший не оставил после себя завещания, в случае недействительности завещания или в случае отказа наследников по завещанию принять наследство. Условием открытия наследства для наследования его по закону являлось окончательное выяснение вопроса о том, что наследование по завещанию не на ступит. Поэтому наследование по закону не открывалось, пока призванный по завещанию наследник не решал, примет ли он наследство или нет. Когда выяснялось, что наследование по завещанию не наступит, то к наследству призывался ближайший наследник по закону, которым считается тот, кто оказывается на первом месте в установленном законом порядке наследников по закону в момент открытия наследства.

Если ближайший наследник по закону не примет наследства, то наследство открывалось следующему за ним по порядку наследнику по закону. Порядок, в котором должны призываться наследники по закону, был различен в разные эпохи развития римского права. Это связано с общим постепенным перестроением семьи и родства, с постепенной эволюцией от старого агнатического принципа к когнатическому.

Наследование по Законам XII таблиц. В Древнем Риме порядок наследования по закону основывался на агнатическом родстве. Завещание, хотя и возможное для составления, оформлялось редко. Законы XII таблиц определили порядок наследова ния следующим образом: «si intestate moritur moritur cui sum heres nee ascit, agnatus proximus familiam habeto. si agnatus nee escit, gentilies familiam habendo» — «Если кто-либо умрет без завещания и при отсутствии наследников разряда sui, пусть примет наследство ближайший агнат. Если нет и агнатов, наследство достается членам рода» (Законы XII таблиц, 5-я таблица).

Таким образом, наследование по закону осуществлялось согласно степеням родства:

1-я очередь наследования по закону — подвластные, жившие вместе с главой семьи, которые в момент его смерти из лиц, находящихся в «чужой» власти становились правоспособными лицами (дети, внуки от умерших детей и т. п.);

2-я очередь (при отсутствии первой очереди) — ближайшие агнатские родственники;

3-я очередь — члены одного с наследодателем рода (gentiles). Непринятие наследства самой первой из имеющихся очередью сразу делало наследство «лежачим» (при отказе от наследства 1-й очереди 2-я не получала ничего).

Наследование по преторскому праву. Преторское право изменило порядок наследования в связи с тем, что к концу республики римское общество переросло патриархальный агнатический уклад наследования. Потребовались новые существенные изменения в регулировании наследственных отношений. Возникшую проблему разрешила преторская фикция (bonorum possessio), согласно которой если претор призывал к наследованию лиц, не являвшихся наследниками по гражданскому праву, и предоставлял им право владения имуществом наследодателя, то они признавались наследниками.

В основном изменения по сравнению с цивильным правом заключались в следующем:

1) претор установил, что в случае непринятия наследства ближайшим наследником по закону оно должно открываться следующему за ним по порядку;

2) претор впервые придал значение при наследовании наряду с агнатическим родством и когнатическому, а также институту брака. В течение императорского времени законодательство все более расширяет значение когнатического родства при наследовании. Очередность наследования становится следующей:

1-я очередь (unde liberi). В эту категорию входили дети наследодателя, как легитимные, так и приемные, а также отданные им в усыновление, если к моменту смерти наследодателя они были освобождены из-под власти усыновителя. Лица, освобожденные от власти главы семьи при его жизни, наследовали по правилам collatio bonorum emancipati (эман сипированные дети обязаны были при наследовании вносить в наследственную массу все свое имущество, которое и поступало в распределение между всеми наследниками в составе наследственной массы);

2-я очередь (unde legitimi). Если никто из 1-й очереди наследников не выразил свою волю наследовать, то следующими наследовали агнатические родственники наследодателя (unde legitimi);

3-я очередь (unde cognati). Кровные родственники до шестой степени включительно в виде исключения и до седьмой степени родства наследовали после двух предыдущих очередей. Именно в этой очереди наследуют дети после матери и мать после детей. Таким образом, впервые в наследовании признается роль кровного родства, хотя агнатическое и остается предпочтительным;

4-я очередь (unde vir et uxor). Переживший умершего супруг (муж после жены, жена после мужа) наследовал последним. Наследство становилось «лежачим» только при отсутствии или отказе от наследства всех очередей.

Наследование по праву Юстиниана. Законодательство периода империи продолжало тенденции преторского права: постепенное вытеснение агнатического родства когнатическим в качестве основания наследования. Ряд сенатских постановлений превратил в цивильное наследование предоставлявшуюся ранее претором матери после детей и детей после матери. Также расширяются права детей на наследование после родственников с материнской стороны. Несмотря на то что агнатическое родство имело все меньше значение, система наследования по закону была чрезвычайно запутана.

Юстиниан принял решение упростить систему наследования, окончательно утвердив когнатическое родство наследования по закону. Этот принцип был закреплен новеллой 118 (543 г.) и изменившей ее новеллой 127 (548 г.).

По сложившейся системе Юстиниана к наследованию призывались когнатические родственники без различия пола по порядку их близости к умершему. Сложилось четыре разряда наследников:

1) первый разряд — все делилось поровну между ближайшими родственниками по нисходящей линии: сыновьями и дочерьми, внуками от ранее умерших детей и т. д. Смерть наследника до вступления в наследство влечет распределение его доли уже между его законными наследниками в течение года со дня когда умершему стало известно о смерти первого наследователя;

2) второй разряд был представлен родственниками по восходящей линии и полнородными братьями и сестрами. Наследники этого разряда делят наследство поровну, однако дети ранее умерших братьев и сестер получают долю, которая причиталась бы их умершему родителю. Если наследуют одни родственники по восходящей линии, то наследство делится следующим образом: одна половина идет родственникам по восходящей линии с отцовской стороны, другая — с материнской стороны (in lineas);

3) третий разряд, призываемый к наследованию при отсутствии двух первых, — это неполнородные братья и сестры, т. е. происходящие от одного с умершим отца, но от разных матерей или от одной матери, но от разных отцов, а также дети неполнородных братьев и сестер, получающие долю, которая причиталась бы их родителю;

4) если нет никого из перечисленных родных, наследство получают остальные боковые родственники по порядку близости степеней без всякого ограничения до бесконечности. Ближайшая степень устраняет дальнейшую; все призванные делят наследство поголовно (in capita).

Наследование по закону наступает, если умерший не оставил после себя завещания или в случае утраты силы завещания.

В эпоху Законов XII Таблиц существовали три очереди наследников:

1) лица, находившиеся в момент смерти наследодателя непосредственно под его властью (т. е. дети paterfamilias; его внуки в случае смерти подвластных детей; усыновленные; жена в случае брака «с наложением руки»), а также те, которые были зачаты в этот момент;

2) ближайшие по степени родства, т. е. при отсутствии собственной семьи у умершего призываются его братья и сестры, а также мать, если она состояла с отцом покойного в браке cum manu, – т. е. лица, находящиеся во второй степени агна-тического бокового родства с покойным;

3) родичи, если не было агнатов.

Преторским эдиктом о bonorum possessio было установлено, что в случае неприятия наследства ближайшим наследником по закону оно должно открываться следующему за ним по порядку.

Претор в своем эдикте установил четыре очереди наследников:

1) unde liberi – все цивильные наследники, подвластные paterfamilias и эмансипированные;

2) unde legitimi – цивильные наследники и агнаты (неэмансипированные);

3) unde cognati – ближайшие когнаты по порядку степеней вплоть до 6 степени родства включительно, а из лиц 7 степени только дети, троюродные братья и сестры. В этой очереди наследуют также дети (как законные, так и незаконные) после матери и мать после детей;

4) unde vir et uxor – переживший супруг. Основной принцип юстиниановской системы – наследование когнатов без различия пола по порядку их близости к умершему и с соблюдением порядка призвания к наследованию. 2 порядка наследования по закону: обыкновенный и особый.

Обыкновенный порядок наследования основан на родстве и супружеской связи и определяется четырьмя очередями:

1) десценденты, т. е. нисходящие умершего – сыновья и дочери, внуки от ранее умерших сыновей и дочерей и т. д. Раздел наследства происходит поколенно: дети раньше умершего отца получают все вместе ту часть, которую получил бы их родитель, и делят ее между собой поровну;

2) ближайшие по степени асцендентов, т. е. восходящие родные покойного (отец, мать, дед, бабки и т. д.; если есть отец и дед, призывается только отец), а также полнородные родственники братьев и сестер его и детей от ранее умерших полнородных братьев и сестер. Наследники этого класса делят наследство поровну. Дети же ранее умерших братьев и сестер получают долю, которая причиталась бы их умершему родителю. Если наследуют одни восходящие, то наследство делится: одна половина идет восходящим по отцовской линии, а другая – восходящим по материнской линии;

3) неполнородные братья и сестры покойного и их дети, причем последние получают также все вместе часть, следовавшую их умершим родителям;

4) остальные боковые родственники по порядку близости степеней без всякого ограничения, лишь бы только можно было доказать родство. Ближайшая степень отстраняет дальнейшую; близкие делят между собой поровну.

Особый порядок наследования имеет место, когда лицо имеет право на получение доли наследства независимо от того, кто является наследником в остальной части имущества (например, вдова может требовать выдачи четвертой части наследства).

Казусы.

Ø Мать, получившая ложное сообщение о смерти сына-воина, назначила в завещании других наследников и оставила распоряжения о манумиссиях и легатах. Наследует ли ее сын и действительны ли упомянутые манумиссии и легаты?

Ø Гай, добросовестно считая зашедшего к нему во двор мула бесхозным, завладел им, а через полтора года продал мула своему соседу Сею. Вскоре обнаружился прежний хозяин мула и потребовал его у Сея. Как решится дело в суде?

Ø Во время состязаний по пятиборью какой-то атлет случайно ранил копьем Лициния, и тот умер. Кто виновен в этом несчастье: копье копьеметателя, сам копьеметатель или судьи, председательствовавшие на соревновании?

5.Тестовое задание.

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

федеральноГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКий государственный университет ПРАВОСУДИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

Кафедра международного права.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Римское право»

Вариант № 1

Выполнил:

Студент 1 курса

заочной формы обучения

группы 3-101

Баков Тимур Мухамедович

Преподаватель:

_________________________

ученая степень, ученое звание, должность

______________________

фамилия, и., о

Дата представления работы

« » ____________2016 г.

Ростов-на-Дону

Введение

1. Исторические системы римского права. 3-5

2. Римское и современное наследственное право. 5-18

3. Дайте латинский эквивалент следующим понятиям 19

4. Казусы. 19

5. Тестовое задание. 20

Список использованной литературы 21
1. Исторические системы римского права.

Система римского права формировалась на протяжении 14 столетий, начиная с царского Рима времен Ромула и Нумы Помпилия (VIII в. до н.э), а также Законов XII таблиц (V в. до н.э.) и кончая кодификацией Юстиниана (VI в. н.э.). Исторически сложилось соотношение трех правовых систем, используемых римлянами: древнейшей они считали «право природы» ius naturale, из него черпало свои нормы международное право ius gentium, складывавшееся в VII-I вв. до н.э. в рамках отношений Рима со своими союзниками и врагами, и собственное национальное право римских граждан ius civile, также развивавшееся параллельно первым двум системам. Римляне констатировали приоритет «права природы» над «правом народов» и «цивильным правом» (D.4.5.8 (Gai.) Разумные основания гражданского права не могут уничтожать естественные права; D.7.5.2.1 (Gai.): Ведь естественный разум не мог быть изменен властью сената), поскольку «право природы – это то, что создано не мнением людей, но посеяно в природе некоей силой» (De inv. II. 161), а «закон есть заложенный в природе высший разум, который приказывает нам совершать то, что следует и запрещает противоположное» (De leg. I. 18). Таким образом, говоря на современном светском языке, римляне понимали под естественным правом сами законы природы, которые они вполне правомерно распространяли и на людей, и на законы развития и функционирования человеческого общества. В древнейшем Риме естественное право понималось как fas – обожествленное право природы, именно поэтому особое значение в праве играли жрецы, особенно авгуры, которые не только заведовали религиозными ритуалами, но и были первыми естествоиспыталелями, веками наблюдавшими за законами природы. Наконец, римляне различали право природы, общее для всех людей и потому неизменяемое, и местное право природы, зависящее от климатических и географических особенностей той или иной местности. Действительно, например, обычай римлян ходить без штанов едва ли был применим для варваров северной Европы именно в силу климатических особенностей. Удивительно также то, какое римские юристы давали определение этому праву: «Естественное право – это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам». Действительно, не только людям, но и всем животным в той или иной мере свойственно любить и воспитывать своих детей, защищать свой дом и границы обитания, а также некое чувство справедливости. Более того, римляне защищали и права неживой природы, что выражалось в институте земельных сервитутов. Отсутствие современного эгоцентризма правового позитивизма в праве римлян, когда право понимается как исключительная особенность только человека – это одна из причин его долговечности.

Наиболее близко к естественному праву стоит в римской правовой системе т. н. ius gentium – «право народов» или, выражаясь современным языком, международное право. Ульпиан (D.1.1.1.4) определял право народов, как то, «которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое – лишь для людей в их отношениях между собой». Причем Цицерон (De off. III. 69) отмечал, что право всех народов стоит над правом отдельного государства, как бы подчиняя его себе, так как«то, что является правом народов, должно становиться цивильным». Это правило, озвученное еще Цицероном, является основополагающим принципом современного международного права. В отличие от естественного права, некоторые институты права народов установлены людьми вопреки естественным законам природы, основным из которых является институт рабства. Гермоген (D.1.1.1.5) отмечал, что «этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства за исключением тех, которые введены в силу цивильного права». Основным источником права народов римляне признавали как нормы естественного права, которые сегодня понимаются как международный правовой обычай, так и международные договоры различных стран Средиземноморья, в частности, Рима и его союзников (Dionys. III. 3.1).

Говоря о Риме периода от конца VI до второй половины I в. до н.э., необходимо учитывать, что то, что мы понимаем под Римской державой, не являлось целостным централизованным государством, а скорее было некоей конфедерацией, наподобие современного Европейского союза. Рим стремился объединить Средиземноморье не столько с помощью оружия, сколько с помощью права, причем это римское право было настолько популярно, ощутимо полезно, что многие союзные Риму государства добровольно принимали не только некоторые отдельные римские законы, но и целые разделы римского права с тем, чтобы активно воспользоваться теми преимуществами, которые эти народы получали от введения римского права. Право народов - это право не только римское, а право всех средиземноморских народов древности, хотя сами римляне оказали огромное влияние на его развитие. Преторы лишь занимали в процессе достаточно активную позицию, предлагая другим народам римские правовые нормы и в свою очередь заимствуя у них многие законы, полезные римскому народу. Например, морское торговое право римляне целиком заимствовали из законов греческого острова Родос, то есть Родосские морские законы стали римскими законами (D.14.2.9).

Особо следует отметить, что римляне наряду с другими народами Средиземноморья признавали т.н. «суд рекуператоров», который трактуется ими как «иностранный, международный суд». Дело в том, что по определению, которое дает древний энциклопедист Фест (P. 342 L.), рекуператорским судом является тот, который имеет место, когда между римским народом и царями, нациями и иностранными государствами устанавливается закон, в соответствии с которым посредством суда рекуператоров отдается и возвращается собственность различных государств, посредством тех же рекуператоров судебным порядком возвращается и частное имущество. Таким образом, речь идет о международном суде, который решал конфликтные вопросы как между отдельными государствами, так и между отдельными частными лицами, гражданами разных государств. Суд рекуператоров одновременно рассматривал как дела между двумя или несколькими государствами, то есть выполнял функции межгосударственного арбитражного суда, так и судебные споры между отдельными частными лицами, то есть регулировал и область международного частного права. Сам суд по своему названию recuperatio изначально обозначал лиц, которые избирались для возвращения земель и имущества, утраченных в результате военных действий, и когда между воюющими сторонами подписывался мирный договор, то в этом договоре, если речь шла не о капитуляции, а о соглашении равных сторон, где нет победителя и побежденного, стороны, естественно, решали вопросы о возвращении пленных, завоеванных территорий, угнанного скота и прочего имущества. Таким образом, в таких мирных международных договорах устанавливались правила взаимного возвращения имущества и решения споров судебным порядком. Более того, поскольку эти договоры становились основой дальнейших отношений между этими двумя или более государствами, то в них оговаривались и принципы судопроизводства, в частности, характер судопроизводства рекуператорского суда.

Наши рекомендации