Методы диагностики профессионально важных качеств менеджеров
После того, как проведены анализ деятельности, диагностика организации, можно перейти к диагностике индивидуума, т.е. к оценке выраженности качеств, соответствующих требованиям должностной позиции.
Для диагностики профессионально важных качеств менеджеров могут быть использованы различные методы. В плохой практике оценки персонала для диагностики используются те методы, которые у психолога-диагноста находятся что называется «под рукой», в пределах досягаемости. Однако использование неправильно выбранных диагностических методов может и не дать существенного выигрыша в принятии кадровых решений по сравнению с обычным здравым смыслом.
Основной и чаще всего используемый показатель эффективности диагностических методик – коффициент валидности, определяемый через корреляцию диагностических оценок и значений какого-либо критерия профессиональной успешности (продуктивность, доход, темпы продвижения и т.п.). Чем выше валидность метода, тем точнее предсказание успешности менеджера по результатам диагностики. В табл. 14 приведены сводные данные о валидности различных групп диагностических методов.
Таблица 14. Валидность различных диагностических методов
Метод | Валидность | |
min | max | |
Интервью | 0,00 | 0,25 |
Тесты достижений | 0,10 | 0,20 |
Тесты интеллекта | 0,20 | 0,30 |
Личностные тесты | 0,20 | 0,40 |
Ситуативные методы | 0,20 | 0,30 |
Суждения коллег | 0,30 | 0,50 |
Биографические методы | 0,40 | 0,70 |
Ассесмент-центр | 0,40 | 0,75 |
Как можно воспользоваться данными о валидности методик для оценки эффективности проводимого с их помощью отбора персонала и определения самой необходимости их использования?
Существует несколько различных подходов к оценке эффективности методик на основе знания их валидности.
1. Оценка ожидаемой доли успешно работающих среди принятых на работу. Этот классический метод используется очень давно. Суть методики расчета очень проста. Если мы знаем валидность диагностического метода, квоту селекции (соотношение числа кандидатов на должности и числа вакансий), базисную квоту (доля потенциально пригодных индивидуумов в группе населения, из которой делается набор кандидатов), то можем определить, сколько успешно работающих окажется среди отобранных с помощью диагностической методики и принятых на работу менеджеров.
В табл. 15 показан пример определения этого показателя для базисной квоты 50% (предположительно среди кандидатов имеется 50% профессионально пригодных, но мы не знаем, кто именно пригоден). В первом столбце таблицы коэффициент валидности равен 0 и соответствует случайному отбору.
Таблица 15. Эффективность метода отбора с помощью различных по валидности методик для базисной квоты 50%
Квота селекции (доля кандидатов, принимаемых на работу) | Ожидаемая доля успешно работающих среди принятых на работу при валидности метода диагностики: | ||
0,00 | 0,25 | 0,65 | |
50 из 100 кандидатов | 50% | 60% | 73% |
10 из 100 кандидатов | 50% | 74% | 92% |
Табл. 15 наглядно показывает зависимость эффективности отбора от валидности методики и жесткости отбора (квоты селекции). Чем более валидна методика и чем больше кандидатов на каждую вакансию мы имеем при отборе, тем большим будет процент успешно работающих менеджеров среди принятых на работу.
Эффективность отбора зависит и от базисной квоты, от численности потенциально профпригодных среди привлеченных кандидатов. Примеры эффективности отбора для случая, когда в группе кандидатов лишь 20 из 100 потенциально пригодны (т.е. базисная квота равна 20%), приведены в табл. 16.
Таблица 16. Эффективность метода отбора с помощью различных по валидности методик для базисной квоты 20%
Квота селекции (доля кандидатов, принимаемых на работу) | Ожидаемая доля успешно работающих среди принятых на работу при валидности метода диагностики: | ||
0,00 | 0,35 | 0,65 | |
10 из 100 кандидатов | 20% | 41% | 64% |
Табл. 16 показывает, что уменьшение доли потенциально пригодных в группе кандидатов значительно снижает эффективность отбора даже при жесткой селекции (только 10 человек из 100 кандидатов принимаются на работу). Тот факт, что использование диагностических методов дает в несколько раз лучший результат, чем случайный отбор, служит слабым утешением.
Поэтому чрезвычайно важной является продуманная политика привлечения кандидатов: должны быть четко сформулированы требования к кандидатам (пол, возраст, образование, стаж, опыт деятельности и т.д.) для того, чтобы кандидаты набирались именно из перспективных, с точки зрения успешности, групп населения. В случае неправильно составленных или неправильно размещенных объявлений о наборе или использования других неэффективных приемов привлечения кандидатов на вакансии, базисная квота снижается и соответственно понижается эффективность отбора, даже при правильном выборе диагностических методик.
Слабым местом методики является необходимость знать базисную квоту. Чтобы определить долю потенциально успешных в какой-то группе населения, необходимо либо проводить специальные исследования, либо постоянно иметь большой объем работы по отбору кандидатов из представителей различных групп населения, чтобы накопить статистические данные (это под силу только крупным рекрутерским фирмам, которые в России, к сожалению, такого рода статистический анализ практически не делают).
Второй недостаток методики – отсутствие экономического обоснования необходимости и полезности применения специальных методов оценки и отбора персонала.
2. Анализ «издержки – прибыль» как оценка эффективности инвестирования средств в отбор персонала. В последние годы разработаны процедуры оценки эффективности методов отбора персонала, которые избавлены от необходимости учитывать базисную квоту. Эти процедуры позволяют также соотнести издержки на оценку персонала и экономический выигрыш, который дает проведение оценки.
Для того, чтобы обойтись без базисной квоты, используют простое соотношение:
(1)
где r – коэффициент валидности методики диагностики, – среднее стандартизованное (выраженное в единицах стандартного отклонения) значение критерия успешности в группе кандидатов, отобранных с помощью диагностического метода, – среднее стандартизованное значение диагностического показателя в группе отобранных кандидатов. определяется по значению коэффициента валидности r и значению квоты селекции (соотношению количества кандидатов и количества имеющихся вакансий).
Далее, зная сколько кандидатов будет принято на работу (сколько вакансий необходимо заполнить), можно рассчитать экономический эффект от применения диагностической методики:
(2)
где U – прирост прибыли от успешной деятельности кандидатов при специальном отборе по сравнению со случайным отбором (в денежном выражении – в долларах или в рублях), NA – количество отобранных с помощью диагностического метода кандидатов, Т – средняя продолжительность работы менеджера в организации в годах (определяется эмпирически по внутрифирменной статистике), SDy – стандартное отклонение критерия успешности, выраженное в денежных единицах, показывает существующие в организации различия между успешными и неуспешными менеджерами в прибыли, которую они приносят фирме.
SDy определяется либо по экономическим показателям работы менеджеров, что требует кропотливого анализа и не всегда возможно, либо с помощью экспертной оценки. В роли экспертов при этом выступают руководители организации.
При экспертной оценке SDy может использоваться простой прием – процентный ранг. Эксперты указывают в денежных единицах, какой уровень прибыли может быть достигнут 15% менеджеров, какой уровень прибыли – 50% менеджеров, какой – 85% менеджеров. Понятно, что 100% менеджеров (т.е. любой менеджер) могут обеспечить минимально возможный для организации уровень прибыли. Различие в прибыли между уровнем 50% менеджеров (среднее значение), с одной стороны, и уровнями 15% менеджеров и 85% менеджеров – с другой, и дает оценку SDy в денежном выражении. Естественно, экспертные оценки делаются для должностных позиций, под которые ведется отбор (низший, средний уровень управления, сфера деятельности).
Для оценки SDy может использоваться и эмпирическое соотношение: прибыль от работы менеджера принимается равной от 40% до 70% его годового денежного содержания (в зависимости от специфики организации и уровня должностной позиции).
В окончательной оценке эффективности инвестиций в оценку и отбор персонала учитываются также издержки на проведение оценки (затраты на оплату работы специалистов, расходные материалы, приобретение методик) и, с учетом соотношений (1) и (2), окончательная формула расчета выглядит следующим образом:
∆ (3)
где С – затраты на оценку одного кандидата, NB – количество оцениваемых кандидатов, ΔU – прибыль от инвестирования средств в оценку персонала.
Пример 1. В организации в связи с развертыванием новых подразделений имеется 100 менеджерских вакансий. На диагностику по объявлению в газете явилось 400 кандидатов. После проверки их анкетных данных с точки зрения соответствия общим требованиям (возраст, пол, образование, стаж, опыт работы и т.п.) осталось 312 кандидатов. Квота селекции составляет соответственно 100 : 312 = 0,32 , т.е. 32%. Выбран вариант ассесмент-центра с валидностью r = 0,388 (для ассесмент-центра – невысокий показатель). Определяем Zx – ожидаемое среднее стандартизованное значение диагностического показателя в группе кандидатов, которые будут с помощью методики ассесмент-центра отобраны. Получаем: для r = 0,388 и квоты селекции, равной 32%, Zx = 1,116.
С учетом текучести менеджерских кадров средняя продолжительность работы менеджера в организации составляет T = 2 года.
Средняя годовая стоимость содержания одного менеджера в организации с учетом обязательных выплат (налоги, пенсионный фонд и т. д.) исчисляется в долларовом эквиваленте 8400 USD. Принимаем различие в прибыли, доставляемой фирме различающимися по успешности менеджерами, равным 70% их среднего годового содержания. Соответственно этому рассчитываем: SDy = 8400 · 0,70 = 5880 USD.
Диагностика и оценка одного кандидата методом ассесмент-центра обходится в долларовом эквиваленте приблизительно в 300 долларов. Расходы на проведение ассесмент-центра составят соответственно: 300 · 312 = 93600 USD.
По формуле (3) рассчитываем прибыль, которую фирма получит за счет использования ассесмент-центра вместо случайных способов отбора персонала: ΔU = 415617 USD.
Таким образом, вложение 93600 USD в проведение отбора кандидатов методом ассесмент-центра дает прибыль приблизительно в 400 тыс. долларов.
Анализ «издержки – прибыль» можно использовать и для выбора методов диагностики. Для этого нужно сравнить методы с точки зрения их экономической эффективности. Для расчета сравнительной эффективности двух методов можно использовать следующую модификацию формулы (3):
∆ (4)
где r1 – валидность прежнего метода оценки персонала, r2 – валидность нового метода оценки персонала, C1 – стоимость прежнего метода оценки персонала в расчете на одного кандидата, C2 – стоимость нового метода оценки персонала в расчете на одного кандидата.
Пример 2. Предположим, что в ситуации, описанной в примере (1) до введения ассесмент-центра использовался не случайный отбор персонала, а техника интервьюирования (специальная технология собеседования с кандидатами).
Если интервьюеры подготовлены, обучены и владеют техникой интервьюирования на среднем уровне, то валидность интервью как техники диагностики и отбора на практике в среднем соответствует уровню 0,140. Следовательно, валидность прежнего метода отбора: r1 = 0,140. Расходы на квалифицированное интервьюирование и оценку одного кандидата составляют приблизительно 100 USD, т.е. C1 = 100 USD.
Используя выражение (4), рассчитаем экономический выигрыш при переходе от менее эффективного метода отбора персонала – интервью (r1 = 0,140) к более эффективному методу – ассесмент-центру (r2 = 0,388).
Получаем: ΔU == 263079 USD. Таким образом, несмотря на возрастание издержек на проведение отбора с помощью ассесмент-центра, экономический выигрыш при переходе к его использованию составит приблизительно 250 тыс. долларов (по сравнению с прежней практикой отбора персонала).
Анализ «издержки – прибыль» можно использовать не только в области рекрутирования менеджеров, но и при разработке системы внутрифирменной оценки и аттестации менеджерского персонала. В этом случае меняется задача: вместо отбора менеджеров речь идет о подборе менеджеров на различные должности (ротация, горизонтальные перемещения менеджерского персонала, выдвижение, кадровый резерв, вертикальные перемещения менеджерского персонала), об изменении и коррекции системы оплаты труда. Сам метод экономического анализа по сути своей остается прежним.
Рассмотрим кратко особенности основных методов диагностики, применяемых при оценке менеджерского персонала. Первая группа методов – интервью, интеллектуальные тесты, тесты достижений и личностные тесты – объединяется двумя общими особенностями: они неэффективно, но часто применяются в практике оценки менеджерского персонала.
Использование тестов удобно в силу высокого уровня их методической разработанности (технология создания тестов весьма детально разработана и обеспечивается самым изощренным в психологии математическим аппаратом). Высокий уровень стандартизированности – это несомненное достоинство тестовых методик, снижающее уровень зависимости эффективности процесса сбора первичных диагностических данных от квалификации и личности исследователя. Однако это достоинство имеет и свою оборотную сторону: жесткая заданность конструкции и содержания тестов не позволяет гибко учитывать требования должностных позиций, спектр которых весьма широк, а состав довольно сильно меняется от одной должностной позиции к другой. В результате состав шкал теста может быть недостаточно репрезентативным для области требований должностной позиции.
Эффективность личностных опросников зависит не только от набора шкал, но также и от состава вопросов, образующих шкалы. Например, известен случай, когда изменение состава вопросов (при адаптации теста к профессиональной популяции), диагностирующих экстраверсию – интраверсию в сторону учета специфики деятельности диагностируемых (продавцы), привело к значительному повышению критериальной валидности теста.
Тем не менее на практике личностные тесты широко используются. Оправданность их использования определяется тем, насколько тщательно выполнен предварительный анализ деятельности и обоснован выбор профессионально важных качеств, диагностируемых с помощью теста.
В России к числу широко используемых тестов интеллекта можно отнести тесты невербального интеллекта CFT – 2 и CFT – 3 (Р. Кеттел), а также тест структуры интеллекта IST (Р. Амтхауэр).
Число применяемых в России многофакторных личностных опросников довольно велико, и к распространенным можно отнести тесты Р. Кеттела, Айзенка, ОСТ (опросник структуры темперамента – В. М. Русалов), в последнее время применяются также калифорнийский личностный опросник (CPI) и фрайбургский личностный опросник (две модификации – FPI и FPI-R).
Интервью как диагностический метод привлекательно своей гибкостью (обычно применяется полуструктурированное интервью), но в то же время этот метод предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке интервьюера. Нестандартизованность метода оборачивается достаточно сложной технологией интервьирования.
Вторая группа методов – суждения коллег, биографические методы и ассесмент-центр – имеют общую черту: потенциально высокую прогностичность. Биографические методы в России практически неизвестны и на практике применяются достаточно редко (единственное исключение – метод каузометрии А. А. Кроника и работы Е. Ю. Коржовой, причем разрабатываемые Е. Ю. Коржовой методики предназначены для использования не в области менеджмента, а в клинике). Ассесмент-центр как комплексная технология оценки, включающая в себя взаимно согласованные методы анализа деятельности, тестовые, биографические и ситуативные методы, в России успешно распространяется только в последние годы.
Метод суждений коллег в России применялся и применяется чрезвычайно широко. Основная идея метода заключается в том, что коллеги, хорошо знающие кандидата на менеджерскую должность, оценивают кандидата с точки зрения соответствия требованиям вакантной должностной позиции. Этот метод имеет существенное ограничение области применения – он может быть использован только при внутреннем рекрутировании, когда кандидаты на вакантную менеджерскую должность подбираются только из числа лиц, уже работающих в организации. Второе ограничение области применения метода – трудность его использования при конфликтной ситуации и напряженных отношениях между сотрудниками организации. В этом случае резко понижается адекватность оценок кандидата. С точки зрения технологии применения метод суждений коллег является одной из разновидностей метода экспертных оценок, когда в роли экспертов выступают сослуживцы кандидата.
Особое место в системе диагностических методов занимают ситуативные методы. Они очень редко применяются изолированно от других методов, кроме того, на практике ситуативные методы по одному не применяются, а используются в какой-то комбинации. Обычно эти методы входят как составная часть в структуру методов ассесмент-центра, и их использование является непременным атрибутом и характерной особенностью высокоэффективной в целом технологии ассесмент-центра.
Рассмотрим далее более подробно особенности отдельных диагностических методов.
Интервью. Эффективность этого метода оценки персонала очень сильно зависит от содержания (основных тем и вопросов интервью), техники проведения и уровня подготовки человека, который интервью проводит.
Содержание интервью. На практике обычно применяется так называемое полуструктурированное интервью: основные темы и часть вопросов интервью определяются заранее, при подготовке плана интервью в соответствии с целями, ради которых интервью проводится. Часть вопросов «всплывает» по ходу интервью и задается импровизационно, но опять-таки в соответствии с целями интервью.
С точки зрения целей можно выделить два вида интервью: интервью для оценки кандидатов при приеме на работу и интервью для оценки персонала в рамках программ развития персонала.
Интервью при приеме на работу включает в себя обычно следующие основные локальные диагностические темы: происхождение, семья, образование, служба в армии, профессиональная карьера, взгляды на жизнь и философия менеджмента, самооценка, цели и планы на будущее, финансы (так называемая «компенсационная биография»), здоровье, социальные отношения, отдых/свободное время, особые интересы. Кроме того, на основе информации по всем локальным диагностическим темам выделяются «сквозные» темы: способности, ценности, коммуникация вообще и в самой ситуации интервью, способность к саморефлексии, лояльность по отношению к организации.
Кроме решения задач диагностики в рамках интервью кандидату приходится сообщать интересующую его информацию о предприятии и о вакансии, т.е. даются ответы на естественные вопросы кандидата. Обычно у кандидата возникают следующие вопросы (для ответа на которые заранее подбирается материал при подготовке интервью):
• что представляет собой организация: область деятельности, расположение, ее величина, численность персонала, стиль руководства;
• что предлагается кандидатам – информация о вакансии: общее описание, задачи, объем ответственности, представительство, шансы развития (карьеры);
• кого ищет организация – общие требования к кандидатам: образование, квалификация, знания, профессиональный опыт, способности, личностные свойства, возраст;
• что предлагает организация – стимулирование: размер денежного содержания, дополнительные формы стимулирования (помощь в приобретении жилья, кредиты, оплата проезда, транспорт и т.п.), помощь в повышении квалификации, режим работы.
Эта информация, естественно, согласовывается с руководством, а специфика интереса к ней кандидата является дополнительной диагностической информацией.
Структура интервью задает и определенный порядок перехода от темы к теме. Можно выделить основные фазы интервью:
Фаза 1.Приветствие кандидата. Установление контакта. | Пример: Представление партнеров друг другу. Благодарность за участие. Обоснование приглашения. Обеспечение доверия |
Фаза 2.Общие сведения. | Пример: Происхождение. Родительская семья. Семейное положение. Место жительства. Жилье. |
Фаза 3.Образование. | Пример: Школьные успехи. Высшее образование. Дополнительные квалификации. Образовательные планы. |
Фаза 4.Профессиональное развитие. | Пример: Базовая профессия. Профессиональные изменения. Профессиональная деятельность. Профессиональные планы. |
Фаза 5.Свободное время. | Пример: Семья. Интересы. Спорт. |
Фаза 6.Информация об организации работодателя. | Пример: См. выше. |
Фаза 7.Обсуждение условий контракта | Пример: Прежние доходы. Ожидаемые доходы. Особые условия. Приработки. |
Фаза 8.Завершение интервью | Пример: Указания на дальнейшие действия. Короткое резюме. Благодарность за беседу. |
Интервью дает не только словесный диагностический материал (ответы, высказывания кандидата), но и возможность наблюдать его поведение в ситуации интервью, т.е. интерес представляет не только то, что говорит кандидат, но и как он говорит и как ведет себя.
Соединение высказываний с наблюдаемым поведением позволяет получить дополнительную диагностическую информацию. Данная информация обычно резюмируется и выражается в явном, количественном виде с помощью оценочных шкал. С помощью этих шкал интервьюер может оценить высказывания и поведение кандидата в их взаимосвязи. Пример оценочных шкал для наблюдения в ходе интервью приведен в табл. 17.
Таблица 17. Оценочные шкалы для наблюдения в ходе интервью
1 2 3 4 5 | |
«Неживой» способ реагирования Точка зрения без сомнений Лишенная акцентов манера речи Необузданная манера поведения Запинающаяся отрывистая речь Деликатные мягкие движения Беспорядочные, хаотичные движения | Импульсный способ реагирования Скептическая точка зрения Акцентированная манера речи Строго дисциплинированное поведение Плавное течение речи «Живые» движения Целесообразные, взаимосвязанные движения |
Некоординированные движения Хаотичное построение предложений | Координированные движения Сложные, корректно построенные предложения |
«Ползущая» походка Ограниченное пространство движений Жесткие, «чопорные» движения Неуверенная манера держать себя | «Молодцеватая» стакатто-походка Расширенное пространство движений «Мягкие», округлые движения Эффектная манера держать себя, «рисовка» |
Двусмысленные уклончивые суждения Плохая дикция Вялые движения Неясные понятия Обезличенные формы выражения Конкретные описания Неточные сведения Нет подчеркивающих жестов Небрежность внешности Тревожно-осторожный | Энергичные определенные суждения Четкая дикция Порывистые движения Четко определенные понятия Самодовольная манера выражаться Абстрактно-формальные описания Точные и непротиворечивые сведения Порывистые подчеркивающие жесты Педантично ухоженная внешность Оптимистически-свободная тактичность |
Неясные суждения Незавершенные, незаконченные, «оборванные» предложения | Сложные, но ясные суждения Полностью завершенные предложения |
Беспомощное мышление Медлительный темп речи Примитивно-неуклюжая речь Не связан никакой точкой зрения Отвлекается Изменчивая манера говорить Сдержанные, заторможенные движения Однонаправленное мышление | Искусное связывание мыслей Торопливый темп речи Привычно искусная речь Упрямо утверждает свою точку зрения Не может отвлечься Монотонная манера говорить Раскованные движения Разностороннее многоаспектное мышление |
Осмотрительное поведение Неконцентрированное поведение Расслабленная поза Шепчущий голос Немелодичный голос Словоохотливый Холодный металлический голос Инертное, вялое выражение эмоций | Активно-динамичное поведение Строго концентрированное поведение Судорожно-напряженная поза Кричащий Певучий голос Лаконичный Теплый мягкий голос «Излучает» эмоции, «искрится» эмоциями |
Робкий заторможенный Неуверенная манера держать себя Узкопрофессиональная образованность Не имеет профессиональных знаний | Непосредственный, активный в контакте Уверенная, «броская» манера держать себя Многосторонняя образованность Профессиональные знания вузовского уровня |
Едва закончил школу Прошлая деятельность не требовала образования Однообразная деятельность Нет профессионального жаргона | Полноценное школьное образование Деятельность требовала высшего образования Разносторонняя деятельность Знает несколько профессиональных жаргонов |
Производит впечатление малограмотного Узкие профессиональные знания | Производит впечатление высокообразованного Многосторонние профессиональные знания |
Никаких общеобразовательных хобби Ограниченные поверхностные знания Узкопрофессиональная беседа Не придерживается никаких правил Не приемлет подчинения Упрямый, своенравный | Много общеобразовательных хобби Широкие фундаментальные знания Беседа на широкие культурные темы Рабски следует правилам Безусловно готов подчиняться Готов приспосабливаться соразмерно оплате |
Обходит молчанием другое мнение Понимает только сказанное прямо «в лоб» Вялая защита своей точки зрения | Тотчас принимает противоположное мнение Понимает и недосказанное до конца Упрямая защита своей точки зрения |
Нерешительность Много рассказывает о своих прежних работодателях | Энергичное принятие собственных решений Ничего не говорит о своих прежних работодателях |
Оценка проводится по приведенному в табл. 17 набору биполярных 5-балльных шкал. Набор шкал избыточен и на практике используется только часть из них. Шкалы для оценки выбираются в соответствии с требованиями должностной позиции, для которой подбираются кандидаты.
При оценке действующего менеджерского персонала тематика интервью меняется. Анализ жизненного пути менеджера основательно делается один раз, данные сохраняются, и в последующих периодических интервью жизнеописание менеджера только пополняется данными о новых событиях. Таким образом, основное содержание интервью для действующих менеджеров ориентировано на систематическую оценку деятельности менеджера в организации.
Соответственно основными темами интервью становятся:
– анализ актуальных задач менеджера (оценка задач и результатов деятельности, изменения областей задач, оценка сильных и слабых сторон менеджера),
– анализ задач в будущем (цели, задачи, ожидания, возможности повлиять на ситуацию),
– предпосылки развития (потребность в образовании и обучении, использование сильных сторон, компенсация недостатков, изменение стиля руководства),
– оценка возможностей руководимой группы,
– карьерные ориентации менеджера (личные амбиции, идеи по поводу будущего организации и подразделения, место менеджера в реализации этих идей).
Техника проведения интервью. Хотя наблюдение за интервьюируемым человеком дает весьма ценные для диагностики данные, основной результат интервью – это все-таки словесный фактический материал. Чтобы его получить, кроме прямых, «лобовых», вопросов по заданным темам применяются также специальные технические приемы диагностического интервью.
Необходимость их использования продиктована по меньшей мере двумя обстоятельствами: частой склонностью человека в ситуации оценивания давать заведомо желательные ответы, рисующие его «образ» в благоприятном свете, или «закрываться», ограничиваться в ситуации оценки простыми, односложными, неразвернутыми и потому малоинформативными ответами.
Для получения более глубоких и информативных диагностических данных используются специальные технические приемы. Основная идея разработки этих приемов – превращение интервьюируемого из объекта допроса в равноправного партнера по коммуникации и побуждение его к активному размышлению вслух, анализу и интерпретации событий и ситуаций из своего прошлого, настоящего и будущего. Понятно, что в процессе такого анализа проявляются интеллектуальные, профессиональные и личностные особенности менеджера, присущий ему уровень понимания ситуаций и имеющиеся у него представления о возможных способах действий. Таким образом интервьюируемый трансформируется из пассивного объекта исследования в субъекта – исследователя, который рефлексирует и интерпретирует свое собственное поведение.
Рассмотрим некоторые технические приемы углубленного интервью.
1. Задаются вопросы о сильных и слабых сторонах партнеров интервьюируемого по взаимодействию в совместной деятельности в прошлом и настоящем (учителя, руководители, подчиненные, коллеги, деловые партнеры). Когда интервьюируемый «рисует» портрет этих людей в контексте реальных ситуаций, он рассказывает на самом деле о том, что важно для него лично, что он ценит в людях, что принимает, что отвергает, на что ориентирован в практическом взаимодействии с другими людьми и т.д. Таким образом, мы имеем дело с проекцией: в рассказе о других людях открывается личность самого рассказчика, его установки, ценностные ориентации, признаки, в которых он описывает других людей, его собственная менеджерская концепция.
2. «Монологическое интервью»: интервьюируемый рассказывает о важной ситуации из своего профессионального прошлого, а затем начинается основная диагностическая часть интервью, разыгрывается воображаемый диалог значимых участников ситуации, которые эту ситуацию обсуждают. Интервьюируемый формулирует не только ответы, но и вопросы от имени одного участника ситуации другому. Интервьюер только иногда, в случае заминок, побуждает интервьюируемого к речевым действиям замечаниями такого рода: «А что об этом факте сказал Ваш упрямый сотрудник Х?»; «А что на это ему ответил Ваш коллега и союзник Y?». Поскольку интервьюируемый сам формулирует и вопросы, и ответы, интервью фактически превращается в монолог.
3. Ситуативное интервью: вместе с интервьюируемым разбираются и «проигрываются» ключевые ситуации, которые могут возникнуть в будущем в предстоящей ему менеджерской деятельности. Ключевые ситуации подбираются на основании анализа требований деятельности.
4. Возможны варианты ситуативного интервью, когда рассматриваются реальные ситуации из прошлого оцениваемого.
Варианты (3) и (4) ситуативного интервью предполагают какую-то систему описания и анализа ситуативного поведения. Можно описывать поведение в терминах «исходная ситуация» – «действия» – «результат». В этом случае предметом анализа становятся представления интервьюируемого о ситуации, репертуаре возможных действий, области значимых результатов. На основании этого строится прогноз его действий в управленческих ситуациях в будущем.
Можно описывать поведение в терминах «ожидания» – «значения».* Тогда акценты в анализе ситуации меняются и система вопросов к испытуемому – также. Например, общая схема вопросов для описания конкретных ситуаций может быть такой, как представлено на рис. 11.
* Krampen G. Handlungstheoretische Persönlichkeitspsychologie. Göttingen, 1987.
Валидность метода интервью очень сильно зависит от квалификации интервьюера. Техники углубленного интервью могут использоваться только подготовленными специалистами-психологами. На практике отбор кандидатов на вакансии и оценку действующего персонала с помощью интервью часто проводят менеджеры по персоналу и линейные руководители. При этом используются упрощенные схемы тематизированного интервью. Однако даже упрощенное интервью дает мало-мальски ценные данные только при предварительной подготовке интервьюера.
Подготовка интервьюера. Поскольку интервью представляет собой коммуникацию, необходима прежде всего коммуникативная подготовка интервьюера. Содержание этого вида подготовки включает в себя освоение техники установления и поддержания контакта и техники ориентации в высказываниях партнера. По форме проведения это разновидность обычного поведенческого тренинга.
Тем, кто не прошел специальной подготовки как интервьюер, обычно предлагаются простые рекомендации по подготовке и проведению интервью.
Рассмотрим вначале особенности подготовки и проведения интервью для отбора кандидатов (внешних, не из числа сотрудников организации) на вакансии.
Подготовка интервью. Основная цель подготовки – разработать схему полуструктурированного тематического интервью. Для этого необходимо ознакомиться с имеющимися на кандидата исходными материалами (заявление, анкеты, резюме, рекомендации, данные диагностики, если они имеются), проанализировать требования должностной позиции, сформулировать предположения (гипотезы) о соответствии областям требований и наметить сгруппированные по темам вопросы, которые необходимо кандидату задать для проверки гипотез (рис. 12).
Результатом подготовки является рабочая схема интервью. В простейшем случае схема выглядит, как это показано в табл. 18.
Таблица 18.Рабочая схема интервью
Темы | Гипотезы Вопросы Выводы |
«Сейчас»: Причина перемены работы | |
«Прошлое»: Общие сведения Образование Профессиональная деятельность Доходы | |
«Свободное время»: Есть ли особые интересы? | |
«Будущее»: Цели Планы Мечты |
Подготовка интервью включает в себя также создание условий для его проведения: подходящее помеще<