Организация и ее система управления

3.1 Основные понятия.

Полем деятельности менеджера является организация. Под организацией понимается группа людей, объединенная общими целями. Такими целями являются, получение прибыли и решение уставных задач организации. В качестве организации могут выступать предприятия, учреждения, а также объединения нескольких организации. Организации, как правило, имеют правовой статус юридического лица, любая организация предполагает определенное расположение ее на территории и в рамках отведенного для нее там места, конкретную структуру – иерархию, взаимосвязь, а, также, разделение между этими частями соответствующих функций.

Характеристика каждой организации должна предусматривать:

1. основные цели и задачи;

2. составные части (подразделения);

3. распределение функций между подразделениями;

4. использование ресурсов;

5. внешнюю и внутреннюю среду;

6. систему управления;

7. объем управленческой деятельности;

Целью организации (конечной задачей) является получение прибыли – для коммерческих организаций и выполнение уставного предназначения (для некоммерческих фирм). Задача организации характеризует шаги, ведущие к достижению цели. В соответствии с целями и задачами организации и потребностями эффективности управления создаются необходимые подразделения.

Деятельность организации предусматривает использование различных ресурсов:

-природных (земля, полезные ископаемые, водные ресурсы);

- капитала (материальная и интеллектуальная собственность);

- трудовых (физических и умственных способностей персонала);

- управленческих (способность правильно, рационально распределять ресурсы, организовать работу).

В процессе деятельности организации происходит направленная переработка материалов, энергии и информации.

Внешнюю среду организации образуют экономика страны, рынок, законодательство, органы власти, гос. и муниципальное управление, общественные организации, партнеры, конкуренты, средства массовой информации, уровень техники, технологии и т.д.

Внутренняя среда организации – это ее миссия, цели, задачи, персонал, структура, технология управления, работа с информацией и т.д.

Система управления является важнейшей характеристикой организации. Эта система предполагает наличие и функционирование руководителей и объектов управления, каналов для передачи командной информации (приказы, отчеты) и информации состояния (обратная связь), целенаправленную переработку этой информации, деятельности по подготовки и принятию управленческих решений.

Объем управленческой деятельности напрямую связан с составом, содержанием и масштабом решаемых организацией задач, и может в зависимости от этого выполняться следующим образом:

1. при ограниченном круге задач организацией может руководить один из исполнителей задач;

2. при расширении круга задач требуется выделение специального человека, менеджера, для управления организацией;

3. Дальнейшее увеличение поля деятельности организации, связанное с усложнением и умножением поставленных задач требует создания линейной иерархии и функциональной специализации руководства, появления профессионального управления – менеджмента.

Создание организации предусматривает проведения обширного комплекса исследовательских и прикладных мероприятий, получивших название организационного проектирования.

Организационное проектирование исходит из следующих характеристик организации:

1. По характеру деятельности организации бывают общественные и хозяйственные.

Общественные организации – это добровольные объединения граждан, создаваемые для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, это политические партии, творческие союзы, профсоюзы и т.д.

Хозяйственные организации создаются для удовлетворения материальных и социальных потребностей человека и общества, и получения предпринимательской прибыли. Это предприятия и их объединения.

2. Деятельность организации может осуществляться в экономической, политической, социальной и военной сферах.

В экономической сфере работают предприятия различных отраслей народного хозяйства – это банки, биржи и т.п.

В политической сфере заняты организации, учреждения государственного и местного управления, политические партии и т.п.

В социальной сфере действуют учреждения образования, культуры, здравоохранения и социальной поддержке населения.

3. По отраслевой принадлежности различают промышленные, транспортные, с/х и торговые организации.

4. По отношению к власти:

правительственные (создаются решением власти для решения свойственных им задач), они имеют официальный статус и соответствующие права и привилегии (научно-исследовательские учреждения, комиссии, делегации);

- не правительственные (создаются на инициативной основе физическими или юридическими лицами для решений частных задач и никакими привилегиями или особыми правами не обладают).

5. В зависимости от государственной принадлежности различают национальные (отечественные) организации и организации, созданные с участием иностранных физических и юридических лиц (предприятия с инвестициями).

6. По степени самостоятельности организации могут быть головные (материнскими) и дочерними.

Головные организации обладают правом независимого принятия управленческого решения, хозяйственно-финансовой самостоятельностью.

Дочерние организации такой независимостью и самостоятельностью не обладают, и работают под руководством головной организации.

7.В зависимости от форм собственности они могут быть частными, государственными, муниципальными и иных форм общественными и религиозными организациями, объединениями.

8. В зависимости от организационно-правовых характеристик организации могут иметь форму государственного предприятия, муниципального предприятия, производственного кооператива (артель), потребительского кооператива, хозяйственного товарищества или общества, общественной или религиозной организации, объединения или союза, учреждения, фонда и т.д.

9. В зависимости от наличия юридического лица организации могут создаваться как с образованием юридического лица, без образования юридического лица (филиал).

10. По численности работающих различают организации малой численности (малое предприятие), средней численности, большой численности.

11. По времени функционирование организации могут быть временные (сезонные (лагерь, кафе)), постоянные и периодически действующие.

12. По отношению к коммерческой деятельности (получение прибыли) бывают коммерческие и некоммерческие.

13. В зависимости от оформления в органах власти могут быть формальные (зарегистрированные в установленном порядке), неформальные (не нуждающиеся в регистрации (религиозные)).

14. В зависимости от отношения к бюджету бывают бюджетные (финансирующиеся из государственного или местного бюджета), не бюджетные (финансирующиеся самостоятельно) организации.

15. В зависимости от организационной структуры, т.е. построения подразделений органов управления различают организации линейные, звездные, кольцевые и т.д.

16. В зависимости от особенностей построения и функционирования системы управления различают по характеру субъектов и объектов управления, от количества уровней управления, от использования при управлении системы принципов.

3.2 Организация как сложная система.

Под системой, в самом широком смысле, принято понимать замкнутое, объединенное единство связанных друг с другом элементов, упорядоченных по определенному закону или принципу.

Основой упорядочения системы является цель ее функционирования. Теорией систем занимается один из разделов кибернетики – системология или системотехника.

Сложные системы характеризуются следующими наиболее важными признаками:

· наличие единой цели функционирования;

· наличие нескольких уровней управления, иерархически связанных;

· наличие подсистем, каждая из которых имеет цель функционирования, подчиняется общей цели функционирования всей системы и управляется единой системой управления;

· наличие большого числа связей между подсистемами, внутри каждой подсистемы и необходимостью разветвленной сети связей управления;

· комплексным составом подсистемы, наличием людей, машин и природной среды;

· устойчивостью к взаимодействию внешних и внутренних возмущающих факторов и наличием элементов самоорганизации.

Сложная система состоит из подсистем.

Подсистемы можно выделить, если каждая из них имеет:

1. цель функционирования, подчиненную общей цели функционирования в целом всей системы;

2. комплекс элементов составляющих систему;

3. свою систему управления, входящую в общую систему управления.

В этом случае термин «система», «подсистема», «элемент» носит относительный характер.

Промышленные предприятия в качестве объекта управления характеризуют следующие основные черты:

1. многообразие структуры, которое выражается в большом количестве структурных элементов (цеха, лаборатории);

2. многосвязанность элементов производственно-экономической системы, которая выражается в наличии множества различных связей между элементами (транспортные коммуникации, социальные связи, информационные связи, передача различных деталей по ходу производства);

3. динамичность. Выражающаяся в постоянной смене состояний производственно-экономической системы.

4. многокритериальность, которая является одним из характерных свойств производственно-экономической системы.

С одной стороны имеется много критериев (сумма прибыли, рентабельность, производительность), только совместная оценка этих показателей дает характеристику системы, с другой стороны все подсистемы на разных уровнях иерархии могут характеризоваться своими частными критериями. В совокупности те и другие критерии образуют дерево целей и критериев.

5. Вероятностный характер производственных процессов.

В зависимости от природы элементов в организации можно выделить подсистемы:

1. Техническая подсистема – взаимосвязанный, взаимообусловленный, находящийся в согласованно пропортциональном состоянии комплекс оборудования (станки механизмы).

2. Технологическая подсистема – набор правил, определяющих последовательность операций и процес производства, в ходе которого создается продукция с определенными параметрами и качествами.

Управление в технологической подсистеме заключается в тщательной разработке технологий, с постоянным ее усовершенствованием.

3. Подсистема совместного труда – представляет необходимую организацию труда для достижения определенной цели.

4. Экономическая подсистема представляет единство экономических процессов и связей всех сторон производства.

5. Социальная подсистема – связь людей в процессе производства.

Связь людей является основой существования производственно-экономических систем.

6. Подсистема организация производства – позволяет рационально использовать людей, оборудование, предметы труда, заводские площади, создавать условия для повышения эффективности производства в пределах заданных ресурсов.

3.3. Управление сложной системой.

Управление, в широком понимании, есть функция некоторой системы, направленная либо на сохранение основного качества системы (потеря которого приводит к его разрушению), либо на выполнение программы, обеспечивающей устойчивое функционирование системы и достижение ею заданной цели, либо на развитие системы.

Управление является необходимым условием нормального функционирования всякой системы.

Любой процесс, безотносительно к его природе, может осуществляться в нужном направлении только при наличии управляющих воздействий со стороны органов управления.

Управление в производственной сфере можно определить как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства.

Можно выделить 3 основные области управления:

1) управление системами машин и технологическими процессами;

2) управление процессами, происходящими в живых организмах;

3) управление деятельностью человеческих коллективов, решающих ту или иную задачу.

Рассмотрение процессов управления во всех областях выявило их общие зависимости и закономерности, что позволило установить для управления единую теоретическую основу. Этой проблемой занимались кибернетики.

Кибернетика – это наука об общих законах управления в природе, живых организмах и машинах.

С позиции кибернетики системам управления различной природы (биологической, технической, социальной) присущи общие закономерности.

Все эти системы управления объединяет в принципе одинаковая структура и математическое описание процессов, протекающих в системах управления различной природы, оказывается подобным.

Кибернетика рассматривает управление как циклический информационный процесс, осуществляемый в замкнутом контуре для достижения установленной цели действий.

ГЛАВА IV

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

4.1. Коммерческие организации.

В зависимости от различий законодательного регулирования, связанного с формами собственности, а также особенностей организации, юридические лица подразделяются:

организация и ее система управления - student2.ru

организация и ее система управления - student2.ru организация и ее система управления - student2.ru

                           
  организация и ее система управления - student2.ru   организация и ее система управления - student2.ru
 
    организация и ее система управления - student2.ru  
ООО
 
 
Полные
 
На вере
 
 
   
Публичные
 
Непубличные

Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими признаются организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности, извлечение прибыли и имеющие право распределять эту прибыль по своему усмотрению между участниками.

Некоммерческие организации не имеют цель удовлетворения общественных потребностей, в том числе за счет получения прибыли от хозяйственной деятельности.

Хозяйственные товарищества – коммерческая организация с разделенным на доли общим капиталом.

Имущество, которое создано за счет вкладов участников, а также произведенное и приобретенное товариществом в ходе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Наши рекомендации