Судебные процедуры банкротства.
Статья 4 Закона о банкротстве определяет, что к должнику применяются такие судебные процедуры банкротства:
- Распоряжение имуществом должника;
- Мировое соглашение;
- Санация (восстановление платежеспособности) должника;
- Ликвидация банкрота.
Под распоряжением имуществом должника Закон Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" подразумевает систему мер по надзору и контролю за управлением и распоряжением имуществом должника с целью обеспечения сохранения, эффективного использования имущественных активов должника, проведения анализа его финансового положения, а также определение следующей оптимальной процедуры (санации, мирового соглашения или ликвидации) для удовлетворения в полностью или частично требований кредиторов.
Цели процедуры распоряжения имуществом конкретного должника должен реализовать распорядитель имущества, назначаемый определением хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве. Деятельность распорядителя имущества в процедуре банкротства осуществляется в основных двух направлениях: сохранение имущества должника и проведение анализа хозяйственной деятельности должника.
Процедура распоряжения имуществом должника вводится сроком на сто пятнадцать календарных дней и может быть продлена хозяйственным судом по мотивированному ходатайству распорядителя имущества, комитета кредиторов или должника не более чем на два месяца.
После введения процедуры распоряжения имуществом должника органы управления должника не вправе без согласия распорядителя имуществом принимать решения о: реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и ликвидации должника, создании юридических лиц или об участии в других юридических лицах, создании филиалов и представительств; выплате дивидендов, проведении должником эмиссии ценных бумаг, выходе из состава участников должника - юридического лица, выкупе акций у акционеров.
Указанные выше ограничения полномочий руководящих органов предприятия-должника должны обеспечить наиболее полное удовлетворение требований кредиторов и предотвратить уменьшению стоимости активов должника и являются вполне оправданными. Более того - законодателем предусмотрено потенциально действенный механизм устранения руководителя-должника от должности в том случае, когда он противодействует законным требованиям арбитражного управляющего и препятствует ходу процедуры банкротства. Так, комитет кредиторов или иные участники процесса вправе обратиться в суд с ходатайством о прекращении полномочий руководителя и органов управления должника. В случае удовлетворения указанного ходатайства судом выносится соответствующее постановление. В этом случае исполнение обязанностей руководителя временно возлагается на распорядителя имущества до назначения в установленном законодательством и учредительными документами порядке нового руководителя должника. Со дня вынесения такого постановления распорядителю имущества в течение трех дней передаются бухгалтерская и иная документация должника, печати и штампы, материальные и иные ценности.
Основными задачами, которые решаются в процедуре распоряжения имуществом должника, является выявление кредиторов и лиц, желающих принять участие в санации должника, формирования реестра кредиторов и выработки предложений относительно возможных путей восстановления платежеспособности должника.
Выявление кредиторов должника осуществляется путем публикации в официальных печатных органах объявления о возбуждении производства о банкротстве, после чего распорядитель имущества в течении 30 дней принимает заявления о денежных требованиях к должнику от кредиторов, вместе с должником рассматривает их и сообщает заявителям о результатах рассмотрения их требований. По результатам рассмотрения имущественных требований кредиторов распорядитель имущества может их признать и включить в реестр денежных требований кредиторов, либо отказаться от признания этих требований. В последнем случае кредитор, от признания требований которого отказался распорядитель имущества, имеет право обжаловать этот отказ в хозяйственный суд в ходе предварительного заседания.
Лица, требования которых заявлены по истечении срока, установленного для их представления, или не заявленные вообще, не является конкурсными кредиторами, а их требования погашаются в шестую очередь в ликвидационной процедуре.
Соответствующее правило не распространяется на требования кредиторов по выплате заработной платы, авторского вознаграждения, алиментов, а также требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное и прочее социальное страхование и на требования Национальной НАК "Нафтогаз Украины" и / или ее дочернего предприятия.
В ходе процедуры распоряжения имуществом должника проводится предварительное заседание хозяйственного суда (не позднее двух месяцев и десяти дней, а в случае большого количества кредиторов - не позднее трех месяцев после проведения подготовительного заседания суда), первое общее собрание кредиторов и заседание суда, по итогам которого выносится одно из таких решений:
определение о введении процедуры санации и утверждение плана санации в случае одобрения плана санации должника собранием кредиторов;
определение о введении процедуры санации и обязательства управляющего санацией подготовить план санации;
постановление о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры;
определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
определение о продлении срока распоряжения имуществом.
По результатам предварительного заседания выносится определение, в котором отмечается размер признанных судом требований кредиторов и назначается дата проведения первого собрания кредиторов.
Одна из возможных последующих процедур банкротства- процедура санации (восстановление платежеспособности должника). Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о банкротстве, под санацией понимается система мер, осуществляемых во время производства по делу о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, направленная на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем реструктуризации предприятия, долгов и активов и / или изменения организационно-правовой и производственной структуры должника.
Непосредственно процедуру санации осуществляет управляющий санацией, назначенный судом, по плану санации, утвержденным комитетом кредиторов и утвержденному хозяйственным судом.
Хозяйственный суд по ходатайству комитета кредиторов выносит определение о введении процедуры санации сроком на шесть месяцев.
По мотивированному ходатайству управляющего санацией или комитета кредиторов этот срок может быть продлен хозяйственным судом, но не более чем на двенадцать месяцев.
Со дня вынесения постановления о санации должника:
- Руководитель должника отстраняется от должности, управление должником переходит к управляющему санацией;
- Прекращаются полномочия органов управления должника, которые в течение трех дней обязаны обеспечить передачу управляющему санацией бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и других ценностей;
- Арест на имущество должника и иные ограничения действий должника относительно распоряжения его имуществом могут быть наложены только в рамках процедуры санации.
С началом процедуры восстановления платежеспособности должника управляющий санацией получает право обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании отдельных сделок должника недействительными. Кроме этого, управляющий санацией в течение трех месяцев со дня начала процедуры санации имеет право отказаться от исполнения договоров должника, заключенных до возбуждения производства по делу о банкротстве, если исполнение договора наносит ущерб должнику, по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при тех же условиях, или он имеет долгосрочный характер, или выполнение договора создает условия, препятствующие восстановлению платежеспособности должника.
Основными задачами, которые решаются в процедуре санации должника, является разработка управляющим санацией плана восстановления платежеспособности должника, одобрение его комитетом кредиторов, выполнение мероприятий плана санации и проведения расчетов с кредиторами. В случае привлечения к санации должника инвесторов план восстановления платежеспособности должника разрабатывается с их участием. В том случае, когда должником является предприятие, где доля государства в имуществе предприятия составляет более пятидесяти процентов, план санации согласовывается дополнительно органом, уполномоченным управлять государственным имуществом.
План санации должника должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия участия инвесторов (при их наличии) в полном или частичном удовлетворении требований кредиторов, в частности путем перевода на них долга (части долга), срока и очередности выплаты должником или инвестором долга кредиторам и условия ответственности инвестора за невыполнение взятых согласно плану санации обязательств (ст. 29 Закона), срока восстановления платежеспособности должника и пр.
Закон дает примерный перечень мероприятий, которые может применять управляющий санацией для восстановления платежеспособности должника, а именно:
- Реструктуризация предприятия;
- Перепрофилирование производства;
- Закрытие нерентабельных производств;
- Отсрочка и (или) рассрочка платежей или прощение (списание) части долгов, о чем заключается мировое соглашение;
- Ликвидация дебиторской задолженности;
- Реструктуризация активов должника;
- Продажа части имущества должника;
- получение кредита для выплаты выходного пособия работникам должника;
- Другие способы восстановления платежеспособности должника.
Комитет кредиторов по результатам рассмотрения плана санации может одобрить его и представить на утверждение хозяйственному суду, либо отклонить и обратиться в хозяйственный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры, либо отклонить план санации и обратиться в суд с ходатайством о назначении нового управляющего санацией.
По результатам выполнения плана восстановления платежеспособности должника составляется и подается на рассмотрение собрания кредиторов отчет управляющего санацией. Одновременно с отчетом управляющий санацией вносит на решение собрания кредиторов одно из предложений: о принятии решения о прекращении процедуры санации в связи с восстановлением платежеспособности должника о заключении мирового соглашения; об обращении в хозяйственный суд с ходатайством о продлении процедуры санации; об обращении в хозяйственный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры.
В соответствии с Законом Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" санация должника или ликвидация банкрота осуществляется с соблюдением требований законодательства о защите экономической конкуренции.
Ликвидация банкрота. Согласно ч. 1 ст. 37 Закона о банкротстве в случаях, предусмотренных этим Законом, суд в судебном заседании с участием сторон принимает постановление о признании должника банкротом и открывает ликвидационную процедуру сроком на двенадцать месяцев.
Банкрот - должник, несостоятельность которого выполнить свои денежные обязательства установлена хозяйственным судом.
Цели ликвидационной процедуры заключаются в равноценном удовлетворении требований кредиторов и ликвидации должника.
Со дня открытия ликвидационной процедуры для должника наступают последствия, определенные в ст. 38 Закона, а именно:
- хозяйственная деятельность банкрота завершается окончанием технологического цикла;
- срок исполнения всех денежных обязательств банкрота считается наступившим;
- у банкрота не возникает никаких дополнительных обязательств (в том числе по уплате налогов и сборов (обязательных платежей)), кроме расходов, связанных с осуществлением ликвидационной процедуры;
прекращается начисление неустойки (штрафа, пени), процентов и других экономических санкций по всем видам задолженности банкрота;
- сведения о финансовом положении банкрота перестают быть конфиденциальными или составлять коммерческую тайну;
продаже имущества банкрота допускается в порядке, предусмотренном настоящим Законом;
- отменяется арест, наложенный на имущество должника, признанного банкротом, или другие ограничения по распоряжению имуществом такого должника. Наложение новых арестов или других ограничений относительно распоряжения имуществом банкрота не допускается;
- требования по обязательствам должника, признанного банкротом, возникшие при проведении процедур банкротства, могут предъявляться только в пределах ликвидационной процедуры в течение двух месяцев со дня официального опубликования сообщения о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры;
- выполнение обязательств должника, признанного банкротом, осуществляется в случаях и порядке, предусмотренном разделом 3 Закона.
Меры по ликвидации банкрота осуществляет ликвидатор, назначенный судом в порядке, предусмотренном Законом для назначения управляющего санацией.
Основными задачами, которые подлежат решению в ходе ликвидационной процедуры, является выявление и консолидация ликвидационной массы, ее реализация и удовлетворение в установленной Законом очередности требований кредиторов.
Ликвидационной массой закон называет все виды имущественных активов (имущество и имущественные права) банкрота, принадлежащие ему на праве собственности или хозяйственного ведения на дату открытия ликвидационной процедуры, за исключением объектов государственного жилищного фонда, в том числе общежитий, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры (ст. 42 Закона).
Имущество должника, которое является предметом залога, хотя и включается в ликвидационную массу, используется исключительно для внеочередного удовлетворения требований залогодержателя.
После проведения инвентаризации и оценки имущества ликвидатор осуществляет продажу имущества банкрота следующими способами: проведение аукциона; продажа непосредственно юридическому или физическому лицу. Выбор способов продажи активов осуществляется ликвидатором с целью обеспечения его отчуждения по наивысшей цене.
Продажа имущества предприятий-банкротов, основанных на государственной собственности, является обязательным проведение конкурсов или аукционов в порядке, предусмотренном Законом Украины "О приватизации государственного имущества" от 4 марта 1992 года (в редакции Закона Украины от 22.03.2012 года). А относительно недвижимости и имущества, используемого в производственной деятельности государственных предприятий и предприятий с долей государственной собственности в уставном фонде более 25 процентов, действует мораторий на принудительную продажу, установленный Законом Украины "О введении моратория на принудительную реализацию имущества" от 29 ноября 2001 года № 2864-III.
Закон устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов.
В первую очередь удовлетворяются требования, обеспеченные залогом; выплата выходного пособия уволенным работникам банкрота, в том числе возмещения кредита, полученного на эти цели. расходы, связанные с производством по делу о банкротстве в хозяйственном суде и работой ликвидационной комиссии, в том числе: расходы на оплату судебного сбора, расходы заявителя на публикацию объявления о возбуждении дела о банкротстве, расходы на публикацию в официальных печатных органах информации о порядке продажи имущества банкрота; расходы на публикацию в средствах массовой информации о возобновлении производства по делу о банкротстве в связи с признанием мирового соглашения недействительным и др.
Во вторую очередь удовлетворяются требования по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан, путем капитализации в ликвидационной процедуре соответствующих платежей, в том числе в Фонд социального страхования Украины за граждан, застрахованных в этом фонде, обязательств по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование и прочее социальное страхование.
Закон устанавливает очереди удовлетворения других требований кредиторов. Требования, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества, считаются погашенными. Требования, заявленные после истечения срока, установленного для их представления, не рассматриваются и считаются погашенными.
После завершения всех расчетов с кредиторами ликвидатор подает в хозяйственный суд отчет и ликвидационный баланс. Если по результатам ликвидационного баланса после удовлетворения требований кредиторов банкрота не осталось имущества, судом выносится решение о его ликвидации, на основании которого банкрот исключается из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины.
Должник, имущества которого хватило на удовлетворение требований всех кредиторов, считается не имеющим долгов и может продолжать предпринимательскую деятельность, если стоимость его имущественных активов достаточна для осуществления уставной деятельности.
Мировое соглашение - это особая стадия отношений банкротства. Заключение мирового соглашения становится возможным тогда, когда должник и кредиторы договорились о том, что им выгоднее продолжать отношения вне процедур банкротства. Согласно ст. 77 Закона о банкротстве, мировое соглашение - это договоренность между должником и кредиторами относительно отсрочки и / или рассрочки, а также прощение (списание) кредиторами долгов должника, которая оформляется путем заключения соглашения между сторонами.
Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии производства по делу о банкротстве. В процедуре распоряжения имуществом должника мировое соглашение может быть заключено только после выявления всех кредиторов и утверждения хозяйственным судом реестра требований кредиторов.
Утверждение хозяйственным судом мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве и прекращении полномочий арбитражного управляющего. Управляющий санацией или ликвидатор исполняют обязанности руководителя должника до момента назначения нового руководства.
Решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов принимает комитет кредиторов большинством голосов его членов и считается принятым при условии, что все кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, выразили письменное согласие на заключение мирового соглашения. Мировое соглашение от имени кредиторов подписывает председатель комитета кредиторов. Решение о заключении мирового соглашения от имени должника принимает руководитель должника или арбитражный управляющий, который ее и подписывает.
Арбитражный управляющий обязан предварительно согласовать мировое соглашение с органом, уполномоченным управлять государственным имуществом, в отношении государственных предприятий или предприятий, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает 50 процентов. Этот орган в десятидневный срок со дня получения проекта мирового соглашения обязан его рассмотреть и дать свое заключение о согласовании или отказе в согласовании мирового соглашения.
Мировое соглашение может касаться только требований кредиторов второй и последующей очереди и требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника. Удовлетворение требований первой очереди происходит определенно и не может быть предметом мирового соглашения.
Существенными условиями мирового соглашения ст. 79 Закона определяет: размеры, порядок и сроки исполнения обязательств должника; размер списанной (прощенного) задолженности и размер обязательств должника, которые будут выплачены кредиторам, срок отсрочки или рассрочки обязательств должника. Кроме этого, мировое соглашение может содержать условия о: выполнение обязательств должника третьими лицами, обмен требований кредиторов на акции должника удовлетворение требований кредиторов иными способами, не противоречащими закону.
Мировое соглашение подается арбитражным управляющим и рассматривается хозяйственным судом в судебном заседании, в ходе которого заслушиваются возражения сторон по заключению мирового соглашения. Хозяйственный суд своим постановлением отказывает в утверждении мирового соглашения, если нарушен порядок заключения мирового соглашения или если условия соглашения противоречат законодательству. При этом неутверждение мирового соглашения не лишает стороны права заключить его на новых условиях.