Описание действий участников деловой игры при выполнении отдельных этапов
Этап 1.Разработка планировки предприятия и его интерьера. На данном этапе необходимо определить тип предприятия, его размеры, количество торговых залов, этажность, планировку предприятия; необходимо обсудить оборудование предприятия и мебель, расстановку, технологию продажи товаров и т.п.
Этап 2.Выбор материала для строительства здания фирмы и оформления интерьера. На этом этапе надо выбрать тип материала для здания предприятия
и для оформления интерьера. Надо обратить внимание на то, чтобы стоимость материала соответствовала общей концепции, рекомендуемой в общепринятых стандартах по классификации предприятий.
Этап 3.Выбор месторасположения предприятия. Этап очень важен для дальнейшего успешного функционирования предприятия, так как торговля и сфера услуг имеют свою особенность. Отдельную услугу или комплекс услуг обычно нельзя транспортировать. Клиент сам посещает предприятие для потребления услуг. Поэтому, если место выбрано не очень удачно, у предприятия могут возникнуть проблемы со сбытом товаров и услуг. Необходимо не только указать место расположения, но и уточнить возможности передвижения потребителей, наличие авиа- и железнодорожных линий, близких маршрутов городского транспорта и т.д. Большое значение имеет окружение предприятия: наличие других предприятий торговли и сферы услуг, экологическая обстановка, шум. Не рекомендуется размещать предприятия, главной целью которых является предоставление клиентам комплекса услуг, включая полноценный отдых, тишину и спокойствие, вблизи автостоянок, бензоколонок, ремонтных мастерских и т.д. Другим отрицательным примером может быть размещение крупных предприятий торговли и питания, рассчитанных на одновременный прием большого количества покупателей и посетителей при кратких сроках обслуживания, в жилых массивах, вдали от основного потока потребителей.
Этап 4.Учет культурных традиций региона. Для создания особой обстановки внутри предприятия, отличительной его особенности возникает необходимость подчеркнуть местные традиции и привычки населения региона соответствующим оформлением интерьера, предоставлением комплекса услуг, учитывающих местную культуру.
Этап 5.Выбор сегмента потребителей услуг. На этом этапе окончательно уточняется тип клиента, его потребности и желания, уровень развития спроса, его сезонности, возможность расширения рынка за счет другого сегмента и т.д.
Этап 6.Перечень услуг, предоставляемых предприятием (ожидание клиента).
На данном этапе окончательно согласовывается перечень услуг, возможность предоставления комплексного (интегрированного)продукта, режим работы предприятия, уровень качества обслуживания, устанавливаются примерные цены на товары и услуги. В первую очередь необходимо обратить внимание на качество товаров, способы их реализации, на организацию реализации услуг. Важно также продумать возможности изменения перечня услуг, диверсификации деятельности при неблагоприятной конъюнктуре.
Этап 7.Тип связи с потребителем. При создании нового предприятия необходимо предоставить потребителю нужную информацию. Важное значение приобретает правильно подобранное название предприятия, его эмблема, марка продукта, наружное оформление здания, вывеска и т.д. Необходимо также продумать рекламу фирмы, способы ее подачи и средство рекламы. Главное, чтобы реклама была краткой, ясной, достоверной, способствовала привлечению внимания, побуждала к определенному действию, имела строгую направленность на своего потребителя. При достаточно эффективном способе реализации товаров и услуг напрямую потребителю необходимо указать взаимосвязь с посредническими организациями, которые осуществляют связь с потребителем по месту его проживания, работы и т.д.
Окончательное оформление концепции развития предприятия. На этом этапе участники игры готовятся к выступлению (презентации своего предприятия) перед аудиторией, стараются сообщить только самое ценное, заслуживающее интерес.
Участникам игры желательно выразить концепцию своего предприятия в нескольких словах и пояснить их (миссия предприятия).После выполнения всех этапов каждая из подгрупп выступает перед группой со своей стратегией развития предприятия. По некоторым разделам концепции руководитель или участники игры могут задавать выступающим вопросы, требующие пояснения.
Затем проводится выбор лучшей концепции развития предприятия из альтернативных вариантов. По каждому из показателей выставляются оценки по пятибалльной системе. Полученная оценка умножается на соответствующий ей коэффициент значимости(уточнение оценок), представленный в следующей таблице:
№ п/п | Показатель | Коэффициент значимости |
Насколько удачно выбрано место расположения предприятия? | ||
Насколько удачно учитываются культурные традиции местности? | ||
Соответствуют ли примерные затраты на строительство (или аренду) здания и оформление интерьера его категории и ценам натовары и услуги? | ||
Насколько точно соответствуют ключевые слова (если есть) общей стратегии предприятия? | ||
Соответствует ли тип предприятия выбранному сегменту потребителей? | ||
Насколько эффективно выбраны средства рекламы, эмблемы, марки и т.д.? | ||
Соответствует ли перечень предоставляемых услуг типу предприятия и ожиданиям клиента? | ||
Насколько вероятно, что работа предприятия сразу же привлечет внимание потенциальных потребителей? |
Лучшая концепция развития предприятия выбирается по максимальному значению суммы уточненных оценок.
Задание 5.7
Цель задания: контроль знаний по теме ≪Организация как система управления≫.
Содержание задания:из предложенных ответов на поставленные вопросы выберите один наиболее полный и правильный, по вашему мнению, ответ.
Организационная наука
А. Наука, изучающая основные принципы, законы и закономерности природы и общества.
Б. Наука о принципах, законах и закономерностях создания, развития и функционирования организаций.
В. Наука о количественных соотношениях и качественных характеристиках объектов окружающего мира.