Сводные данные для расчетов.
1. Фиксированные расходы
1.1. Фиксированные расходы на содержание дирекции 20 тыс. у.е.
2. Информация для коммерческой службы
2.1. Стоимость транспортировки 45 тыс. у.е.
2.2. Стоимость транспортировки для первого предприятия, вышедшего на рынок 40 тыс. у.е.
2.3. Оптовая цена на 1 тыс. ед. товара 50 тыс. у.е.
3. Информация для экономической службы
3.1. Данные об аренде
3.1.1. Аренда одного торгового зала за 10 лет 50 тыс. у.е.
3.1.2. Срок аренды 10 лет
3.1.3. Норма арендной платы в год 5 тыс. у.е.
3.1.4. Реализация товаров через один торговый зал за год товаров 1 тыс. ед.
3.2. Упаковка 1 тыс. ед. товаров 1,5 тыс. у.е.
3.3. Хранение товаров (1 тыс. ед.) 0,5 тыс. у.е.
4. Информация о рабочей силе
4.1. Один торговый зал обслуживают пять продавцов
4.2. Заработная плата пяти продавцов (тыс. у.е.):
— по договору за год 110
— по контракту ежегодно 95
4.3. В случае, если временные работники, принятые на работу по договору, могут быть уволены с выходным пособием (тыс. у.е.) 30
4.3. а) В случае расторжения договора на аренду одного зала продавцы, работающие по контракту, получают в год (тыс. у.е.) 65
5. Информация о кредите
Долгосрочный кредит выдается на 3 года с частичным 10% в год погашением по годам и с взиманием
Краткосрочный кредит выдается на 1 год под 20% в год .
Задание 8.2
Цель задания: применение социально-психологических методов в конкретной ситуации.
Содержание ситуации: вам поручено управлять группой из четырех человек. Эта группа новая. Три человека пришли в нее из других секций, а четвертый только что принят на работу. При поверхностном взгляде группа достаточно хорошо справляется с должностными обязанностями, большинство работников трудолюбивы и усердно работают. До сих пор не возникло ссор или споров. Кажется, что они довольны. Тем не менее вы озабочены тем, что в целом достижения не так высоки, как могли бы быть. Но очевидных затруднений в работе нет. Ситуация выглядит так, что каждый работает индивидуально и взаимодействие между ними отсутствует. Вы подняли этот вопрос и попросили работников высказать свое мнение. Их мнение таково, что каждый работает достаточно хорошо и ваши ожидания, очевидно, слишком высоки. Какие шаги вы могли бы предпринять, чтобы улучшить положение?
Задание 8.3.
Цель задания: применение различных методов управления в конкретной ситуации.
Содержание ситуации: ваш отдел (секция) достигает основных целей. Но это результат усилий только нескольких индивидуумов. Отношения в группе плохие. Групповые встречи (собрания) часто перерастают в шумные ссоры. В коллективе накопилось много невысказанного, так как все боятся конфликтов. Когда появляется ошибка в работе или проблема, вы узнаете о ней спустя много времени. И тогда уже трудно будет определить, кто виноват. Если вы пытаетесь что-то изменить, это становится проблематичным, так как люди упираются, спорят по мелочам, стараются переложить ответственность на других или используют возможность посчитаться друг с другом. Те, кто работают на должностях дольше других, — самые несносные. Вам удалось достичь определенных перемен. Но при этом пришлось использовать давление на людей и проявить большую настойчивость. Вам иногда кажется, что каждый должен быть ответственным за свою работу. Многое приходится проверять и исправлять. Это всегда потеря времени и источник споров. Тем не менее вы уверены, что очередные нововведения встретят сопротивление. Вы знаете, что необходимо, но боитесь, что если вы начнете действовать правильно, то ничего не достигнете.
Что вы должны предпринять, чтобы достичь максимально своих целей?
Задание 8.4
Цель задания: использование различных методов управления в конкретной ситуации.
Содержание ситуации: вы приняли руководство отделом (секцией). Ваш предшественник вел спокойную жизнь и запустил свои обязанности настолько, что они превратились в проблему. Вами были предприняты попытки улучшить ситуацию, но улучшение было недолгим. У вашего предшественника были прекрасные технико-технологические навыки, и это держало его в компании. Вы поняли, что персонал не заинтересован в работе и циничен. Ответ сотрудников на все: «Мы уже видели это раньше, тогда это не работало, и сейчас ничего не получится». Многие считают, что усердно работают и без них дисциплины не будет. Точка зрения другого менеджера — они «кучка бездельников», без которых будет только лучше. Все же эту группу жалко потому, что ими плохо управляли, и это не их вина. C точки зрения вашей карьеры вам необходимо показать успехи в управлении этим отделом (секцией). Все изменения команда считает ненужными. В вас они видят человека, который хочет сделать себе имя за их счет. Они уже решили, что за их счет вы сделаете себе карьеру. Они против всего, что принципиально меняет ситуацию.
Что вы можете предпринять, чтобы улучшить работу команды?
Задание 8.5
Цель задания: выработка навыков использования различных методов управления исходя из конкретной ситуации.
Содержание ситуации: вы сформировали команду из заинтересованных и трудолюбивых работников в достаточно короткий период времени. Большинство работает хорошо, а некоторые преуспевают с тех пор, как перешли в ваш отдел. Они все знающие работники, хорошо работают в команде, стараются обсуждать вопросы, согласовывать мнения и быстро выполнять решения. Однако часто собрания в коллективе проходят неформально в нерабочее время. Ваше беспокойство по поводу некоторых решений, принятых на них, растет. Иногда вас вообще не приглашают на собрания, и вы не можете повлиять на решение. Несколько раз, принятые без вашего ведома, решения отрицательно влияли на работу других отделов (секций). Двое из группы, кажется, стараются захватить лидерство. Отношения пока нормальные, но есть почва для конфликта. Другие члены группы склоняются к той или другой стороне. Это также причина для беспокойства.
Вы рекомендовали своим подчиненным быть более ответственными за свою работу. Вам это удалось. Но вы обеспокоены тем, что ваши рекомендации сотрудники восприняли негативно, а ваш стиль руководства — как «тяжелую руку», что отрицательным образом повлияет на работу и ухудшит результаты.
Какие шаги нужно предпринять, чтобы улучшить ситуацию?
Задание 8.6.
Цель задания: приобретение навыков использования различных методов управления в контрольной ситуации.
Содержание задания: вы отвечаете за работу отдела (секции), который плохо справляется с работой. Эти проблемы существовали годами, но лишь в последнее время эти проблемы стали известны всем, вне отдела.
За короткое время управления вы попытались улучшить работу каждого и группы в целом. Все были очень довольны. Никто не спорил, казалось, все принимали предлагаемые изменения. Тем не менее, когда вы проконтролировали, проверили ситуацию, изменения просто не произошли. И снова все были вежливы, соглашались с необходимостью перемены, но ничего опять не изменилось. Когда вы высказали это людям, они ответили, что это выше их возможностей или что они не понимают, чего вы хотите. Вы попытались заставить каждого изложить на бумаге то, что они хотели бы. Но это тоже не подействовало. Вы озабочены тем, что, когда вы начинаете подгонять одного или двоих, другие воспринимают этих людей как жертвы. Каждый в отдельности огорчен, если ему не удается выполнять ваши требования. Вас же огорчает то, что вы знаете, что у них большой потенциал, но он не используется. Результаты работы вызывают озабоченность руководства работой отдела. Идет речь о закрытии или реорганизации отдела.
Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию?
Задание 8.7
Цель задания: использование различных методов управления в конкретной ситуации.
Содержание ситуации: в группе, которой вы управляете, есть как старые, так и только что принятые работники. Новые работники все еще обучаются. В общем в команде хорошая рабочая обстановка и хорошие отношения, опытный персонал помогает новичкам достичь определенного уровня. В последнее время отношение к новичкам меняется. Растет недовольство и неудовлетворенность по отношению к тому, что новый персонал не вполне справляется, принимая во внимание высокие стандарты работы. Вас беспокоит то, что если негативное отношения к новичкам будет развиваться, прежняя хорошая командная работа будет разрушена, и группе уже никогда не удастся достичь прежних высоких результатов. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы решить накопившиеся проблемы?
Задание 8.8
Цель задания: использование различных методов управления в конкретной ситуации.
Содержание ситуации: вы управляете группой опытных работников, которые хорошо знакомы с работой отдела и с требованиями к работе в этом отделе. Однако после нескольких лет работы ваша группа не достигла ожидаемого уровня работы. На прошлой неделе вы говорили об этой проблеме и о том, как ее решить. Вы заметили нежелание определенных людей обсуждать этот вопрос. Некоторые говорят, что нет ничего серьезного, что это обычные трудности в нашей организации. Вам кажется, что низкая эффективность работы в вашей группе зависит от плохой работы смежного отдела, с которым ваши сотрудники имеют неформальные отношения. Отделы часто помогают друг другу решать некоторые проблемы, но иногда проблемы не решаются вовремя. Вам не нравится, что симпатии ваших работников смежному отделу мешают выполнению работы, развитию доверия и сотрудничества в вашем отделе.
Что нужно сделать, чтобы добиться доверия и сотрудничества в вашем отделе?
Задание 8.9
Цель задания: использование различных методов управления в конкретной ситуации.
Содержание ситуации: вы управляете группой работников хорошо подготовленных профессионально и с большим стажем. Ожидалось, что эта группа будет показывать высокие результаты, но, несмотря на высокий потенциал, группа выглядит незаинтересованной и недееспособной. Сначала вы думали, что это результат того, что сотрудники через некоторое время пойдут на пенсию. Затем вы поговорили с группой и с каждым сотрудником индивидуально, чтобы выяснить, в чем проблема. Но группа неохотно говорила о том, что вызывает проблемы в работе, хотя было все же сказано, что трудности возникли из-за недоработок в предыдущей смене. Вы обеспокоены тем, что некоторые работники совершенно потеряли интерес к работе и их производительность снижается. А участники вашей группы не могут понять, почему руководство поручает им ответственную работу, усложняет ее тем, что без предупреждения взваливает на их плечи недоработки предыдущей бригады.
Какие шаги необходимы, чтобы улучшить ситуацию?
Задание 8.10
Цель задания: использование различных методов управления в конкретной ситуации.
Содержание ситуации: недавно вы стали руководителем давно сформированной группы работников. Предыдущий руководитель считал, что людей надо жестко контролировать и что необходимо подчиняться начальнику и уважать его. Несмотря на огромный опыт, работники выполняют свои обязанности посредственно. Они делают все, что вы от них требуете, но никогда не проявляют инициативу. Как с начальником, им удобно с вами общаться на определенной дистанции и только по работе. Их производительность снижается.
Вы попытались показать, что цените знания и опыт группы: спрашивали их мнения и предложения по поводу повышения эффективности труда. Сотрудники отмалчивались. Вы думаете, что группа все еще не доверяет вам и боится, что любые замечания или предложения будут рассмотрены как критика в ваш адрес. Они боятся стать вашей жертвой и быть обвиненными при первой же возможности. Что нужно сделать, чтобы создать в группе обстановку доверия и свободного обмена идеями, без боязни репрессий?
Задание 8.11
Цель задания: усвоение теоретического материала по данной теме.
Содержание задания: постройте кроссворд, аналогичный данному. Кроссворд «Методы управления»
По горизонтали:
2. Совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств. 5. Синоним анонимного письма. 8. Необходимые условия для слаженной работы коллектива. 9. Одна из форм мышления. 10. Правила поведения.
По вертикали:
1. Умение контролировать свои эмоции. 3. Готовность и стремление проявить себя в чем-нибудь. 4. Приспособление к изменяющимся условиям. 6. Бывает профессиональный и реальный. 7. Зависимость от мнения окружающих.
Задание 8.12
Цель задания: повторение терминов, характеризующих методы менеджмента.
Содержание задания: в столбцы изображенной на рисунке решетки нужно вписать термины, обозначающие собой различные методы, используемые в менеджменте.
Все слова имеют одну характерную особенность — они оканчиваются на «-ция».