III. Ознакомление со способом нахождения корня в слове.
1. На доске записано слово.
Заморозил
– Что такое корень слова?
– Выделите корень в этом слове. Смогли ли вы это сделать?
Учитель дописывает однокоренные слова.
Заморозил, морозец, заморозки, мороз, морозный.
– Какие слова я дописала? Почему? Сможете ли вы сейчас выделить в слове заморозил корень?
– Попробуйте сделать вывод, как правильно выделить корень в слове.
Чтобы правильно выделить корень в слове, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть у них является общей.
2. Подберите и запишите однокоренные слова к слову звон. Запишите их в столбик, корень под корнем. Поставьте ударение в словах.
IV. Игра «Горка».
Дети разбиваются на группы (по 4–6 человек). Получают карточки, на которых нарисованы «горки» с клетками внутри для записи слов, в которых даны только корни.
Нужно заполнить пустые клетки, чтобы получились однокоренные слова.
V. Итог урока.
– Что узнали о корне? (Как найти корень в слове.)
Урок 113
Тема: чистописание
Цель: упражнять в написании строчных букв п, т, г, и, й, ш, а, о (письмо в тетради в одну линию).
Ход урока
I. Подготовка руки к письму.
Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём
И к другому перейдём.
Дети, начиная с мизинца левой руки, массируют пальчики от подушечки к основанию. Закончив массаж левой руки, приступают к пальчикам правой.
II. Сообщение темы урока.
На доске записаны строчные буквы.
– Какой элемент повторяется в буквах этой группы? Подчеркните его.
– Какая буква здесь лишняя? Почему?
– Можно ли из данных букв подобрать ей пару? Какой элемент у них будет общим?
III. Определение высоты строчных букв.
1. Учитель показывает на доске, как разделить расстояние между линиями, затем по всей строке проставляет точки – показатели высоты букв.
2. Работа в тетради:
– нанести в тетрадях точки по всей длине строки, затем от написанных точек опустить на нижнюю линию прямые наклонные линии;
– прописывание строчной буквы п в чередовании с двумя прямыми линиями:
– прописывание строчной буквы т в чередовании с тремя прямыми линиями:
– прописывание строчной буквы г в чередовании с буквами и и й:
– написание буквосочетаний:
– списывание скороговорки:
Физкультминутка
IV. Прописывание буквы ш в сочетании с буквой и.
– Прописывание буквы ш в чередовании с буквой и:
? Разгадайте кроссворд.
– Какие буквы пропущены?
– Какие ещё буквосочетания нужно помнить при письме?
– Запишите слова в тетрадь. К какой части речи они относятся? На какие вопросы отвечают? Укажите число существительных.
V. Работа над высотой и формой овальных букв а, о.
Работа в тетради:
– прописывание буквы а в чередовании с двумя вертикальными линиями:
– прописывание буквосочетаний:
– прописывание буквы о с разными выводами штрихов для соединений:
– прописывание буквосочетаний:
Физкультминутка