Исполнение договоров на выполнение НИР и ОКР

Различие в степени творчества при проведении НИР и ОКР прояв­ляется в принципах регулирования выполнения этих работ.

НИР, по­добно исполнению договора авторского заказа, должны быть осуще­ствлены исполнителем лично. Привлечение к их выполнению третьих лиц может быть осуществлено исполнителем только с согласия заказ­чика (п. 1 ст. 770 ГК).

При выполнении опытно-конструкторских и технологи­ческих работ исполнитель вправе, если иное не предусмотрено догово­ром, привлекать к его исполнению третьих лиц (это сближает договоры на выполнение ОКР с договорами подряда). Поэтому в п. 2 ст. 770 ГК установлено, что к отношениям исполнителя с третьими лицами при выполнении таких работ применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике (статья 706).

Для НИР закон не предусматривает применения правил о субпод­ряде даже в том случае, если привлечение третьих лиц осуществляет­ся с согласия заказчика. Следовательно, порядок регулирования отношений с третьим лицом, привлеченным к выполнению НИР, за­казчику и исполнителю следует специально оговаривать в каждом конкретном случае.

Работы по договору должны быть выполнены надлежащим обра­зом. Прежде всего это касается качества проводимых работ, которое складывается из многих параметров. Исполнитель должен осуществлять работы с использованием новейших научных методик, на основе полного и всестороннего изучения исходных данных, учета всех возможных факторов, которые могут повлиять на ход и резуль­таты работ. Расчеты, осуществляемые исполнителем, должны быть точными, а выводы логичными, обоснованными и ясными по сво­ему содержанию.

Исполнитель должен четко придерживаться технико-экономиче­ских параметров, предусмотренных техническим заданием. Это подра­зумевает, что результаты работ исполнителя должны быть:

1. технически осуществимы и экономически оправданы;

2. соответствующими требованиям заказчика, сформулированным в техническом задании;

3. максимально полезными, т.е. сочетать высокий научный и технический уровень с минимальными затратами при максимальной экономической отдаче.

При этом достижение ука­занных результатов не должно осуществляться в ущерб правам чело­века и гражданина, требованиям экологии и безопасности.

Надлежащее выполнение работ означает также соблюдение предусмот­ренного договором условия о сроке их выполнения (абз. 2 ст. 773 ГК).

Осуществление НИОКР может быть связано с необходимостью ис­пользования исполнителем результатов интеллектуальной деятельно­сти, исключительные права на которые принадлежат третьим лицам. В этом случае он должен получить согласие заказчика на допустимость использования таких результатов и на условия приобретения прав на них (абз. 3 ст. 773 ГК), которые должны обеспечивать не только надле­жащее проведение работ, но и последующее использование их резуль­татов, достигнутых исполнителем с использованием «чужих» резуль­татов интеллектуальной деятельности, причем как самим исполните­лем, так и заказчиком, а возможно, и третьими лицами (если заказчик намерен в последующем передать им права на результаты работ). Не­санкционированное использование исполнителем «чужих» результа­тов интеллектуальной деятельности не допускается, более того, он дол­жен проявить заботу о том, чтобы полученные результаты работ не на­рушали исключительных прав других лиц, и гарантировать заказчику «юридическую чистоту» полученных результатов с целью их дальней­шего использования (абз. 6 ст. 773 ГК).

При осуществлении НИОКР стороны (и прежде всего исполнитель) обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся пред­мета договора, хода его исполнения и полученных результатов, если договором не предусмотрено иное (п. 1 ст. 771 ГК). Условие о конфи­денциальности указанных сведений в совокупности с лежащей на ка­ждой из сторон обязанностью согласовывать публикацию таких сведе­ний с другой стороной (п. 2 ст. 771 ГК) является еще одним признаком отличия рассматриваемого договора от договора авторского заказа.

Создание исполнителем научного отчета о проделанной работе, являющегося произведением науки, приводит к возникновению у его автора (авторов) личного неимущественного права на его обнародо­вание. Однако оно практически не может быть реализовано обычным способом в силу установленного ст. 771 ГК принципа конфиденциаль­ности составляющих его сведений и вытекающей из этого необходи­мости согласования возможной публикации с другой стороной (заказ­чиком). Иной подход мог бы повлечь необоснованное существенное ущемление прав и интересов заказчика, для которого ценность пред­ставляют именно сведения, содержащиеся в научном отчете. Поэтомусохранение их конфиденциальности является существенным услови­ем договорных обязательств по выполнению НИОКР.



Наши рекомендации