Структура и модели управления имуществом
Составление единой модели системы государственного управления в точном виде невозможно и по этой причине система государственного управления представима, как и любые другие реальные системы, с помощью некоторого множества известных моделей систем. Каждая такая известная модель системы позволяет ответить на некоторый комплекс вопросов построения и функционирования системы государственного управления. Каждая известная модель системы имеет один или несколько известных главных признаков, которые рассматриваются в виде аксиом в теории этой модели. Построенная на основе некоторых принятых аксиом теория определенной модели может ответить на вопросы в отношении реальной системы, в том случае если реальная система удовлетворяет условиям того же набора аксиом.
Системы управления можно моделировать с использованием функционального, морфологического и информационного подходов.
Функциональный подход используется для описания процесса системы управления. Модель процесса системы управления представляется в виде совокупности функций, преобразующих поступающие информационные ресурсы в конечный результат функционирования системы управления – управленческое решение, проект, программу, политику. Конечный результат и входные ресурсы управления представляются в виде функций времени. В каждый данный момент времени состояние системы управления описывается совокупностью информации о характеристиках входных ресурсов и выходных результатов. Функциональная модель предсказывает изменения состояния процесса системы управления во времени.
Морфологический подход предназначен для моделирования структуры системы управления, структур ее подсистем. При этом выделяют элементы системы и транспортно-складские связи между ними, предназначенные для обеспечения взаимодействий: информационные, энергетические, материальные и др.
Информационный подход позволяет создать модель преобразования информационного ресурса управления, как для любого элемента и для подсистемы управления, так и для преобразования, проводимого системой управления в целом. Информационный подход позволяет создать информационную модель системы управления, дающую интегральное описание системы, независимо от ее природы и природы преобразуемых ресурсов.
Систему управления можно реализовать только при наличии моделей процесса и структуры управления.
Процесс системы управления моделируется как некоторая совокупность элементарных целесообразных преобразований информационного ресурс – элементарных процессов производства продукта системы управления. Все эти преобразования моделируются, как функции времени. Процесс управления – это то, с помощью чего система управления реализуется во времени. Модели процесса управления – временные модели.
Структура системы управления моделируется как некоторая совокупность элементов управления (людей, машин, аппаратов, оборудования, автоматизированных рабочих мест), внутри каждого из которых локализовано протекание определенного элементарного процесса системы управления. Все эти элементы системы управления имеют «привязку» к определенному месту в пространстве (вода, воздух, земля, космическое пространство). Структура управления – это то, с помощью чего система управления реализуется в пространстве. Модели структуры управления – пространственные модели.
На всем протяжении жизненного цикла системы управления ее развитие и взаимоотношения с внешней средой – предмет деятельности некоторой системы-субъекта, как представителя внешней среды.
Модель внешней среды – важный компонент, оказывающий существенное влияние на формирование модели системы. С позиций системной технологии внешняя среда включает все системы, которые не контролируются системой-субъектом данной системной триады и всеми ее подсистемами (исследователь, проектировщик, управление производством, развитием и архивом).
Модель грамотности и доступности государственного управления. Система-субъект государственного управления – государство, находится в среде общественного производства и является ее частью. С другой стороны, среда общественного производства формирует, по сути, заказ на результат функционирования триады «субъект-объект-результат» государственного управления.
В свою очередь, каждая из систем триады управления, как показано в разделе 1.3, взаимодействует со средой общественного производства. Во-первых, каждая из систем триады управления является частью этой среды. Во-вторых, система-результат государственного управления непосредственно этой средой потребляется. И, в-третьих, система-субъект государственного управления является представителем среды общественного производства
Модель вложенности сфер государственного управления. Государственное управление, как и любое другое управление, можно, как известно, представить с помощью идей иерархического строения систем. Известно, в то же время, что модель в виде иерархии значительно упрощает проблему государственного управления и не отражает многих сторон этой сложной проблемы. Но она позволяет наглядно представить взаимодействие субъектов и объектов управления, как уровней, слоев, сфер управленческой деятельности. Образно можно представить взаимодействие нации, государства, человека путем моделирования иерархического порядка взаимодействия сфер деятельности разного объема.
Модель жизненного цикла государственного управления. Общая модель жизненного цикла системы, предложенная в [23], содержит концептуальную, физическую и постфизическую стадии. Применим указанную модель к описанию жизненного цикла системы государственного управления. Государственную систему управления рассмотрим также и как искусственную систему, т. е. как систему, созданную человеком. Такая система является системой-результатом (изделием, продуктом) в некоторой системной триаде «объект-субъект-результат». В свою очередь, жизненный цикл системы-результата, как любого продукта деятельности, содержит концептуальную, физическую и постфизическую стадии.
1.28.2. Понятие государственного имущества. Виды государственного имущества.
Приватизация как форма управления государственным имуществом
В РФ государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, автономным округам, городам федерального значения, автономной области (собственность субъекта РФ).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ.
Объекты государственного имущества:
I. Объекты, составляющие основу национального богатства страны:
1) ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ;
2) охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, курорты);
3) объекты историко-культурного и природного наследия, художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории РФ.
II. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, и решения общероссийских задач:
1) государственная казна РФ, пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования, Центральный банк России, золотой запас, алмазные валютные фонды;
2) имущество вооружённых сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел;
3) высшие учебные заведения, РАН, государственные научные центры, министерства образования, здравоохранения, науки и технической политики РФ;
4) предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраной окружающей природной среды и природных ресурсов;
5) предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений;
6) предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны;
7) государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранность;
8) предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев МВД РФ.
III. Объекты оборонного производства:
1) все предприятия, производящие различного вида вооружение, космические летательные аппараты, военное снаряжение и т. д.;
2) защищённые рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, предназначенные для использования в особый период.
IV. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность экономики в целом:
1) предприятия добывающей промышленности, кроме добычи местного сырья;
2) предприятия топливно-энергетического комплекса;
3) предприятия и объекты электроэнергетики;
4) предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации;
5) федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации;
6) предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
V. Прочие объекты:
1) предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов;
2) предприятия и организации по производству спиртовой и ликёроводочной продукции.
В соответствии с указом Президента РФ от 21 мая 2012 года №36 установлено: федеральные агентства по управлению федеральным имуществом являются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) находится в ведении Министерства экономического развития РФ.
Основными функциями Росимущества являются:
1) проведение единой государственной политики в области земельных и имущественных отношений;
2) осуществление полномочий собственника в отношении имущества федеральных, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, акций акционерных обществ и иного имущества, составляющего казну РФ, а также полномочий по изъятию у учреждений и казённых предприятий излишнего недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации федерального имущества;
3) разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность РФ, собственность субъектов РФ, собственность муниципальных образований;
4) защита имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории РФ и за рубежом;
5) осуществление учёта федерального имущества и ведение реестра федерального имущества;
6) является учредителем специализированного сельскохозяйственного банка «Россельхоз банк», а также основным акционером банковской группы «ВТБ» и нефтяной компании «Роснефть».
Приватизация — это правовая форма преобразования публичной собственности в частную по особым правилам, установленным законом. Она сочетает в себе специфические юридические приёмы прекращения публичной формы собственности и приобретения собственности гражданами и юридическими лицами.
В ст. 1 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» дано следующее определение приватизации: «Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц.
Приватизация осуществляется на основе следующих приёмов:
1) Признание равенства покупателей и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2) Возмездность — за плату либо путём передачи в государственную или муниципальную собственность акций ОАО, в уставной капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество.
3) Самостоятельность органов местного самоуправления в принятии решений и осуществлении приватизации муниципального имущества.
Законодательство РФ о приватизации состоит из федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.
Приватизация государственного или муниципального имущества может осуществляться только следующими способами:
1) Преобразование унитарного предприятия в ОАО.
2) Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.
3) Продажа акций ОАО на специализированном аукционе.
4) Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе.
5) Продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО.
6) Продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг.
7) Продажа государственного или муниципального имущества через публичные предложения.
8) Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.
9) Продажа акций АО по результатам доверительного управления.
10) Внесение государственного или муниципального имущества в качесте вклада в уставные капиталы ОАО.
Приватизация представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов, так как приватизация важна не сама по себе, а как взаимосвязь приватизации и деприватизации — двух возможных методов государственного воздействия на формирование государственной структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.
Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуации характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частных форм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков. Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в частную, общую долевую или акционерную собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в АО можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы. Содержание системы отношений приватизации раскрывается через её цели, и с этой точки приватизация — не цель реформ экономики, а её инструмент.
Приватизация в развитых странах показывает наличие общих тенденций:
1) использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий;
2) введение чековой (купонной) системы;
3) низкая доходность приватизации;
4) аукционная продажа малых объектов.
Приватизация также имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики.
Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и её осуществление ведёт к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства.
Субъекты и объекты приватизации
Под субъектами приватизации следует понимать продавцов, покупателей государственного имущества, а также специально созданные государственные органы.
Продавцом федерального имущества выступает специализированное учреждение и назначенные им представители, которые владеют переданными им объектами приватизации до момента их продажи; осуществляют продажу объектов приватизации; ведут учёт подлежащих приватизации акций хозяйственных обществ, принадлежащих РФ; получают и перечисляют полученные в результате приватизации федерального имущества денежные средства; ведут статистическую и бухгалтерскую отчётность об их движении.
Покупателями федерального имущества могут быть любые физические и юридические лица за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%.
Объект приватизации — это государственное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с законом.
Выделяют следующие группы объектов приватизации:
1) Имущество, приватизация которого запрещена.
2) Имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления.
3) Имущество, которое приватизируется на основании решения Росимущества.
4) Имущество, которое приватизируется на основании решения компетентных государственных органов субъектов РФ или органов местного самоуправления.
1.28.3. Понятие муниципального имущества. Виды муниципального имущества.
Порядок приватизации муниципального имущества.
В настоящее время в российской практике всё шире используется понятие «муниципальная собственность», к которой относятся те объекты имущества, в отношении которых все5 правомочия осуществляют местные органы власти.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ муниципальная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищные фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
От имени муниципального образования право собственника осуществляют органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица, которым муниципальные органы доверили осуществление прав собственника. В случаях и порядке, предусмотренном законом, права собственника в отношении муниципального имущества может осуществлять непосредственно население муниципального образования.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Порядок приватизации муниципального имущества
Под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в собственность физических и юридических лиц.
Приватизация муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления.
Органом, осуществляющим приватизацию муниципального имущества, является администрация муниципального образования.
Муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля муниципальной собственности превышает 25%, не могут быть покупателями муниципального имущества, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Условия и порядок приватизации муниципального жилищного фонда, земельных участков, природных ресурсов, муниципального имущества, переданного в собственность некоммерческим организациям, созданным при преобразовании муниципальных учреждений, муниципального имущества на основании судебного решения, регулируются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Средства, поступающие от приватизации объектов муниципальной собственности, не облагаются налогами в соответствии с законодательством РФ.
Основные цели приватизации муниципального имущества:
1) повышение эффективности использования муниципального имущества;
2) поступление в бюджет муниципальных образований финансовых средств.
Задачи приватизации муниципального имущества:
1) выявление и приватизация неиспользуемых и убыточных объектов на территории муниципального образования;
2) освобождение от непрофильного имущества, обременённого содержанием за счёт средств местного бюджета.
Приватизация муниципального имущества проводится на основе ежегодного прогнозного плана приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год.
В прогнозном плане содержится перечень объектов муниципального имущества, которые планируется приватизировать в соответствующем году, здесь же указывается характеристика имущества, которое планируется приватизировать и предполагаемые сроки приватизации. Администрация разрабатывает и выносит прогнозный план на утверждение Совета депутатов муниципального образования, которые принимают решение о включении или исключении объектов из прогнозного плана приватизации муниципального имущества. Отчёт о выполнении прогнозного плана по приватизации муниципального имущества за прошедший год, содержащий перечень приватизированного имущества с указанием способа, срока и цены сделки продажи, направляется администрацией муниципального образования в Совет депутатов муниципального образования до 1 марта.