Тема 5 Организация как система управления
Задание 5.1
Цель задания: закрепить теоретические знания в части жизненного цикла организации.
Содержание задания: используя следующую таблицу, укажите основные этапы развития организации и их отличительные особенности по ряду признаков.
№ п/п | Этап в развитии организации | Основные цели | Основные задачи | Стиль руководства (преобладающий) | Количественный состав работников | Способы мотивации |
Рождение организации | ||||||
… | … | … | … | … | … | … |
Таблицу оформить в отчете. Сделать выводы.
Задание 5.2
Цель задания: усвоить различные виды современных организаций.
Содержание задания: используя знания различных признаков, по которым классифицируются организации, указать различные виды организаций.
№ п/п | Признак | Вид организации |
По виду собственности | 1. Частные организации 2. Государственные организации | |
… | … | … |
Задание 5.3
Цель задания: научиться различать формальные и неформальные группы в организации.
Содержание задания: укажите основные отличительные особенности различных групп в организации.
№ п/п | Наименование групп | Отличительные особенности групп |
Формальные группы | и т.д. | |
Неформальные группы | и т.д. |
Задание 5.4
Цель задания: усвоение теоретического материала по данной теме.
Содержание задания: составьте тематический кроссворд, аналогичный данному.
Кроссворд «Организация как система управления»
По горизонтали:
2. Структурное подразделение АУП, выполняющее функции контроля за соблюдением правил торговли, внедрением технологий торговли и т.д. 3. Лицо, направляющее и координирующее работу всего АУП и его отдельных звеньев.
4. Служба, осуществляющая подбор, изучение, расстановку кадров, контроль за
состоянием работы с кадрами. 5. Орган учета и контроля сохранности собственности предприятия. 6. Основа функционирования системы управления. 9. Определенный круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения. 10. Документ (список сотрудников предприятия), в котором указаны соответствующие каждому сотруднику должности и обязанности.
По вертикали:
1. Процесс (работа), связанный с научными исследованиями, разработкой новых товаров, услуг и их освоением. 7. Место (роль) каждого сотрудника предприятия, назначаемое руководителем. 8. Должностной документ, определяющий порядок деятельности специалиста в соответствии с обязанностями, соответствующими занимаемой должности.
Задание 5.5
Цель задания: деловая игра по формированию рабочих групп.
Содержание задания: формирование рабочих групп с учетом неформальной структуры коллектива.
Цель деловой игры:на основе максимального учета направленности межличностных связей между отдельными участниками деловой игры следует создать равноценные по работе группы. Деловая настоящая игра носит не самостоятельный характер, а является одним из предварительных этапов любой формы проведения практических занятий по курсу менеджмента, где необходимы групповые, а не индивидуальные действия. Ее нельзя проводить по отношению к условным группам, т.е. общности, включающей субъекты, которые не имели до этого прямых или косвенных взаимоотношений друг с другом.
Функции руководителя деловой игры:руководитель деловой игры должен ознакомить ее участников со сценариями их действий. В дальнейшем он является основным лицом, анализирующим поступающую информацию и доводящий свое решение до участников деловой игры.
Порядок проведения деловой игры:в случае необходимости руководитель деловой игры объясняет ее участникам содержание следующих понятий.
Рабочая группа— ограниченная в размерах группа людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков, которые существенно важны для ее последующего функционирования.
Неформальная группа— группа людей, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматичной пользы.
Межличностные связи — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
В дальнейшем руководитель деловой игры определяет способ передачи необходимой информации и форму фиксации итогов ее анализа для участников деловой игры.
Этапы деловой игры
Этап 1.Ранжирование участников деловой игры по степени выраженности у них качеств, необходимых для успешного проведения совместной деятельности.
1.1. Руководитель деловой игры предлагает каждому ее участнику анонимно в письменной форме назвать по фамилиям определенное число (N) человек, обладающих в наибольшей степени необходимыми качествами (желательно от 4 до 6 человек). Эти лица должны быть в анкете расположены в порядке убывания у них данных качеств.
1.2. За первое место в индивидуальном списке каждый участник получает N баллов, за второе N – 1 и т.д.
1.3. Баллы, полученные каждым участником во всех анкетах, суммируются.
1.4. По сумме набранных баллов все участники деловой игры ранжируются по местам. При равном числе набранных баллов ранг индивидуума устанавливается произвольно руководителем деловой игры (лучше по алфавитному принципу).
1.5. Ранжированный список участников деловой игры в любой форме доводится до каждого ее участника.
1.6. В ранжированном списке выделяются группы 1, 2, …, L, где L — число рабочих групп, которые необходимо сформировать по условию деловой игры. Группы должны быть равные по численности. При наличии неделимого остатка из него формируется последняя по выделяемому качеству группа меньшей численности.
Этап 2.Формирование рабочих групп.
2.1. Лица, попавшие в первую группу, являются центром формирования рабочих групп. При этом каждой группе изначально присваивается число баллов, полученное в результате опроса ее первым членом.
2.2. Из числа лиц, попавших во вторую по рангу группу, первые члены рабочих групп выбирают себе партнера. Преимущественное право в выборе имеют группы с меньшем числом баллов у их лидера. Согласия участника из второй по рангу группы с выбором не требуется. Баллы двух членов рабочих групп суммируются и используются в дальнейшем для определения приоритетов при выборе третьего члена группы.
2.3. Аналогично п. 2.2 проводится выбор третьего партнера.
2.4. Выбор остальных членов рабочей группы производится по схеме, описанной в п. 2.2, до тех пор, пока все участники деловой игры не будут распределены.
2.5. После окончания распределения участников деловой игры по рабочим группам ее руководитель не должен разрешать перемещение лиц из группы в группу. В противном случае (при увеличении внутригрупповой сплоченности) усилится вариация объектов по степени эффективности их действий. В условиях конкурентного характера последующего взаимодействия рабочих групп (деловые игры, семинары и т.п.) это может снизить у лиц, изучающих курс менеджмента, интерес к проведению практических занятий, ибо достаточно точно можно будет прогнозировать и победителей, и проигравших.
Задание 5.6
Цель задания: деловая игра по созданию концепции предприятия.
Содержание задания: создание концепции предприятия.
Цель деловой игры: настоящая деловая игра преследует цель закрепить на практике теоретические положения, усвоенные студентами при изучении дисциплины ≪Менеджмент≫. Практические навыки, выработанные в процессе игры, помогут студентам в дальнейшем при разработке стратегии предприятия, при определении сегментов рынка и поиске своей ≪ниши≫ на рынке товаров и услуг на этапе организации предприятия, а также при осуществлении диверсификации деятельности уже работающей фирмы при решении задачи конкурентоспособности предприятия на несколько лет вперед.
Условия проведения деловой игры: группа студентов (слушателей)делится на подгруппы по 3—5 человек. Каждая подгруппа имитирует управленческий аппарат (штаб), занимающийся вопросами стратегического планирования в составе директора и его заместителей, например: по коммерции, маркетингу, снабжению, общим вопросам. Каждый участник игры занимается вопросами стратегического планирования соответственно выполняемой функции на предприятии, советуясь с остальными участниками подгруппы для выработки общего решения. Не рекомендуется количество участников подгруппы менее трех человек, так как в данном случае трудно приобрести навыки необходимого общения, проверки правильности своей версии по планированию направления хозяйственной деятельности фирмы.
Каждая подгруппа на основе выработанного в ней общего мнения выступает как единый разработчик стратегии предприятия.
В конце деловой игры разработанная стратегия каждой подгруппой оценивается на конкурентоспособность студентами всей группы совместно с преподавателем. Высказываются положительные и отрицательные мнения студентов (с точки зрения будущих потребителей услуг). Стратегия может быть доработана и представлена снова.
Для проведения деловой игры в течение одного учебного дня (с проведением экспертизы проектов) не рекомендуется создавать количество подгрупп более четырех.
Функции руководителя деловой игры: руководитель деловой игры должен ознакомить участников с условиями и этапами игры, порядком оформления выступления по разработанной стратегии. В дальнейшем он контролирует время выполнения этапов, разъясняет участникам игры отдельные моменты деловой игры, разрешает спорные вопросы, поясняет действие внешней среды по отношению к предприятию, предупреждает вынесение неправильных решений.
Обязательным в поведении руководителя деловой игры является рекомендательный характер его действий. Во время игры участники могут пользоваться стандартами по классификации предприятий той или иной сферы услуг, другими инструкциями и рекомендациями. Для лучшего проведения игры руководитель должен заранее рекомендовать участникам необходимую литературу. Желательно организовать посещение лучших предприятий отрасли, успешно выполняющих свою стратегию развития, имеющих четко выраженную концепцию фирмы.
Порядок проведения деловой игры: сфера деятельности и условия функционирования предприятий задаются руководителем. Руководитель игры с целью создания дополнительной конкуренции между предприятиями может оговаривать место расположения фирм, определять группу потребителей и т.д.
Ниже приведены этапы проведения игры, очередность которых может быть изменена по желанию игроков.
Этапы деловой игры
1. Разработка планировки предприятия и его интерьера.
2. Выбор материала для строительства здания фирмы и оформления интерьера.
3. Выбор места расположения предприятия.
4. Учет культурных традиций региона.
5. Выбор сегмента потребителей услуг.
6. Перечень услуг, предоставляемых предприятием (ожидание клиента).
7. Тип связи с потребителем.