Плюсы и минусы теории Маслоу

Как видите, пирамида Маслоу – это не просто классификация потребностей. Предполагается, что потребности имеют, к тому же, определенную иерархию: есть базовые нужды, есть более возвышенные. Все мы испытываем потребности всех уровней, причем здесь действует следующий закон: базовые уровни желаний считаются доминирующими, и желания более высокого уровня могут «подать голос» и стать мотивами поведения только в том случае, если человек удовлетворит нижлежащие потребности.

Но важно понимать, что формы, в которых проявляются потребности, могут кардинально различаться у каждого человека в отдельности. Именно поэтому потребность в уважении и признании проявляется неодинаково: один хочет стать влиятельным политиком и завоевать любовь своих сограждан, а другой будет счастлив только от того, что его собственные дети испытывают к нему уважение. И такой диапазон в рамках одной потребности может просматриваться на любой ступени пирамиды. Нужно понимать свои желания, правильно их интерпретировать и удовлетворять адекватным способом. Иначе вас может постичь разочарование.

Учебник по менеджменту организации

ПРЕДИСЛОВИЕ

Менеджмент стал одним из важнейших атрибутов новой жизни нашей страны. И не только в области экономики.

Менеджмент в широком смысле - это управление организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества.

Несмотря на то, что изучение менеджмента в наших вузах насчитывает уже десяток лет и изданы сотни книг на эту тему, сохраняется неослабевающий спрос на новые книги подобной тематики. И этому есть ряд веских причин.

Во-первых, большинство опубликованных у нас книг по менеджменту, в том числе и учебники - иностранного происхождения. Российскому же читателю сегодня необходимо получать информацию, привязанную прежде всего к отечественным законам, другим нормативным актам и основанную на реалиях нашей жизни. Всего этого, естественно, в книгах-переводах (или представляющих перепевы зарубежных) нет и быть не может.

Во-вторых, материал многих учебников носит сугубо теоретический, порой абстрактный характер, в то время как читатель ищет в литературе ответы на злободневные запросы жизни, практической помощи, необходимой для повседневной деятельности.

В-третьих, изложение материала в ряде учебников неоправданно осложнено, перегружено бесполезной наукообразной информацией. Эти книги неинтересны, их трудно читать (знаю такие, которые никто так и не дочитал до конца), от них мало что остается в памяти.

Все сказанное означает, что попытки создать новые отечественные, практичные и доступные учебники по менеджменту не лишены смысла. Одной из таких попыток является данная книга.

Сохраняя в целом традиционную классическую структуру учебника по менеджменту, данная книга заполняет эту структуру материалом, построенным на современном российском законодательстве и практике управления отечественными организациями. Это прежде всего относится к таким главам книги, как «Организация и ее система управления», «Формы организаций», «Среда и инфраструктура организации».

Качественно новыми являются также подход к менеджменту как к науке и предмету изучения (в том числе к менеджменту в социальной сфере), анализ развития основных идей менеджмента (особое внимание уделено становлению менеджмента в России), главы, посвященные выработке управленческих решений, предвидению, прогнозированию и риску менеджера.

Наряду с традиционными для учебной литературы по менеджменту вопросами управления персоналом, управления коммуникациями, описанием функций и методов управления организациями в данной книге рассматриваются также обычно остающиеся за рамками подобных учебников такие важнейшие проблемы менеджмента, как моделирование ситуации, финансовый менеджмент, международный менеджмент, стратегический и инновационный менеджмент, эффективность менеджмента. Это расширяет рамки учебника, дает возможность более полного панорамного охвата всего многообразия аспектов современного менеджмента.

Практичность книги обеспечивается конкретными рекомендациями по реальным проблемам, подкрепленными многочисленными примерами, описаниями ситуаций, обращениями к действующему законодательству.

Вместе с тем автор отчетливо представляет, что никакая книга не заменяет практику менеджмента, которая может быть получена лишь в результате конкретной деятельности. Для подготовки к такой деятельности менеджер наряду с профессиональными знаниями (их дает учебник) должен овладеть методикой деловых расчетов, обладать необходимыми для этого навыками и смекалкой. Этой цели служат предлагаемые учебником 256 задач из различных сфер деловой жизни с подробными решениями, которые не могут не заинтересовать будущего менеджера.

Чтобы облегчить пользование книгой, сделать ее более понятной, материал разбит на небольшие, законченные в смысловом отношении порции - параграфы. Овладение этим материалом должно оказаться для читателя не только доступным и полезным, но, что не менее важно, интересным и занимательным.

Этой же цели служат открывающие каждую главу перечни рассматриваемых вопросов и понятий, а также заключающие все главы контрольные вопросы (всего их 360).

Усилению занимательности книги, уверен, будет способствовать и управленческий юмор, пожалуй, впервые в отечественной практике удостоившийся «чести» быть помещенным в серьезный учебник.

Для удобства пользования учебником основные понятия могут быть легко найдены в алфавитном предметном указателе, а основные термины - с помощью делового словаря (315 слов).

Учебник написан на основе материала лекций, которые автор более 10 лет читал в ряде вузов Санкт-Петербурга, других городов нашей страны и за рубежом, а также его личного опыта менеджера - генерального директора крупной коммерческой фирмы и консультанта ряда организаций. Этот опыт нашел отражение в ряде книг автора, библиографический список которых помещен в конце учебника.

Учебник полностью соответствует вузовскому стандарту по специальностям управление, менеджмент, экономика и предпринимательство.

Помимо студентов вузов данная книга может быть полезна слушателям менеджер-центров и бизнес-школ, учащимся средних специальных учебных заведений экономического профиля, а также практикам-управленцам: менеджерам, бизнесменам, маркетологам, государственным служащим - всем, кто так или иначе связан с управлением организациями.

Наши рекомендации