Хоз. расчет и стимулирование.
Первый из экономических методов управления – хоэ. расчет. В слове хоз. расчет две составляющие: хозяйственный и расчет. Главное – первое слово, а расчет второстепенное, хотя и важное. Представление, что стоит только все правильно расчитать и все пойдет как по маслу – вредная иллюзия.
Слово хоз. расчет связано с понятием «хозяин», т.к. полный хоз. расчет - это, прежде всего, механизм относительной экономической и управленческой самостоятельности. Полный хоз. расчет в сочетании с самофинансрованием обеспечивает хоз. самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность на предприятии, а также оплата труда осуществляются за счет заработанных средств.
Материальные затраты на производство и социальную сферу возмещаются из выручки, полученной от реализации продукции, работ и услуг, производимых предприятием. В этих условиях главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности являются прибыль и доход. После того как часть прибыли или дохода будет выплачена по обязательствам предприятия, все что остается поступает в полное распоряжение собственника предприятия и расходуется на развитие предприятия, оплату труда и соц. нужды.
На каждом предприятии может водиться одна из моделей хоз. расчета. Выбор модели хоз. расчета предприятия – важнейшая задача менеджера и совета предприятия (правления).
Известно 5 признаков полного хоз. расчета предприятия:
1. хоз. самостоятельность;
2. самоокупаемость;
3. материальная заинтересованность;
4. материальная ответсявенность;
5. контроль рублем.
Присутствие всех пяти признаков характерно предприятию вцелом и обеспечивается наличием у него статуса юридического лица.
В зависимости от степени развитости хоз. расчетных отношений, внутренний хоз. расчет может быть разной полноты от весьма слабого до весьма полного.
Кратко охарактеризуем наиболее типовые формы хоз. расчетных отношений:
· Административная форма, здесь внутренний хоз. расчет практически равен 0. Полный хоз. расчет образуется только на уровне предприятия в целом. Экономическая деятельность подразделений регламентируется и направляется административным путем, приказами, расписывающими хоз. расчет сверху вниз вплоть до рабочего места. Задача работающих – точное выполнение приказа, задания – административная ответственность.
· Целевая форма, здесь подлинного зоз. расчета несколько больше. Предприятие, переходящее на полный хоз. расчет расписывает свои конечные и общие задачи по общим и частным ожидаемым результатам и выдает их подразделениям в виде цели деятельности. Смысл внутреннего хоз. расчета здесь в том, что сэконормленные ресурсы остаются в распоряжении трудового коллектива и ему частично выплачивается определенная доля от экономии (прибыли).
· Подрядная форма, в этом случае предприятие дает хоз. расчетным подразделениям задания на работу – подряд, и выделяет необходимое оборудование (основные фонды). Подразделение оплачивает своему предприятию выделенное оборудование и его амортизацию, при этом предприятие обеспечивает работу основных фондов энергией, техническим обслуживанием и ремонтом. Смысл внутреннего хоз. расчета здесь в том, что подразделения получают в свое полное распоряжение разницу между плановой и фактической себестоимостью продукции – подрядный доход.
· Форма «долевого участия» предполагает, что подразделения работают на основе заданий своего хоз. расчетного предприятия, на выделенных или закрепленных за ними основных фондах. Смысл внутреннего хоз. расчета здесь в том, что оплата труда родразделениям производится на основе их долевого участия в хоз. расчетном доходе.
· Арендная форма предполагает, что подразделение арендует (берет во временное пользование) за определенную плату у своего хоз. расчетного предприятия основные фонды: оборудование, транспорт, помещение и т.д. На арендуемое имущество и производимую продукцию подразделение-арендатор приобретает права хозяина. Арендный договор заключается, как правило, на длительный срок. Доход подразделения за вычетом арендной платы, обычных выплат в бюджет, а также материально-производственных затрат, поступают полностью в распоряжение арендатора.
· Полный хоз. расчет подразделения может иметь место лишь в том случае, если имеются все пять признаков – это высшая форма внутреннего хоз. расчета. Средства труда могут арендовываться как у собственного хоз. расчетного предприятия, так и у сторонних предприятий.
С полным хоз. расчетом предприятия связан следующий экономичский метод управления – стимулирование.
Денежный заработок становится напрямую зависимым от конечного реультата работы, как от количественного, так и от качественного. Говоря о стимулировании мы говорим не тольео о денежном вознаграждении. Современное стимулирование заключается в совершенствовании производтва, улучшении условий труда, получении хорошего жилья, обеспечении выгодного рабочего места. Все это должно быть тесно привязано к результатам труда. Должен работать простой и понятный принцип: «во сколько раз больше и лучше сделал – во столько раз больше получил».
Новый подход к стимулированию обозначает снятие ограничений в заработке, упразднение уравниловки.
Виды выплат:
1. Оклад/тарифная ставка – это размер оплаты труда работника в единицу времени, зависит от занимаемой должности, квалификации и лчных деловых качеств работника, может зависеть от стажа работы. Это оснавнвя часть заработной платы, т.е. гарантированный минимум.
В окладах может быть «вилка» либо в сумме, либо в разрядности.
2. Надбавка – вид выплат, привязанный к конкретной выполняемой работе, к ее качетву.
3. Доплата – вид выплат, связанный с местом работы.
4. Премия – вид выплат, зависящий от конечного результата труда, может быть получен за счет премии или дохода.
5.3. Экономические методы менеджмента: ценообразование.
Ценообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена должна отражать общественно-необходимые затраты на производство и реализацию продукции, соответствовать ее потребительским свойствам и качеству, учитывая спрос и предложение нга товары и услуги.
В рыночной экономике различают следующие виды цен:
1. производственная – цена, по которой производитель поставляет товар крупными партиями оптовым торговцам. Эта цена равна сумме всех производственных и маркетинговых издержек (себестоимость) + ожидаемая прибыль.Составляет 40-60% от розничной цены;
2. оптовая – цена, по которой оптовые торговые фирмы продают товар крупными партиями компаниям, занимающимся розничной торговлей. Эта цена равна сумме производственной цены + все производственные и маркетинговые расходы оптовой фирмы + ее прибыль. Составляет 60-70% от розничной цены;
3. розничная – цена, по коорой ведется продажа товаров в магазинах в розницу и небольшими партиями. Эта цена складывается из оптовой цены + все производственные и маркетинговые расходы розничной фирмы + ее прибыль (размеры производственных и оптовых цен указываются в % к розничной цене, т.к. главным фактором формирования цены является свободные рыночные отношения спроса и предложения, которые реализуются в результате розничной продажи);
4. рыночная – цена, по которой идет купля-продажа на данном рынке в данное время;
5. базисная – согласуется путем переговоров между продавцом и покупателем крупной партии товаров. С ее помощью учитываются качество или сорт поставляемого товара, а также конъюнктура рынка. На основе этой договоренности определяется цена фактически поставленного товара, когда его качество или сорт отличается от оговоренных в контракте поставки. При этом оговориваются скидки и надбавки на товары;
6. монопольная – цена, устанавливаемая монополиями выше или ниже цены производства. Выше – для сбыта своих товаров и ниже – у товаров, приобретаемых у других фирм;
7. номинальная – та, которая публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках (номинал);
8. скользящая – цена, устанавливаемая договором в зависимости от условий конкуренции на определенную дату;
9. твердая – цена, фиксируемая в договоре купли-продажи, которая не может быть изменена;
10. цена «падающтй лидер» - используется торговцеми для привлечения покупателей;
11. цена спроса – складывается на рынке в результате свободных рыночных соотношений конкуренции, спроса, предложения;
12. цена купли-продажи (фактурная цена) – определяющаяся условиями постаки оговоренной в контракте. Ее величина зависит от условий поставки, для обозначения которой используются следующие обозначения:
· СИФ (стоимость, страховка) – продавец обязан за свой счет застраховать судно, оплатить перевозку, таможню, стоимость страховки, а также взять на себя риск гибели судна;
· ФОБ (свободен на борту) – продавец оплачивает все расходы (транспортные, таможенные, страховые) до момента доставки товара на судно, а покупатель оплачивает стоимость перевозки грузов и несет риск гибели судна;
· ФОР (свободен на рельсах) – смотри ФОБ, но для Ж/Д транспорта;
· ФРАНКО (FRANKO) – продавец обязан доставить товар за свой счет и на свой риск, а транспортые, страховые и таможенные расходы включаются в стоимость товара.