Расчётно-графические работы (РГР)
Расчетно-графические работы по дисциплине включены в курсовую работу.
Вопросы для самопроверки
1. Анализ внутренней и внешней среды предприятия.
2. Анализ качества продукции и техническое регулирование.
3. Анализ рисков в деятельности предприятия.
4. Бизнес-проект как инновационный замысел.
5. Виды внутрифирменного планирования.
6. Виды износа и методы оценки износа основных фондов.
7. Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства.
8. Инвестиционная деятельность предприятия.
9. Инновационная стратегия развития предприятия.
10. Организационно-правовые формы предприятий.
11. Оценка и страхование риска.
12. Петля качества, принципы новой стратегии в управлении качеством.
13. Прибыль предприятия: виды, методы определения и планирование.
14. Производительность труда, резервы и факторы ее повышения.
15. Рентабельность продукции и производства. Методика расчёта рентабельности.
16. Сущность и функции заработной платы. Формы и системы оплаты труда.
17. Эффективность лизинга, как системы оснащения предприятия основными средствами.
Примерные темы индивидуальных заданий для самостоятельного выполнения студентами:
Подготовить презентацию по основным разделам бизнес-плана:
1. Резюме
2. Основная идея проекта
3. План маркетинга
4. Обоснование ресурсов
5. Юридический план
6. Финансовый план
7. Анализ рисков
3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Адрес сайта курса
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы предпринимательства» размещена на сайте Санкт-Петербургского политехнического университета.
Интернет-адрес: dl.spbstu.ru
Доступ к информации открыт для представителей факультетов-заказчиков рабочей программы учебной дисциплины «Основы предпринимательства».
Вход осуществляется по паролю.
3.2. Рекомендуемая литература
Основная литература
№ | Автор, название, место издания, издательство, год (годы) издания | Год изд. | К-во экз.[1] | Место хранения |
Международное предпринимательство (на примере России): учебное пособие /Хижняк В. Д. -Изд-во Политехн. ун-та | Библиотека | |||
Инновационное предпринимательство: учебник для вузов по экономическим направлениям и специальностям /Горфинкель В. Я., Базилевич А. И., Блинов А. О., Бобков Л. В., Захаров П. Н., Маркова О. М., Маслова В. М., Попадюк Т. Г., Проскурин В. К., Родионова Н. В., Рудакова О. С., Синяева И. М., Скамай Л. Г., Сидорова М. И., Торопцов В. С., Тепман Л. Н., Филимонова Н. М., Швандар К. В. /Финансовый университет при Правительстве РФ –Юрайт, 2013 | Библиотека | |||
Предпринимательство: учебник по управленческим дисциплинам/Лапуста М. Г.-Инфра-М, 2010 | Библиотека |
Дополнительная литература
1. Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2013. — 352 е.: ил.
2. Бизнес-планирование: учебное пособие Автор: под ред. В.З. Черняка, Г.Г. Чараева Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: http://www.knigafund.ru/ЭБС «КнигаФонд»
3. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: учебник, М.:Дашков и К, 2011 [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: http://www.knigafund.ru/ЭБС «КнигаФонд»
4. Организация предпринимательской деятельности: Учебник Валигурский Д.И. Издательство: Дашков и К, 2012 г.
5. Предпринимательство учебник под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: http://www.knigafund.ru/ЭБС «КнигаФонд»
Электронные и Internet-ресурсы:
1. http://www.mayak.sbor.net/ - Концепция социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года.
2. http://small.lenobl.ru/ - Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области.
3. http://lenoblinvest.ru/ru/ - Инвестиционный портал Ленинградской области.
4. http://petrostat.gks.ru/ - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
5. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики.
Критерии оценивания и оценочные средства
Критерии оценивания
По дисциплине предусмотрен рейтинговый контроль оцениваются:
1. Практическая работа по презентации разделов бизнес-плана: максимально можно получить 10 баллов за каждое выступление, за каждую ошибку минус один балл; при исправлении работы максимальный балл равняется 8.
2. Курсовая работа: максимально можно набрать 20 баллов.
Все критерии оценивания оговариваются на самом первом занятии.
Итоговая оценка: 85 – 100 % от всех баллов - ОТЛИЧНО
70 – 84 % - ХОРОШО
55 – 69 % - УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
Минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам текущего контроля по всем видам занятий, при котором студент допускается к процедуре промежуточной аттестации (экзамен), составляет 55 баллов.
Максимальное (нормативное) количество баллов, которое может получить студент по одной дисциплине или иному виду работы в семестре – 100 баллов.
С целью повышения рейтинга студент имеет право прохождения промежуточного контроля на общих основаниях. Экзамен проводится в традиционной форме. Билет содержит 2 вопроса и 1 тест по материалам курса.
Результаты текущей успеваемости доводятся преподавателем до студентов заблаговременно. Студенты имеют право повысить результаты текущей успеваемости прохождением промежуточной аттестации (экзамен) по данной учебной дисциплине.
Оценочные средства
Задания по курсовой работе
Курсовая работа выполняется по шаблону бизнес-плана и состоит из 8 разделов, включаю расчётную часть.
Вопросы к экзамену:
1. Анализ внешней и внутренней бизнес-среды.
2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия.
3. Анализ качества продукции и техническое регулирование.
4. Анализ отрасли. Анализ целевого рынка. Анализ конкуренции.
5. Анализ рисков в деятельности предприятия.
6. Бизнес-планы для решения практических задач управления бизнесом (целевые бизнес-планы).
7. Бизнес-проект как инновационный замысел.
8. Виды внутрифирменного планирования.
9. Виды износа и методы оценки износа основных фондов.
10. Виды моделей, применяемых при бизнес-планировании.
11. Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства.
12. Инвестиции (инновации) как фактор экономического развития предприятия.
13. Инвестиционная деятельность предприятия.
14. Инвестиционный план (проект).
15. Инновационная стратегия развития предприятия.
16. Информационные технологии в системе планирования бизнеса.
17. Ключевые компоненты типового бизнес-плана.
18. Контроль выполнения и корректировка управленческого бизнес-плана.
19. Макеты некоторых видов целевого бизнес–плана.
20. Маркетинговый план. Стратегии маркетинга.
21. Масштаб и уровни планирования бизнеса.
22. Методы прогнозирования сбыта продукции.
23. Механизм планирования бизнеса.
24. Мотивация и стимулирование деятельности персонала организации.
25. Назначение, структура и методика расчетов основных документов финансового планирования
26. Накопление и анализ предпринимательских идей.
27. Общая характеристика бизнес-плана.
28. Общий план производства.
29. Операционный план. Производство.
30. Организационно-правовые формы предприятий.
31. Организационный план.
32. Организация и функционирование малых предприятий в промышленности.
33. Организация системы бизнес-планирования
34. Организационно-правовые формы предпринимательства в РФ
35. Основные технологии продукции бизнес-планирования.
36. Особенности бизнес-планирования как формы планирования.
37. Особенности разработки моделей бизнес-процессов
38. Оформление бизнес-плана. Описание отрасли. Характеристика объекта бизнеса организации.
39. Оценка и страхование риска.
40. Петля качества, принципы новой стратегии в управлении качеством.
41. Планирование инвестиций на предприятии: план портфельных и план реальных инвестиций (капитальных вложений).
42. Прибыль предприятия: виды, методы определения и планирование.
43. Производительность труда, резервы и факторы ее повышения.
44. Развитие предпринимательства в РФ: проблемы и особенности.
45. Разработка бизнес-плана предприятия.
46. Разработка маркетинговой и товарной стратегии предприятия.
47. Рентабельность продукции и производства. Методика расчёта рентабельности.
48. Рентабельность производства товарной продукции и максимизация прибыли от его реализации.
49. Система бизнес-планирования в малых и средних предприятиях.
50. Состав и структура разделов бизнес-плана.
51. Составление планов подразделений.
52. Стратегическое и инвестиционное планирование. Стратегические цели организации.
53. Сущность и назначение управленческого бизнес-плана.
54. Сущность и роль управления предприятием.
55. Сущность и функции заработной платы. Формы и системы оплаты труда.
56. Сущность, система и методы государственного антимонопольного регулирования деятельности организаций.
57. Финансовый план.
58. Формирование ассортиментной стратегии на предприятиях промышленности в условиях активности рыночной конъюнктуры.
59. Формирование цены продукции предприятия.
60. Формы государственного регулирования отношений несостоятельности (банкротства) предприятий.
61. Функции бизнес-плана при управлении бизнесом.
62. Характеристика разделов типового бизнес-плана: аналитические, ключевые, приложения.
63. Цели и планы в бизнесе организации.
64. Ценообразующие факторы и их влияние на формирование цен на продукцию промышленного предприятия.
65. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий на предприятии.
66. Этапы и сущность планирования бизнеса.
67. Эффективность лизинга, как системы оснащения предприятия основными средствами.
Примерные тестовые задания для промежуточного контроля:
1. К основным признакам предпринимательства относится все за исключением:
а) ориентация на получение прибыли
б) готовность идти на любой риск ради получения результата
в) материальная ответственность за результаты своих действий
г) стремление к новациям и нововведениям
2. Бизнесмен отличается от предпринимателя тем, что:
а) берет на себя риск ведения дела
б) занимается организацией бизнеса
в) ведет бизнес «традиционными» методами
г) ищет новые сферы и способы ведения бизнеса
3. Современная функциональная парадигма бизнеса опирается на:
а) менеджмент
б) маркетинг
в) стратегическое планирование
г) верно все выше пересиленное
4. Экономическая свобода предпринимателя проявляется:
а) в появлении и развитии функций бизнеса
б) в полной независимости от государства
в) в полной свободе в хозяйственной деятельности
г) верно все выше перечисленное.
5. К основным элементам бизнес операции относят:
а) формулировку бизнес идеи и планирование будущего бизнеса
б) поиск и организацию необходимых ресурсов
в) организацию производства и реализации продукции
г) верно все выше перечисленное.
6. К элементам внешней предпринимательской среды можно отнести:
а) характер предпринимателя
б) особенности конкуренции на рынке
в) цели фирмы
г) корпоративную культуру, сложившуюся на фирме
7. К правовой инфраструктуре бизнеса относят:
а) законы и постановления
б) обычаи хозяйственного оборота
в) нормы деловой этики
г) все перечисленное верно
8. К экономическим функциям малого бизнеса относится:
а) включение в производство временно незанятых ресурсов
б) внедрение новых товаров и услуг
в) обеспечение узкоспециализированными товарами и услугами
г) верно все выше перечисленное
9. К наиболее распространенным формальным критериям выделения малого бизнеса относится:
а) количество занятых на предприятии
б) отраслевая принадлежность бизнеса
в) количество постоянных клиентов
г) единство собственности и управления на предприятии
10. В современных условиях материальная ответственность предпринимателя обеспечивается за счет:
а) ужесточения правового режима предпринимательской деятельности
б) увеличения числа фирм с неограниченной имущественной ответственностью собственников
в) сложившегося рынка капитала
г) верно все выше перечисленное
11. Для акционера как особого вида собственника характерны все следующие черты, за исключением:
а) не может изъять свой капитал из фирмы
б) не может повлиять на размер своего дохода
в) отделен от управления
г) является собственником имущества корпорации
12. К основным функциям управления трудовыми ресурсами относят:
а) формирование трудовых ресурсов
б) развитие трудовых ресурсов
в) создание нормального производственного климата
г) верно все выше перечисленное
13. Мотивация - это:
а) разнообразные способы побуждения человека к каким-либо действиям (лидерство)
б) способы и характер общения людей на производстве (механизмы передачи информации)
в) создание системы стимулов работать с отдачей (материальных, моральных и т.д.)
г) управление отношениями и способами взаимодействия людей на производстве
14. К основным направлениям формирования трудовых ресурсов можно отнести:
а) планирование трудовых ресурсов
б) приём работников
в) создание системы стимулирования и вознаграждения за труд
г) все выше перечисленное
15. Оценка деятельности работника на современной западной фирме включает в себя следующие параметры:
а) уровень профессиональных знаний и навыков
б) объем и качество выполненной работы
в) коммуникативные навыки и способность выполнять руководящую работу
г) верно все выше перечисленное
16. Выплаты работникам, сверх регулярной заработной платы или тарифа, представляющие собой вознаграждение за достигнутые успехи называют:
а) поощрением
б) премия
в) вознаграждением
г) комиссионными
17. К основным элементам структуры рынка относят:
а) спрос
б) конкуренты
в) потребители
г) все выше перечисленное
18. К институциональным потребителям относят:
а) фирмы, покупающие товары и услуги с целью дальнейшей переработки
б) оптовых посредников
в) розничных посредников
г) все выше перечисленное
19. Товарный ассортимент:
а) все, что может удовлетворить потребность покупателя с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления
б) вся группа товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность
в) вещь или услуга, удовлетворяющие какую-либо потребность и имеющиеся в ограниченном количестве
г) обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены и внешнего вида
20. Торговая марка - это:
а) любое название, знак, символ, рисунок или их комбинация, используемые для обозначения товаров фирмы и отличающие их от товаров конкурентов
б) любое название, знак, символ, рисунок или их комбинация, используемые для обозначения товаров фирмы производителя, под которым они продаются по всей стране
в) упаковка‚ на которой указано только наименование продукта без обозначения производителя
г) любое название, знак, символ, рисунок или их комбинация, используемые для обозначения товаров фирмы, зарегистрированное в законном порядке и дающее владельцу исключительное право на его использование
21. Самым длительным периодом жизненного цикла товара‚ как правило‚ является стадия:
а) внедрения товара
б) роста
в) зрелости товара
г) спада
22. В условиях монополистической конкуренции наибольшую роль в принятии фирмой решения о ценообразовании играют:
а) реклама и товарный знак
б) поведение потребителей
в) уровень издержек производства
г) механизмы государственного регулирования цен и антимонополистическая политика
23. К методам ценообразования на основе издержек относят:
а) расчет цены по методу "средние издержки плюс прибыль"
б) по методу назначения цены внедрения
в) на уровне средней рыночной цены
г) по методу снятия сливок
24. Активы фирмы - это:
а) собственный и привлеченный денежный капитал
б) стоимостная оценка всех фондов и средств фирмы (реально действующий капитал)
в) собственный денежный капитал
г) привлеченный денежный капитал (заемный капитал)
25. К текущим (ликвидным активам) относится все за исключением:
а) кассовая наличность
б) рыночные ценные бумаги
в) торговые марки
г) товарно-материальные запасы
26. Нераспределенная прибыль находиться по формуле:
а) чистая прибыль - дивиденды и резервы
б) валовая прибыль - дивиденды и резервы
в) валовая прибыль - процент за кредит
г) налогооблагаемая прибыль - налоги
27. К финансовым активам относят:
а) ценные бумаги: акции, облигации
б) валюту
в) банковские депозиты
г) верно все выше перечисленное
28. К основным ценным бумагам относят:
а) опционы, фьючерсы
б) депозитарные расписки, варранты, форварды
в) акции, облигации, векселя
г) верно б) и в).
Ключ
б | |
в | |
в | |
а | |
г | |
б | |
г | |
г | |
а | |
в | |
г | |
г | |
а | |
г | |
г | |
б | |
г | |
г | |
г | |
г | |
в | |
б | |
г | |
б | |
в | |
а | |
г | |
г |