Коммерческое предпринимательство
Содержание коммерческого предпринимательства — деятельность на товарной стадии оборота капитала, которая охватывает обмен, распределение и потребление произведенной продукции (услуг). Определяющую роль в этом виде предпринимательской деятельности играют товарно-денежные и торгово-обменные операции и сделки по купле-продаже товаров (услуг). Коммерческое предпринимательство по своей природе более рискованно, нежели производственное, так как в данном случае деятельность предпринимателя, во-первых, непосредственно зависит от потребительского рынка, на котором конъюнктура очень изменчива, во-вторых, она связана с хранением и постоянным перемещением товаров на значительные расстояния, что создает определенные трудности с обеспечением их сохранности и соблюдением договорных условий по срокам доставки, качеству товаров, своевременности расчетов.
Коммерческое предпринимательство может быть организовано в двух вариантах. В первом варианте деятельность осуществляет сам производитель товара. С этой целью он в производственной структуре организации создает соответствующие подразделения по реализации продукции; формирует их материально-техническую базу путем строительства, покупки или аренды складов, других необходимых помещений и торговых точек; осуществляет наем персонала для выполнения различных коммерческих операций; организует труд торговых работников. Здесь можно говорить о производственно-коммерческом характерепредпринимательства. С одной стороны, ему свойственна высокая степень взаимосвязи и взаимодополнения в сферах производства и реализации товаров, с другой — производитель продукции отвлекается от своих основных задач. Опыт показывает, что подобный вариант получает широкое распространение при неотработанности рыночного механизма (прежде всего ценовых, правовых и налоговых его составляющих). Примером тому может служить развитие отечественного предпринимательства в АПК в последнее десятилетие, когда сельскохозяйственные товаропроизводители, преследуя цель хотя бы частичного выравнивания условий в межотраслевых обменах, вынужденно организуют собственную переработку сельскохозяйственной продукции и розничную торговлю, не имея для этого необходимых ресурсов.
В более благоприятных и стабильных социально-экономических условиях, а также при высокой правовой культуре общества коммерческое предпринимательство чаще всего осуществляется в другом варианте. Он предполагает выделение в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности особой категории юридических или физических лиц — посредников, которые принимают участие в формировании каналов распределения товаров и при этом представляют либо собственные интересы, либо интересы производителя или потребителя (и в этом случае часто действуют от их имени), но сами таковыми не являются. Следовательно, в этом случае предпринимательство приобретает коммерческо-посреднический характер.
Предпринимательская активность посредника позволяет совместить в сжатые сроки экономические интересы производителя, потребителя и самого посредника. Посредник, во-первых, дает возможность производителю сосредоточить предпринимательскую активность только на производственной стадии оборота капитала, освобождая его от функции по продвижению товара к потребителю, во-вторых, сокращает срок оборачиваемости капитала и за счет этого повышает прибыльность производства.
Например, если производитель сам реализует товар в розницу, то срок оборота капитала составляет один год, из него период подготовки производства — 2 мес, непосредственно процесс производства — 8 мес и время реализации товара — 2 мес. При этом его доход равен 100 тыс. руб. Вовлечение посредника в процесс товародвижения приведет к тому, что период оборота капитала производителя сократится до 10 мес (поскольку последний этап оборота перейдет к посреднику и производитель получит доход в момент оптовой продажи товара последнему), а за счет этого капитал в течение года совершит уже 1,2 оборота (12 мес : 10 мес). Естественно, доход, получаемый производителем в рамках одного оборота капитала, сократится в зависимости от разницы между розничной и оптовой ценой производителя. Допустим, она составляет 10 % (то есть производитель предоставляет посреднику скидку с цены в таком размере). В этом случае за один оборот капитала производитель получит уже не 100, а только 90 тыс. руб. Однако его годовой доход за счет ускорения оборачиваемости капитала возрастет до 108 тыс. (90 тыс. х 1,2 оборота). Таким образом, несмотря на передачу части потенциального дохода посреднику годовой доход производителя увеличивается именно за счет действий этого посредника.
Потребитель благодаря вовлечению посредника в процесс движения товаров и организации последним более эффективных каналов распределения получает возможность полнее, доступнее и быстрее удовлетворять собственные потребности. Сам же посредник за счет ускорения оборачиваемости своего капитала, как и производитель, получает дополнительную прибыль.
Если посредник реализует товар предположительно с той же скоростью, что и производитель, то, по данным вышеприведенного примера, он потенциально (при достаточном числе производителей-партнеров, которым он может оказывать посреднические функции) может иметь до 6 оборотов своего капитала (12 мес : 2 мес) и получать годовой доход в размере не менее 60 тыс. руб. (10 тыс. х 6 оборотов). С учетом влияния сложного процента (во второй оборот он может вкладывать уже не 10 тыс., а 11 тыс. с учетом прироста дохода, в третий — 12,1 тыс., в четвертый — 13,3 тыс. и т. д.) эта сумма теоретически может возрасти до 84,6 тыс. руб. Если посредник (крупный оптовик) распределяет партию товара между другими посредниками (допустим, розничными торговцами, закупающими у него товар мелкими оптовыми партиями), устанавливает для них скидку в размере 4 % розничной цены (то есть из 10 % разницы между розничной и оптовой ценами производителя 6 % оставляет себе) и добивается при этом удвоения оборачиваемости своего капитала (вместо 6 оборотов 12), его годовой доход уже составит не менее 72 тыс. руб. (6 тыс. х 12 оборотов), а с учетом влияния сложного процента — свыше 107 тыс.
В рыночной практике посредническо-предпринимательская деятельность осуществляется в различных формах, которые определяются характером взаимоотношений посредников с производителями и потребителями товаров (услуг), формами торговли, способами доставки товаров и другими признаками.
Одной из наиболее распространенных форм посреднической деятельности является агентирование, когда одна сторона агент за определенное вознаграждение совершает по поручению другой стороны — принципала (производителя или потребителя) различные действия по продвижению товара. При этом агент (физическое или юридическое лицо) не приобретает права собственности на товар, а только совершает порученные действия с ним либо от имени принципала, либо от своего имени, но всегда за счет и в интересах принципала.
Агенты, выступающие от имени и за счет принципалов, делятся на агентов производителей, представляющих интересы двух или нескольких производителей отдельных товаров, дополняющих друг друга; полномочных агентов по сбыту всей продукции какого-либо производителя; агентов по закупкам, занимающихся подбором определенного товарного ассортимента для потребителя.
Правовой основой осуществления таких отношений служит агентское соглашение, представляющее собой договор между принципалом и агентом, согласно которому последнему поручается на указанных условиях от имени нанимателя продать (или купить) товар. При этом права и обязанности по сделке с третьим лицом (покупателем) возникают непосредственно у принципала, минуя агента. Если агент занят продажей, то обычно цена в договоре обозначается по минимальному уровню (продать по цене не ниже, чем ...), если занят покупкой — по максимальному уровню (купить по цене не выше, чем ...). Поскольку размер агентского вознаграждения (плата агенту за выполняемые им посреднические услуги), как правило, зависит от конечного результата, получаемого принципалом в результате коммерческой операции (дополнительная выручка от продажи или экономия при покупке), то агент стремится реализовать товар по максимально возможной при сложившихся условиях цене, а купить — по минимальной. Таким образом, экономические интересы агента ипринципала в основном совпадают.
Специфической формой агентирования является брокерство. К нему принципал прибегает обычно при необходимости получения посреднических услуг разового (эпизодического) характера. Брокер — это лицо, основная задача которого заключается в том, чтобы свести покупателя с продавцом и помочь им достичь договоренности. Брокер не участвует в совершении сделки ни от своего имени, ни от имени принципала. В этом состоит его главное отличие от других агентов. Как правило, брокеры специализируются по определенным видам (группам) товаров, действуют в составе бирж или самостоятельных посреднических организаций — брокерских контор, свою деятельность осуществляют за счет клиентов, получая от них специальное вознаграждение.
Особой формой агентирования является также комиссия (от лат. commissio — поручение). Комиссионные операции представляют собой разновидность торгово-посреднических, суть которых заключается в том, что одна сторона (агент-комиссионер) принимает на комиссию товар другой стороны (принципала-комитента) и совершает с ним сделки от своего имени, но по поручению и за счет эмитента. Отношения сторон регулируются договором комиссии, согласно которому принятый на комиссию товар остается собственностью принципала (комитента), а права на сделку и обязанности по ней приобретает агент (комиссионер) и передает их принципалу лишь после подписания сделки. Размер вознаграждения комиссионера устанавливается в виде определенного процента от суммы сделки либо в размере разницы между ценой, назначенной комитентом, и фактической ценой продажи товара комиссионером.
В практике рыночных отношений применяются некоторые разновидности договоров комиссии в зависимости от дополнительных условий, принятых в отношениях между комиссионером и комитентом. Договор может, например, включать обязательство (ручательство) комиссионера гарантировать за дополнительное вознаграждение поступление оплаты принципалу от покупателя за проданный товар. Такой договор носит название делькредере (от итал. del credere — на веру).
К комиссионной продаже товаров относят и операции консигнации (от лат. consignatio — письменное доказательство, документ). В этом случае владелец товаров — консигнант — на основе договора поручения передает их на ответственное хранение и для последующей реализации со склада комиссионера (консигнатора). Наибольшее распространение консигнация получила в сфере оптовых поставок товаров розничным торговцам.
В продвижении товаров от производителей к потребителям наряду с различными агентами важную роль играет другая форма посредничества — оптовое купечество. Принципиальная характерная черта оптовых купцов состоит втом, что эти независимые коммерческие организации (или физические лица) приобретают право собственности на товар, с которым в дальнейшем совершают торговые операции в своих интересах, от своего имени и за собственные средства. Предпринимательский доход у них складывается за счет разницы между оптовыми ценами покупки и продажи товаров. Оптовые организации могут существовать в виде оптовых фирм, торговых домов и т. д.
Одна из форм оптовой торговли — дистрибьюторство (от англ. distribution — распределение), когда независимый посредник (индивидуальный предприниматель или организация) осуществляет оптовые закупки продукции у крупных производителей и реализует (распределяет) ее своим постоянным клиентам (непосредственным потребителям или более мелким торговцам). Он же обычно обеспечивает хранение товара, его предпродажную подготовку и наладку. Дистрибьютор, обладающий исключительным правом на продажу какого-либо товара на определенной территории, называется эксклюзивным.
К распространенным формам посреднических операций относится также дилерство. Дилерами (от англ. dealer — торговец, посредник) выступают юридические или физические лица, осуществляющие операции по купле-продаже товаров (ценных бумаг, валюты) от своего имени и за свой счет. По договору с продавцами дилеры могут предоставлять им информацию о рынке, оказывать рекламные услуги, брать на себя послепродажное обслуживание реализованных товаров. Большая степень риска в осуществлении перепродажных операций и характер формирования дохода (за счет разницы в ценах приобретения и продажи товара) побуждают дилеров активно воздействовать на конъюнктуру рынка.
Предприниматели могут выполнять посреднические функции, выступая в качестве торговых представителей одного или нескольких принципалов в том или ином географическом районе (стране). К их услугам производственные и торговые фирмы прибегают с целью оценки привлекательности и расширения своей деятельности в этом районе. При достижении значительных и стабильных объемов продаж они обычно учреждают собственные структурные подразделения.
Торговые фирмы в отдельных случаях прибегают к услугам разъездных представителей — коммивояжеров, которые занимаются продажей товаров с одновременной их доставкой, обеспечивая удобство покупателям и достаточно эффективную рекламу фирмам.
Специфическая форма посредничества в деловой практике — биржевое предпринимательство. Биржа (от англ. purse — деньги, богатство) представляет собой регулярно функционирующий организационно оформленный оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий массовых товаров, ценных бумаг, валюты или рабочей силы. В зависимости от объекта торговли биржи подразделяются на товарные, фондовые, валютные биржы.
В коммерческом предпринимательстве (то есть на товарной стадии оборота капитала) главный биржевой посредник — товарные биржи, которые либо специализируются на продаже определенного вида (группы) товара (например, зерновая), либо имеют универсальный характер, обслуживая клиентов одного региона. Обычно продажа товаров на биржах осуществляется по товарным описаниям или образцам с заранее установленными размерами минимальных партий.