Анализ финансового положения предприятия
В условиях рынка чрезвычайно большое значение имеет знание финансового положения предприятия в каждый данный момент. С этой целью используются разнообразные коэффициенты.
1. Коэффициенты текущей платежеспособности:
а) коэффициент покрытия = (ликвидные активы : краткосрочные обязательства). Используется для определения способности предприятия оплачивать текущую задолженность;
б) коэффициент ликвидности = (денежная наличность + ценные бумаги + счета к получению) : краткосрочные обязательства. Характеризует способность расплачиваться по счетам в кратчайший срок;
в) коэффициент среднего срока складирования = (число дней в году × средний уровень запасов) : себестоимость реализованной продукции. Отражает средние сроки складирования материально-производственных запасов.
2. Коэффициенты рентабельности:
а) коэффициент чистой прибыли на 1 руб. реализации = чистая прибыль: общий объем продаж. Характеризует величину прибыли, приносимую каждым рублем, полученным от продажи продукции;
б) коэффициент оборачиваемости активов = общий объем продаж : средняя величина актива. Показывает, насколько эффективно используются активы для получения каждого рубля реализации;
в) коэффициент отдачи на вложенный капитал = чистая прибыль : средняя величина актива. Определяет рентабельность;
г) коэффициент отдачи собственного капитала = чистая прибыль : средняя величина акционерного капитала. Характеризует выгодность инвестиций;
д) коэффициент прибыли в расчете на одну акцию = чистая прибыль : число акций. Исчисляет доход, приносимый одной акцией.
3.Коэффициенты долгосрочной платежеспособности:
а) коэффициент отношения заемного капитала к собственному = заемный капитал : собственный капитал. Показывает степень финансовой самостоятельности;
б) коэффициент обеспеченности процентов по кредитам = (чистая прибыль до выплаты налогов + проценты по кредиту): проценты по кредиту. Характеризует степень защищенности кредиторов от недобросовестных плательщиков.
4. Коэффициенты, характеризующие положение на рынке:
а) коэффициент рыночной цены акции к доходам на одну акцию = рыночная цена одной акции : доход на одну акцию. Показывает, сколько вкладчик может заплатить за каждый рубль дохода;
б) коэффициент полученных дивидендов на одну акцию по рыночной цене = дивиденд на одну акцию : рыночная цена одной акции. Отражает отдачу на вложенный акционером капитал;
в) коэффициент рыночного капитала = изменение рыночной цены акции конкретной компании : среднее изменение цен всех котирующихся на рынке акций, %. Характеризует степень изменения конкретных цен в сравнении с ценами акций других предприятий.
Для установления путей повышения результативности работы предприятия используется система технико-экономических показателей, которые характеризуют технико-экономическое и организационное состояние производства на определенный момент времени. Они отражают уровень использования оборудования, степень механизации и автоматизации, прогрессивность технологических процессов, качество выпускаемой продукции, эффективность производства, квалификацию кадров, организацию производства и труда, производительность труда и др. Сложность использования вышеназванных показателей состоит в определении степени влияния каждого из них и всех вместе на уровень экономического состояния предприятия в целом.
В условиях рынка важное значение имеют показатели качества продукции или оказываемых услуг, так как качество продукции сильно влияет как на повышение конкурентоспособности товаров, так и на повышение продажной цены. Последнее увеличивает объем продаж, а следовательно, и рост прибыли.
Показатели качества различны для видов продукции разного потребительского назначения. Например, для продуктов питания главным показателем является содержание полезных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.); для тканей, трикотажа и нетканых материалов - прочность окраски, степень усадки, прочность на разрыв; для швейных и трикотажных изделий - соответствие моде. Для оценки товаров длительного пользования применяются показатели экономичности, надежности, долговечности, степени учета требований технической эстетики.
В данном случае под экономичностью понимаются такие свойства продукции, которые дают экономию средств как в производстве изделия, так и в процессе его эксплуатации. Так, последнее поколение телевизоров отличается меньшими габаритами, весом, меньшим потреблением электроэнергии и т.д.
Вопросы для повторения
1. Какие издержки относятся к постоянным и переменным?
2. В чем состоит сущность предельных издержек производства?
3. Назовите основные направления снижения издержек производства.
4. Каким образом определяется прибыль от реализации продукции?
5. Назовите состав балансовой и чистой прибыли.
6. Какова цель управления формированием прибыли?
7. Что такое рентабельность?
8. Назовите источники финансовых ресурсов предприятия.
9. Что включает политика ценообразования?
10. Какими показателями оценивается деятельность предприятия?
11. С какой целью осуществляется анализ работы предприятия?
12. По каким показателям анализируется финансовое положение предприятия?
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ