Малые предприятия, объединения организаций, дочерние и зависимые общества.
Малые предприятия – это коммерческие организации ограниченной численности.
Среднее количество работников, в котором за отчетный период (1 год) не превышает:
1) в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;
2) в сельскохозяйственной и научно-технической сфере – 60 человек;
3) в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;
4) в оптовой торговле и остальных отраслях, и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Указанная средняя численность работников определяется с учетом всего персонала, в том числе работающих по договору, совместительству и т.п.
Малые предприятия могут иметь любые формы собственности, организационно-правовую форму, а также любые законные цели деятельности. В денежном капитале малых предприятий доля государственной собственности, собственности общественных или религиозных организаций, а также фондов не должна превышать 25 %, также доля уставного капитала не должна быть выше 25 % принадлежать одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предприятия.
Малое предприятие регистрируется как юридическое лицо. Малыми предприятиями признаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия играют в рыночной экономике и существовании связи с ней демократического государства важную роль.
Это объясняется следующими обстоятельствами:
1) Стабильность экономики и политики современного государства процветает в значительной части его населения, формирование гражданского общества зависит от наличия в стране так называемого среднего класса. Это значительная часть населения, живущая в достатке и являющаяся социальной опорой существующего в стране строя. Основная часть – малые предприниматели.
2) Малые предприятия являются «ростками» предпринимательской деятельности в стране, именно с них практически начинается бизнес. Государство должно растить эти слабые по началу предприятия, создавать условия для их роста.
3) малое предпринимательство наиболее простая форма бизнеса, доступная самым широким слоям населения, в том числе социально слабо защищенным эта деятельность способна без больших затрат поднять уровень страны, решить проблему безработицы и другие социальные проблемы.
4) Ряд важнейших видов сельскохозяйственной продукции может достигать высокого уровня, только при производстве ее на предприятиях небольшой численности. Качественную одежду, галантерею, предметы роскоши и т.п. не сделать на конвейере.
5) Малые предприятия весьма эффективны при создании современных высокотехнологических систем, рассредоточенных на значительных территориях вне сборочно-заводской площадке и требующих высококвалифицированного индивидуального обслуживания.
6) Высокую эффективность малого предприятия показали в научно-технической сфере, издательском бизнесе и в других отраслях интеллектуальной деятельности.
7) Малые предприятия, по сравнению с крупными, обладают большей экономической устойчивостью, способны легче преодолевать рыночный кризис. Их банкротство связано с меньшими социальными потребностями.
Государственная поддержка малого предпринимательства идет по следующим основным направлениям:
1) разработка и осуществление программ развития и поддержки малого предпринимательства;
2) финансирование программ и проектов по поддержке малого предпринимательства;
3) создание инфраструктуры развития малого предпринимательства;
4) льготное кредитование малых предприятий;
5) льготное налогообложение малых предприятий;
6) применение правил ускоренной амортизации основных производственных фондов малых предприятий;
7) льготное страхование малых предприятий;
8) резервирование государственных заказов малых предприятий;
9) производственно-технологическая поддержка малых предприятий;
10) поддержка внешнеэкономической деятельности малых предприятий;
11) информационная поддержка малого предпринимательства;
12) помощь в подготовке кадров для малого предпринимательства;
13) помощь в создании и деятельности объединений малых предприятий;
14) упрощенная регистрация, учет и отчетность на малых предприятиях;
15) возможность ведения предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства и его развития ежегодно разрабатываются на всех уровнях исполнительной власти страны.
Федеральная программа, ежегодно перед представлением бюджета, вносятся на рассмотрение Федерального Собрания. Федеральный бюджет ежегодно предусматривает средства на ее реализацию.
Государственные и муниципальные программы поддержки и развития малого предпринимательства содержат некоторые вопросы:
§ приоритетные направления развития малого предпринимательства и перспективы развития в этих направлениях;
§ выделение из бюджетных средств на поддержку малого предпринимательства;
§ создание инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства на всех уровнях;
§ вовлечение в малое предпринимательство всех слоев населения, в том числе и социально незащищенных граждан;
§ установление налоговых льгот;
§ передача малым предприятиям результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
§ передача малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных и убыточных предприятий;
§ обеспечение первоочередного выкупа малыми предприятиями арендуемых ими объектов;
§ финансирование программ, проектов и мероприятий по поддержке малого предпринимательства осуществляется за счет бюджетных средств всех уровней, а также внебюджетных средств.
Объем выделяемых бюджетом средств указывается в расходных частях, соответствующих бюджетов, отдельной строкой.
Правительство РФ ежегодно докладывает Государственной Думе о состоянии и развитии малого предпринимательства, мерах его поддержки и использованию для этих целей бюджетных средств.
Для финансирования программ, проектов по развитию малого предпринимательства создаются специальные некоммерческие организации – фонды поддержки малого предпринимательства.
Фонды осуществляют финансирование малого предпринимательства путем суммирования (аккумулирования) бюджетных средств, доходов от выпуска ценных бумаг, процентов от кредитов, средств от приватизации государственного и муниципального имущества, добровольных взносов от физических и юридических лиц, в том числе иностранных, а также от доходов собственной деятельности.
Выделение средств из фондов поддержки малого предпринимательства проводится, как правило, на конкурсной основе при наличии у малого предпринимательства соответствующих обоснований программ, мероприятий и проектов. Доходы от поддержки малого предпринимательства остаются в их распоряжении, не облагаются налогами и направляются исключительно на уставные цели в поддержку малого бизнеса.
Фонды поддержки и развития малого предпринимательства создаются как на государственной основе, так и на муниципальном уровне.
Создание инфраструктуры, необходимой для поддержки малого предпринимательства, предполагает деятельность, направленную на осуществление, создание условий и возможностей для осуществления малого предпринимательства, в том числе и организацию бизнес - центров, бизнес – инкубаторов, рыночных институтов, бирж – аукционов, консультационных систем, экспертных организаций, систем сертификации товаров и услуг.
Льготное кредитование малого предпринимательства предполагает осуществление страхования малого предприятия на более выгодных условиях, чем обычно, при этом организации, работающие с предприятиями малого бизнеса, имеют от государства дополнительные льготы, компенсирующие расходы.
Резервирование государственных заказов для малого предпринимательства предусматривает выделение малым предприятием определенной доли не менее 15 % от общего объема поставок данного вида продукции для государственных нужд.
Производственно-технологическая поддержка малого предпринимательства предусматривает содействие государственных органов в обеспечении малых предприятий современным оборудованием и технологиями. Создание системы лизинга, технопарков, производственно-технологических центров.
Поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса заключается в осуществлении государством мер по расширению участия малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях, международных выставках и ярмарках, в реализации внешнеэкономических проектов и программ.
Информационная поддержка малого предпринимательства предполагает создание государственной информационной инфраструктуры, представляет малым предприятиям необходимые им сведения в правовой, экономической, статистической, производственно-технологической областях.
Поддержка в подготовке кадров малого бизнеса заключается в создании и развитии на государственной и частной основе системы подготовки повышения квалификации, переподготовки предпринимателей и менеджеров для малых предприятий.
Помощь в создании и деятельности объединений малых предприятий сводится к обеспечению этих организаций на льготных условиях помещениями, средствами связи и другими возможностями для проведения публичных мероприятий.
Упрощенная регистрация, система учета и отчетности на малых предприятиях призвана создать наиболее благоприятные условия для организации и становления нового бизнеса, широкого участия в нем граждан, не имеющих специального образования и опыта работы.
Регистрация малых предприятий, юридических лиц осуществляется территориальными отделениями, регистрационной палатой субъекта федерации в течение 3-х дней с момента подачи документов или 30 дней с даты почтового отправления. В том случае, если все документы для регистрации находятся в соответствии с требованиями законодательства в полном порядке.