Конвенция № 161 «О службе гигиены труда» (1985 г.)
Данная Конвенция призвана содействовать при помощи службы выявлению потенциальных опасностей на предприятии, способствовать физическому и психическому здоровью всех трудящихся, обеспечивать безопасные, здоровые и хорошо оборудованные рабочие места.
Службы гигиены труда, наделенные в основном профилактическими функциями консультирования, должны быть созданы на благо всех трудящихся.
Службы гигиены труда могут создаваться в зависимости от обстоятельств либо для одного предприятия, либо как общая служба для нескольких предприятий.
Они могут создаваться предприятиями или группами предприятий, государственными органами или официальными службами, любыми другими уполномоченными органами. Предприниматели, трудящиеся и их представители сотрудничают и участвуют в этом на равноправной основе. Службы гигиены труда выполняют следующие функции: выявление и оценка риска от воздействия опасных для здоровья факторов, возникающих на рабочем месте, а также наблюдение за факторами производственной среды и производственных операций, которые неблагоприятно влияют на здоровье трудящихся. Они консультируют в данной области, содействуют адаптации трудовых процессов к трудящимся, а также осуществляют обеспечение информацией, организуют обучение и просвещение в этой области, организуют первую и неотложную медицинскую помощь, участвуют в анализе несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также участвуют в осуществлении мер по профессиональной реабилитации. Они сотрудничают с другими службами предприятия, а также со службами, занимающимися медицинским оборудованием.
Персонал, оказывающий услуги в области гигиены труда, имеющий надлежащую квалификацию, пользуется полной профессиональной независимостью.
Службы гигиены труда должны быть проинформированы о любых известных и вероятных факторах производственной среды, которые могут неблагоприятно влиять на здоровье трудящихся, а также о случаях заболеваний среди трудящихся и невыходах на работу по состоянию здоровья, но персонал служб гигиены труда не должен проверять причины невыхода на работу.
Наблюдение за состоянием здоровья трудящихся в связи с трудовым процессом не влечет для них каких-либо потерь в их заработке, осуществляется бесплатно и по возможности в рабочее время. Национальное законодательство определяет органы, в обязанности которых входит консультирование этих служб и контроль за их деятельностью.
Конвенция № 163 и Рекомендация № 173 «О социально-бытовом обслуживании моряков в море и порту» (1987 г.)
Государства, ратифицирующие Конвенцию в этой области, после консультации с представителями организаций судовладельцев и моряков обязуются обеспечить как в соответствующих портах, так и на борту судна бытовое обслуживание моряков, в том числе в области отдыха и информации. Эти услуги должны предоставляться всем морякам без дискриминации и часто пересматриваться, с тем чтобы обеспечить их адаптацию к изменяющимся потребностям.
В Рекомендации сказано, что при осуществлении этих мер следует учитывать особые потребности моряков с точки зрения их безопасности, гигиены и использования свободного времени, особенно в зарубежных странах и при прохождении зон боевых действий. В ней рекомендуется создание советов по бытовому обслуживанию для обеспечения контроля за тем, чтобы бытовое обслуживание соответствовало потребностям.
Конвенция № 164 «О здравоохранении и медицинском обслуживании моряков» (1987 г.)
Новая Конвенция в этой области направлена на предоставление такого же медицинского обслуживания, которое обычно предоставляется береговым работникам. Она гарантирует морякам право на посещение врача в портах захода и подчеркивает необходимость разработки программ развития охраны здоровья и медицинской подготовки.
Каждое судно должно иметь медицинскую аптечку и медицинский справочник и иметь доступ к бесплатной круглосуточной медицинской консультативной системе помощи по радио или спутниковой связи.
В соответствии с Конвенцией все суда с экипажем в 100 и более моряков и обычно совершающие международные плавания продолжительностью свыше трех дней должны иметь доктора на борту. На других судах один или несколько специально подготовленных членов экипажа должны в рамках своих обычных обязанностей отвечать за медицинское обслуживание и выдачу медикаментов.
На судах дедвейтом 500 и более тонн, с экипажем в 15 и более моряков и совершающих плавание продолжительностью более трех дней должны быть предусмотрены специальные больничные помещения.
Государства, ратифицирующие Конвенцию, должны сотрудничать друг с другом в обеспечении охраны здоровья моряков и оказания им медицинской помощи на борту судна.
Конвенция № 165 (пересмотренная) «О социальном обеспечении моряков» (1987 г.)
Конвенция рассматривает существующие акты в этой области и требует от ратифицирующих государств осуществления социального обеспечения моряков, которое было бы не менее благоприятное, чем обеспечение береговых работников.
Государства-члены будут обязаны применять либо минимальные нормы, либо более высокие нормы, предусмотренные в других инструкциях МОТ, касающихся выплачиваемых пособий по крайней мере в трех из девяти областей социального обеспечения: медицинское обслуживание и страхование по болезни, безработице, пенсии по возрасту, производственный травматизм, семейные пособия, пособия в связи с родами, инвалидностью и потерей кормильца.
Конвенция распространяет социальную защиту на иностранных моряков или моряков-мигрантов, устанавливая правила, призванные предупреждать правовые конфликты и обеспечивать равенство обращения и соблюдения прав на основе межгосударственного соглашения. В ней гарантируется положение о предоставлении ряда пособий и пенсий лицам, которые являются гражданами другого государства — члена или беженца, или лицами без гражданства, независимо от места их проживания.
Конвенция № 167 и Рекомендация № 175 « О безопасности и гигиене труда в строительстве» (1988 г.)
В связи с озабоченностью, которая высказывалась в течение многих лет в отношении профессиональной безопасности и гигиены труда в строительной промышленности, Генеральная конференция МОТ в 1988 году приняла Конвенцию и Рекомендацию в этой области, которые обновили существующие нормы, принятые более 50 лет назад.
Конвенция распространяется на все виды строительной деятельности — от подготовки стройплощадки до завершения проекта; в ней обусловливается, что предприниматели и лица, работающие не по найму, в соответствии с национальным законодательством должны соблюдать предписанные меры.
Страны, ратифицирующие новый документ, должны взять на себя обязательства после консультации с организациями предпринимателей и трудящихся принять и соблюдать законы или положения, обеспечивающие применение профилактических и защитных мер, с тем чтобы все рабочие места были безопасными с точки зрения нанесения травм или причинения вреда здоровью трудящихся.
Сюда включаются такие операции, как использование лесов и подмостков; подъемно-транспортное оборудование и механизмы; транспортное, землеройное и погрузочно-разгрузочное оборудование, а также использование механизмов, машин и оборудования и инструментов. Другие положения охватывают работу на высоте, в котлованах и под землей, работу в кессонах, в сжатом воздухе или над водой, свайные работы или использование электрооборудования и взрывчатых веществ. Должны также предприниматься шаги для предотвращения химических, физических или биологических опасностей и рисков возникновения пожара. Наконец, Конвенцией охватываются проблемы личного защитного оборудования и одежды, первой помощи и социального обеспечения трудящихся.
В соответствии с ее требованиями трудящиеся должны получать адекватную и соответствующую информацию о потенциальной опасности и рисках для здоровья, а также должны проходить инструктаж и подготовку относительно применения мер по их предотвращению и контролю. В акте также требуется, чтобы государства, ратифицирующие его, предприняли все необходимые шаги, включая применение соответствующих вакансий и исправительных мер, а также использование инспекционных служб для обеспечения эффективного внедрения этих различных положений. В нем подчеркивается значение сотрудничества между предпринимателями и трудящимися для обеспечения безопасности и гигиены труда на строительных площадках.
Конвенция дополняется Рекомендацией, которая распространяется на изготовление и возведение нефтяных вышек и прибрежных установок. Положения Рекомендации направлены также на ужесточение мер техники безопасности для зашиты строительных рабочих, занятых на предприятиях ядерной промышленности.
Конвенция № 168 и Рекомендация № 176 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.)
Принимая Конвенцию и Рекомендацию по этому вопросу, Конференция завершила выполнение задачи 32-летней давности по актуализации всех конвенций МОТ по социальному страхованию, принятых до Второй мировой войны.
Новые нормы, которые могут применяться со значительной гибкостью, могут использоваться в весьма различных национальных условиях с учетом уровня развития. Их основная цель заключается в координации национальных систем защиты от безработицы и их политики занятости. В этих целях ратифицирующие государства будут, стремиться к тому, чтобы их система защиты от безработицы и, в частности, методы предоставления пособий по безработице содействовали обеспечению полной, производственной и свободно избранной занятости и не препятствовали предпринимателям предлагать, а трудящимся искать производительную занятость.
В рамках политики содействия производственной занятости «всеми подходящими средствами, включая социальное страхование», будут создаваться специальные программы по обеспечению дополнительных возможностей для создания рабочих мест для определенных категорий лиц, находящихся в неблагоприятном положении, включая трудящихся, пострадавших от структурных преобразований.
Лица, защищенные пособиями по безработице, которым должно быть гарантировано равное обращение, должны составлять не менее 85% всех лиц, работающих по найму, включая государственных служащих и учеников.
Эта Конвенция включает нормы по защите от полной безработицы, т. е. потери заработков из-за того, что лицо, способное к труду, готовое к труду и фактически занимающееся поисками работы, не имеет возможности получить подходящую занятость, может распространяться на частичную безработицу и прекращение (или сокращение) заработков из-за временного прекращения работы.
В отношении полной безработицы или временного прекращения работы пособия следует выплачивать таким образом, чтобы предоставить этому лицу частичную или переходную замену заработной платы и в то же время избегать создания такого положения, когда трудящийся потерял бы заинтересованность в труде или создании рабочих мест. Хотя в Конвенции обусловливается, что, пособия выплачиваются на этих условиях, первоначальный срок выплаты может быть ограничен 26 неделями в каждый период безработицы или 39 неделями за любой период в 24 месяца. В Конвенции содержатся специальные факультативные положения о новых лицах, стремящихся получить работу.
Эти возможности обычно шире для стран, чьи системы социального страхования носят ограниченный характер в силу уровня развития. Рекомендация охватывает, в частности, проблемы стимулов профессиональной и географической мобильности в рамках политики обеспечения производительной занятости, пособий, выплачиваемых в связи с частичной безработицей и работой неполный рабочий день, критерии оценки положения о подходящей занятости и совершенствование систем защиты, особенно в интересах стран, желающих создать или улучшить такие системы.
Конвенция№ 169 (пересмотренная) «О коренных народахи народах,ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (1989 г.)
Примерно 300 млн. человек во всем мире, которые формируют на национальном уровне наиболее бедные и уязвимые группы населения, были заинтересованы в принятии этой Конвенции МОТ, гарантирующей им определенные основополагающие права, особенно с точки зрения получения работы и профессиональной подготовки, социального страхования, образования и охраны здоровья.
На 78-й сессии МКТ МОТ в 1991 г. были приняты два документа: Конвенция № 172 «Об условиях труда в гостиницах и ресторанах и аналогичных заведениях» и Рекомендация № 179 с аналогичным названием. Их главная цель — улучшить условия труда и возможности профессионального роста в этом быстро растущем секторе и таким образом привлечь к нему лиц, ищущих работу.
Предлагаемые нормы имеют в виду, что на трудящихся отрасли будут распространены все минимальные нормы продолжительности рабочего дня, периодов отдыха и ежегодного оплачиваемого отпуска; они будут иметь ту же степень социальной защищенности, которая принята на национальном уровне для трудящихся вообще. Они должны получать «постоянный и надежный» заработок вне зависимости от чаевых. Следует ввести программы подготовки, чтобы повысить квалификацию и уровень услуг, а также возможности личного роста.
В Рекомендации эти принципы развиты в деталях. В нем отмечается необходимость постепенной отмены «дробных» смен, где это возможно, необходимость минимальной гарантированной заработной платы, бесплатных программ подготовки для начинающей молодежи. Чтобы хотя бы частично компенсировать колебания от сезонной занятости, Рекомендация предусматривает, что временно занятые должны приниматься на работу в первую очередь, если это возможно в условиях данного предприятия.
Конвенция № 171 и Рекомендация № 178 «О ночном труде» (1990г.)
Новый подход отражен в принятых Конференцией МОТ Конвенции № 171 «О ночном труде» 1990 г. и Рекомендации № 178 « О ночном труде» 1990 г., действие которых распространяется на всех трудящихся независимо от их пола, а также Конвенции № 89 «О ночном труде женщин в промышленности» (пересмотренной в 1948 г.).
Эти решения направлены на совершенствование и расширение законодательной защиты лиц, работающих ночью. Их число во всем мире растет.
Новая Конвенция № 171 определяет его как «любую работу, которая осуществляется в течение периода продолжительностью не менее семи часов подряд, включая промежуток между полуночью и 5 часами утра». Она предусматривает конкретные меры для защиты здоровья работающих ночью лиц, охраны материнства, содействия таким лицам в выполнении ими своих семейных и общественных обязанностей, предоставления возможностей для профессионального роста, соответствующей компенсации.
Среди этих мероприятий, которые могут вводиться постепенно: проверка состояния здоровья перед направлением на работу и затем периодически, создание возможностей для получения первой помощи, гарантии в случае временной или постоянной нетрудоспособности, особые защитные меры для беременных и кормящих матерей в отношении занятости, заработков и профессионального роста. Ночью должны действовать необходимые социальные службы, ночные смены нельзя вводить без предварительных консультаций. Компенсация в виде сокращения рабочего времени, материального и другого поощрения должна учитывать природу ночноготруда.
Рекомендация содержит более подробные указания о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха, денежной компенсации, технике безопасности и гигиене труда, социальных службах.
В протоколе, предусматривающем Конвенцию № 89, отмечается, что изменения в продолжительности ночного труда и изъятия из запрета на работу женщин в ночное время могут вводиться по решению компетентного правительственного органа. Эти решения должны приниматься в рамках национального законодательства после консультаций с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся. Изъятия могут вводиться оговоренным путем — в виде договора, гарантий, после консультаций — как в отдельной отрасли или профессии, так и на одном или нескольких предприятиях. Гарантии предусмотрены и в отношении беременных женщин и матерей с грудными детьми.
Происходящие во всем мире глубокие преобразования дают МОТ уникальную возможность самообновления и достижения повсюду в мире ее основополагающих целей.
Генеральный директор МОТ Хуан Сомавия, выступая на открытии 90-й сессии Международной конференции труда 10 июня 2002 г. в Женеве, сказал: «Нам, прежде всего, необходима концепция глобализма, которая завоевала бы себе место в умах людей и избирателей по всему миру и в отношении которой мы могли бы сказать, что она отвечает их чаяниям и опасениям. Это не может быть одной моделью на все случаи жизни, а это скорее — широкий подход, который предоставляет возможность выбора через механизм демократического принятия решений».
Путь к демократии еще долог. Как никогда раньше, сейчас необходим трехсторонний диалог, чтобы пойти навстречу требованиям большей демократизации и более широкого соблюдения основных прав человека. Потребуются сильные и свободные организации предпринимателей и трудящихся: механизмы для ведения коллективных переговоров и трехсторонних консультаций; органы регулирования вопросов труда, которые отвечали бы чаяниям и реалиям мира труда, а также новое социальное законодательство и реформы, гарантирующие социальную справедливость и экономический прогресс.
Все это представляет «громадный вызов» для Международной организации труда, которая должна подготовить себя к тому, чтобы более гибко и быстро реагировать на возникающие проблемы, укреплять свое присутствие на местах.
«Международная организация труда находится на поворотном пункте своего развития и должна мобилизоваться перед лицом предстоящих перемен в мире»,— было заявлено на 90-й сессии МОТ.
Перемены во всех странах и на всех континентах ставят много вопросов о целях организации, свидетельствуют об актуальности деятельности МОТ на современном этапе.
Подтвердив свою приверженность идеалам МОТ, принципу трехсторонности и автономии правительств, предпринимателей и трудящихся, в материалах указанной конференции подчеркнуто
Продолжение |
Дата регистрации ратификации |
о необходимости приспособления механизмов МОТ к требованиям сегодняшнего дня. Выработка международных трудовых норм и техническое сотрудничество должны отвечать новым требованиям, а специфика организации в трудовой и социальной сферах должна соответствовать координальным экономическим дилеммам времени.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что вы понимаете под международно-правовым регулированием труда?
2. Перечислите субъекты международно-правового регулирования труда.
3. Какие вы знаете источники международно-правового регулирования труда?
4. На каких принципах строится международно-правовое регулирование труда?
5. Какова форма выражения международных норм в труде?
6. Что представляет собой конвенция?
7. Раскройте особенности разработки, принятия и выполнения конвенций и рекомендаций МОТ.
8. Дайте общую характеристику отдельных конвенций МОТ.