Положение женщин на рынке труда и в бизнес-слое
Во всем мире увеличивается число женщин, участвующих в принятии решений на макро- и микроуровнях в экономической сфере. В США, Канаде и Германии число женщин, возглавляющих фирмы растет быстрее, чем мужчин, но они концентрируются в сферах с более низким уровнем дохода (оборота). В Европейском регионе женщин сравнительно мало в категориях предпринимателей, собственниц фирм (с собственными банковскими счетами) и собственниц, нанимающих других работников. И хотя сейчас они больше, чем раньше, организуют свой собственный бизнес, подавляющее большинство работают без наемных работников.
Интересно отметить, что в некоторых странах Западной Европы в частном секторе женщин-менеджеров больше, чем в государственном. Вместе с тем, по данным Международного Центра торговли, количество женщин-менеджеров и предпринимательниц все еще невелико, особенно в секторе международной торговли.
В России при переходе от экстенсивной экономики к рыночно ориентированной доступ женщин к сфере управления и принятия решений значительно уменьшился. Существует точка зрения, согласно которой снижение уровня профессиональной занятости женщин – процесс неизбежный, связанный с переходом к другому типу экономического устройства. Тем не менее если ухудшение статуса женщин в бывших социалистических странах будет продолжаться, то весь процесс реформирования и демократизации окажется под сомнением. Поэтому жизненно важной задачей является развитие предпринимательства для борьбы с безработицей и бедностью, для формирования гражданского общества.
По мнению Т. И. Заславской, под предпринимательством понимается деятельность, признаками которой служат: а) целевая установка на получение прибыли; б) свобода и автономность принятия решений; в) самостоятельность, выражающаяся в личном риске и личной ответственности.* Автор предлагает рассматривать понятие «предприниматель» в узком и широком смыслах. В узком смысле этот термин обозначает собственника (владельца), лично руководящего своим предприятием. Этот человек обладает всеми признаками предпринимателя: самостоятельно распоряжается своим капиталом, автономно принимает экономические решения. В широком смысле под предпринимательством понимается деятельность человека, в той или иной степени занятого бизнесом, начиная с классических руководителей и заканчивая наемными работниками, в свободное время «делающих деньги».
* Заславская Т. И. Бизнес-слой Российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования. 1995. № 3.
Таким образом, предпринимательство является основой для возникновения и развития соответствующего социального слоя – бизнес-слоя. Он охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой или финансовой деятельности, которая осуществляется на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.
Ситуация в России. В результате исследования, проведенного Т. И. Заславской, в российском бизнес-слое, который составляет 11,5% от экономически активного населения, было выделено шесть групп:*
* Там же.
1. Предприниматели (11%) – частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие или, не совмещающие эту деятельность с работой по найму.
2. Самозанятые (11%) – лица, занятые микропредпринимательством на базе индивидуально-трудовой деятельности с помощью собственных средств производства (преимущественно специалисты и квалифицированные рабочие).
3. Бизнесмены-менеджеры (7%) – наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса.
4. Полупредприниматели (47%) – наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства.
Для многих предпринимателей сохранение должности (рабочего места) в «большой» экономике играет защитно-вспомогательную роль.
Для одних она является социальным прикрытием, для других – способом накопления трудового стажа, для третьих – страховкой на случай банкротства, для четвертых – источником дефицитных ресурсов, деловых связей, льгот. Такое срастание частного бизнеса с работой по найму является особенностью стран с экономикой переходного периода.*
* Страны с экономикой переходного периода имеют свою специфику в отличие от развитых и развивающихся стран.
5. Менеджеры-совладельцы (7%) – хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых ими предприятий.
Менеджеры-совладельцы управляют чужими капиталами (фирмами, предприятиями, «делами») и принимают решения в более ограниченной сфере. Теоретически считается, что действия менеджеров определяются жесткой логикой развития и сохранения существующих организационно-хозяйственных структур. В сравнении с ними предприниматели имеют возможность самостоятельного конструирования целей своей деятельности.
Однако в условиях переходного периода и крайне нестабильной рыночной экономики деятельность хозяйственных руководителей приобретает характер, напоминающий предпринимательство. Факторы структурной перестройки, инфляции, резкого сокращения финансовой помощи государства, всеобщей коммерциализации госпредприятий, нестабильности условий хозяйствования, разрушения традиционных экономических связей влияют на менеджеров – в плане принятия новых решений, перестройки управленческих отношений, активного использования профессиональных знаний, мобилизации всех творческих сил и способностей. Кроме того, существующая слабость государственного контроля предоставляет им свободу деятельности как владельцам собственных фирм.
6. «Классические» менеджеры (18%) – хозяйственные руководители, управляющие государственными (реже – частными) предприятиями на основе найма, т.е. «за зарплату». Их доходы зависят в первую очередь от качества собственного труда. Их роль квазипредпринимателей в современной ситуации носит вынужденный характер.
Среди других стран переходного периода Россия является замыкающей по объему бизнес-слоя, что свидетельствует о ее сильном отставании от стран бывшего социалистического лагеря. Но при явной слабости собственно предпринимательского слоя, она имеет наиболее мощный слой менеджеров (Т.Н. Заславская, 1995).
Положение российских женщин на рынке труда обусловлено сложившимся общим положением женщин в нашей стране к концу 80 – началу 90-х годов. Его можно охарактеризовать следующим образом:
– более низкая по сравнению с мужчинами квалификация;
– более низкая по сравнению с мужчинами оплата труда;
– ограниченный набор профессий;
– специфическое отраслевое распределение;
– горизонтальная профессиональная мобильность, т.е. без повышения в должности и квалификации;
– тяжелые и вредные условия труда;
– более высокий уровень безработицы среди женщин (по разным данным от 61% до 75%).*
* Раковская А. О. Особенности становления профессиональной карьеры женщин // Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996. Ржаницина Л. С., Сергеева Г. П. Женщины на российском рынке труда // Социологические исследования. 1995. № 7. Есть и другая точка зрения, на основании которой уровень безработицы мужчин и женщин примерно одинаков (5% и 4,8% от экономически активного населения). Появление такой точки зрения обусловлено преимущественной регистрацией женщин на контролируемой части рынка труда. По данным Федеральной службы занятости, безработица среди женщин была в два раза выше, чем у мужчин.
– отчуждение женщин от участия в высших политических и управленческих структурах;
– воспроизводство традиционного общественного сознания и массовой психологии, настроенных против профессионально и социально активной роли женщин.
Часть исследователей считает, что снижение уровня занятости женщин в России – процесс неизбежный, он определяется переходом к более эффективной рыночной экономике. Тем не менее этого явления можно было бы избежать, если бы социальная политика имела иное направление.
Немногочисленные исследования, проведенные в нашей стране, все же помогают, хотя и фрагментарно, представить положение женщин в менеджменте и предпринимательстве в России.
Только 7% женщин с высшим и средним специальным образованием становятся руководителями, в то время как среди специалистов-мужчин руководителем становится каждый второй (Д. И. Балибалова, 1995). Распределение данных по объединенному мониторингу с марта 1993 г. по март 1994 г. показало, что владельцев и совладельцев частного предприятия, дела и организации среди женщин – 2,9%, мужчин – 5,6%. Среди работающих индивидуально, имеющих собственную ферму, женщин – 1,7%, мужчин – 3,8%. К руководителям, главным специалистам предприятия, организации, органов управления отнесли себя 2% женщин, мужчины – в 2 раза больше. Руководителями структурных подразделений являются 3,6% женщин и 5,6% мужчин.
По данным Госкомстата РФ, уже сейчас среди совладельцев товариществ с ограниченной ответственностью 39% женщин, кооператоров – 23%, предпринимателей, использующих труд наемных работников, – 17-19%, среди фермеров – до 1/5; доля женщин в индивидуально-трудовой деятельности – более трети. По данным ИСИ РАН за 1992 г., более энергично ведут себя женщины зрелого возраста – их было 83% в изученной совокупности предпринимательниц. Женская молодежь предпочитает занятость в предпринимательском секторе, но на наемных должностях преобладают женщины с высшим образованием (0,9% – со средним, 34,9% со специальным и 64,2% – с высшим образованием), т.е. группа наиболее угрожаемая по безработице. По месту жительства более благоприятными для организации бизнеса явились крупные города, особенно столицы, хотя с 1993 г. увеличилось движение в провинции.
Профессиональный профиль женского предпринимательства в основном традиционен: легкая промышленность, ремесла и промыслы, консультативная, учебная деятельность, народная медицина, косметологические услуги и пр. Однако, по мнению многих экспертов, предпринимательство женщин носит пока элитарный характер (А. Котляр, Г. Силласте, Л. Ржаницына). Большинство женщин предпочитает трудиться за гарантированную заработную плату в государственном секторе.*
* Ржаницына Л. С. Концепция женской занятости, М., 1994.
Социологические исследования на КАМАЗе показали, что более трети опрошенных женщин хотели бы перейти из государственного сектора экономики в кооперативы, малые и совместные предприятия, заняться индивидуальной трудовой деятельностью. При этом почти 15% женщин хотели бы создать свое дело, организовать свое предприятие.*
* Кобзева Е. Проблемы занятости женщин при переходе к рынку. Набережные Челны, 1991.
Сами женщины указали причины, мешающие созданию собственного дела: 1) отсутствие правовых гарантий и несовершенство системы законодательства; 2) нестабильная экономическая обстановка в стране; 3) большая уязвимость перед рэкетом, отсутствие безопасности; 4) заниженная самооценка.
Рассмотрим ситуацию в США.
Ситуация в США. Двигаясь наверх по службе, приближаясь к тем сферам, где делаются большие деньги и принимаются решения, женщины натыкались на «стеклянный потолок». В списке 200 высокооплачиваемых руководителей экономики и производства США не было ни одной женщины.* На следующем уровне – уровне «исполнительной верхушки» женщин в 1991 г. было столь же мало, как и 10 лет назад: 2,7%. В среднем менеджменте женщины (в основном 35-летние) занимают более половины всех мест.
* Fortune. 1993. 14 June.
Изменился и состав обучающихся в университетах и колледжах. Первый выпуск из Гарвардской школы бизнеса состоялся в 60-е годы нашего века. Женщин среди выпускников насчитывались единицы. Если раньше количество студенток, специализирующихся в бизнесе и менеджменте, составляло менее 10%, теперь – более 50%. В 1989 г. каждая пятая студентка получила диплом специалиста по организации и экономике производства. Например, в 1960 г. в Американской школе международного менеджмента обучалось менее 2% женщин, через 20 лет – 33%.
Согласно опубликованным в феврале 1993 г. исследованиям о профсоюзах США, 20% руководителей на местах были женщины, 8% – в национальных комитетах и только две занимали должности председателя Американской Федерации труда и Конгресса производственных профсоюзов (всего в этой организации 86 председателей). Что касается предпринимательства, то 4,1 млн. фирм США полностью или частично принадлежат женщинам. Но лишь 32 тыс. из этих фирм достигли годового оборота более чем в 1 млн. долл. Примерно одну треть новых миллионеров США составили молодые женщины-предпринимательницы (М. Дедерихс, 1995).
По данным МОТ и ООН, в 1990 г. женщины составляли 36% трудящихся в производственной сфере. Несмотря на это, в большинстве стран они занимают лишь незначительную часть административных постов и руководящих должностей (от 10 до 20%). Разрыв в заработной плате мужчин и женщин практически во всех странах составляет от 25 до 40%, на долю женщин приходится десятая часть мирового дохода и одна сотая часть от всей мировой собственности.*
* Яновский Н. Г. Женщина и общество: социально-политической аспект // Социологические исследования. 1992. № 5.