Основные составляющие понятия системы управления
Понятие управление территорией включает в себя решение следующих проблем:
1. Процесс рыночного реформирования экономики и создания конкурентной среды не завершён.
2. Большинство муниципальных образований находится в состоянии производственного и финансового кризиса.
3. Формирование муниципальных образований происходит в границах сложившихся административно-территориальных единиц, которые были созданы без учёта экономических возможностей их самостоятельного существования.
4. До настоящего времени ещё не завершён процесс формирования муниципальной собственности, в том числе на землю, как ресурс территориального развития.
5. Недостаточно гибкая система взаимоотношений и чёткого разделения полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, входящими в их состав.
6. У большинства субъектов территориального управления нет осознанной потребности в стратегическом планировании своего развития, устойчивой мотивации к проведению прогнозно-аналитических работ.
Объектом территориального управления выступает вся экономическая сфера региона, которая делится на производственную и социальную. Это деление необходимо, так как характер и цели деятельности в производственной и социальной сфере различны, следовательно, должны быть различны и механизмы управления этими двумя сферами.
Управление производственной сферы должно строиться на основе экономических методов, а в управлении социальной сферой область применения этих методов очень ограничена.
Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия путём создания определённых экономических условий для выполнения поставленных задач.
Экономическую основу муниципальных самоуправлений составляют: муниципальная собственность, местные финансы, имущество, переданное в управление органам местного самоуправления.
В основу механизма территориального управления заложены следующие подходы: расширение прав, задач и ответственности местных органов перед населением за решение поставленных задач. Это обеспечивается:
¾ расширением прав местных органов управления в области налогообложения, использования местных бюджетных средств и территориальных ресурсов;
¾ новым подходом к проведению выборов в местные органы, который бы обеспечивал представительство в них лиц, заинтересованных в решении местных проблем;
¾ усилением контроля за работой местных органов со стороны населения.
Теория управления
Теория управления — это наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.
Основами теории управления является кибернетика и теория информации.
Суть теории управления состоит в построении математической модели на основе системного анализа объекта управления и синтеза алгоритма управления для получения желаемых характеристик процесса или целей управления.
Процесс управления можно разделить на несколько этапов:
1. Сбор и обработка информации.
2. Анализ, систематизация и синтез.
3. Постановка целей, выбор метода управления, прогноз.
4. Внедрение выбранного метода управления.
5. Оценка эффективности этого метода управления.
Методы управления базируются на трёх фундаментальных принципах:
1. принцип разомкнутого (программного) управления;
2. принцип компенсации;
3. принцип обратной связи.
Управление можно разделить на два вида:
1. стихийный: воздействие происходит в результате взаимодействия субъектов (синергетическое управление).
2. сознательный: планомерное воздействие объекта (иерархическое управление). При таком управлении цель функционирования системы создаётся её надсистемой.
Примеры современных методов управления:
1. нелинейное управление;
2. теория катастроф;
3. адаптивное управление;
4. интеллектуальное управление.
Классификация методов управления
1. Процессный подход основывается на идее существования некоторых универсальных функций управления.
2. Системный подход состоит из взаимозависимых подсистем, каждая из которых вносит свой вклад в функционирования целого.
3. Универсальный подход рассматривает любую систему в совокупности её горизонтальных и вертикальных связей.
4. Ситуационный подход рассматривает любую организацию как открытую систему, постоянно взаимодействующую с внешней средой.
5. Субстратный подход, основанный на структурной оптимизации стратегии и принимаемых решений посредством выявления субстратов (ключевых моментов эффективности).
Каждая сделка — это юридический факт, влекущий за собой необходимый участникам правовой результат.
Цель всех сделок с недвижимостью — переход права собственности на недвижимость либо возникновение права пользования недвижимым имуществом.
Для заключения сделки с недвижимостью общие положения, при которых сделка является действительной, следующие:
1. условия сделки должны соответствовать внутренней воле участников сделки, то есть после заключения сделки должен быть достигнут результат, к которому стремились участники;
2. участники сделки должны осознавать свои действия и иметь достаточно полномочий для их совершения;
3. все положения заключённой сделки должны соответствовать законодательству;
4. оформление сделки так же должно соответствовать требованиям законодательства.
Для любой сделки с недвижимостью значение соблюдения этих положений принципиально важно, так как несоблюдение несёт в себе риск признания сделки недействительной (оспоримой или ничтожной).
1.25.2.Виды и задачи управления
земельно-имущественным комплексом
ЗИК как понятие социально-экономического управления широко используется в настоящее время на практике.
В системе управления некоторых субъектов РФ созданы и уже несколько лет функционируют блоки управления ЗИК, которые возглавляются первым заместителем председателя Правительства данного субъекта.
Основы определения социально-экономического значения понятия «Социально-имущественный комплекс» может выступать понятие предприятия как имущественного комплекса, данное в ГК РФ: «Предприятием, как объектом прав, признаётся имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признаётся недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенного для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырьё, продукцию, право требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работу и услуги и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором».
При рассмотрении ЗИК как объекта социально-экономического управления прежде всего надо исходить из того, что ЗИК — это не просто организованная совокупность имущественных элементов (в отличие от юридического определения предприятия как имущественного комплекса), это вид социально-экономических систем, где базовым элементом выступает земельный участок (совокупность земельных участков) — обязательный элемент ЗИК-а. Другие элементы этой системы, расположенные на данном земельном участке, и юридически, и экономически привязанные к нему имущественные объекты — это возможные элементы ЗИК-а.
Отношения между элементами ЗИК-а и внешней средой определяются хозяйственной функцией, которая объединяет элементы в систему, следовательно, их объединение в систему определяется их использованием людьми в качестве блага, товара или источника дохода.
Люди, создающие и использующие ЗИК и его элементы, являются носителями его экономических, социальных и правовых отношений.
Рассматривая ЗИК как объект социально-экономического управления, речь идёт не о составляющих его имущественных объектах и объектах права, а о деятельности людей, предприятий и организаций по их использованию и развитию.
Состав элементов и границ ЗИК-а должны оцениваться с позиции самодостаточности выполнения его социально-экономической функции.
Например, земельный участок с жилым домом, коммуникациями и другими элементами благоустройства представляет собой ЗИК, способный наиболее полно выполнять свою функцию жизнеобеспечения людей только при наличии всех перечисленных элементов. А ЗИК текстильного предприятия включает в себя земельный участок, расположенные на его территории здания и сооружения, оборудование, произведённые товары, коммуникации и другие имущественные объекты, пригодные для организации текстильного производства и отдельное здание цеха с земельным участком, на котором он расположен, может рассматриваться как ЗИК только в том случае, если на его основе будет организовано самостоятельное производство.
Объединённые по территориальному и функциональному признаку земельно-имущественные комплексы представляют собой более высокий уровень системной организации. Например, производственная зона, образованная несколькими предприятиями, связанными единой инфраструктурой; район жилой застройки, имеющий общую социальную инфраструктуру. (Объединение земельно-имущественных комплексов этого уровня формирует ЗИК другого уровня и т. д. до земельно-имущественного комплекса субъекта Федерации и страны в целом).
Таблица 2
Уровни иерархии системы управления земельно-имущественным комплексом страны и их основные элементы
Уровни иерархии управления ЗИК | Собственность управляемых элементов ЗИК | Собственность регулируемых элементов ЗИК | Элементы ЗИК |
Федерация | Элементы государственной федеральной собственности | Элементы государственной субфедеральной, муниципальной, частной и других видов собственности | Свободные федеральные земли и обремененные природными ресурсами земельные участки, ЗИК федеральных населенных пунктов и хозяйствующих субъектов, ЗИК субъектов федерации |
Субъект федерации | Элементы государственной субфедеральной собственности | Элементы государственной федеральной собственности, находящиеся под юрисдикцией данного СФ, муниципальной, частной и других видов собственности, находящиеся на его территории | Свободные субфедеральные земли и обремененные природными ресурсами земельные участки, ЗИК населенных пунктов и хозяйствующих субъектов, муниципалитетов, находящихся на территории данного СФ |
Муниципалитет | Элементы муниципальной собственности | Элементы государственной субфедеральной собственности, находящиеся под юрисдикцией данного муниципалитета, частной, смешанной и других видов собственности, находящиеся на его территории | ЗИК муниципальных населенных пунктов и хозяйствующих субъектов, находящихся на территории данного муниципалитета |
Хозяйствующий субъект | Элементы государственной, муниципальной, частной, смешанной и других видов собственности. | Земельные участки, объекты недвижимого имущества, объекты движимого имущества, относящиеся к основным фондам, движимое имущество, относящееся к оборотным средствам, движимое имущество, относящееся к нематериальным активам |