Партнёрские связи в социально-культурной сфере

Современные бизнес-связи определяются не только конкуренцией в рамках экономического пространства, но и партнёрскими отношениями, позволяющими предпринимателям эффективно работать в условиях рынка. Партнёрство становится выгодной формой организации и ведения предпринимательской деятельности, поэтому каждый предприниматель заинтересован в установлении наиболее эффективных форм партнерских связей.

Партнерские связи–это такие договорные отношения, которые устанавливаются между предпринимателями и дают возможность каждому из них эффективно функционировать за счет обмена результатами деятельности, выступающими в форме товара или услуги или в денежной форме.

Наиболее эффективными формами партнёрских связей в социально-культурной сфере выступают аренда, лизинг, франчайзинг, аутсорсинг, фандрайзинг.

Аренда– имущественный наём, основанный на договоре предоставления имущества во временное пользование за определённую плату.

Арендующий имущество, или получающий его в аренду называется арендатором, а сдающий в аренду – арендодателем. Отношения между арендатором и арендодателем именуются арендными. Договором об аренде может быть предусмотрена возможность выкупа арендуемого имущества.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

В социально-культурной сфере наибольшее распространение получила аренда нежилых помещений и аренда автомобилей.

Лизинг – долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Лизинг – это особый вид аренды, арендных отношений, как правило, когда объектом аренды выступает оборудование.

В социально-культурной сфере наибольшее распространение получил лизинг автомобилей, лизинг компьютеров и оргтехники.

Франчайзинг – распространенная в мире форма партнерских связей и делового сотрудничества. Ее содержание сводится к следующему: головная, чаше всего крупная компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказание торговых услуг под торговой маркой данной компании на определенном рынке.

Франчайзер – правообладатель лицензии на данный вид деятельности (торговую марку).

Франчайзи – это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера.

Франшиза – это право, закреплённое договором, осуществлять определённую экономическую деятельность (производство, оказание услуг и т.п.) с использованием принципа франчайзинга. Одна их самых известных франшиз в мире – «Макдональдс».

В качестве примеров франшиз, доступных для социально-культурной сферы, можно назвать франшизы студий, кинотеатров, социальные франшизы, франшизы выставки картин.

Например, франшиза дизайн студии (интерьерный дизайн) имеет небольшой период окупаемости. Головная компания предлагает своим клиентам готовые уникальные дизайн-решения. Но следует помнить, что все головные компании выдвигают обязательное условие – необходимо соблюдать установленные головным офисом стандарты работы.

Все большее распространение получают социальные франшизы, предназначенные на решение социальной проблемы. Разновидностью такой франшизы является патронажная служба (служба сиделок), период окупаемости составляет 6-12 месяцев.

Франшизы мини кинотеатров – это предложения рынка, отличающиеся минимальными размерами вложений, быстрой окупаемостью произведённых затрат. Предоставляются консультации при подборе помещения для запуска предприятия, а также исчерпывающие инструктивные материалы по ведению бизнеса. Программное обеспечение отличается эффективностью и всесторонним охватом всех наиболее важных вопросов. Обеспечиваются все виды поддержки: правовая, рекламная, налоговая.

Франшизы 3 D кинотеатров – это предложение по открытию кинотеатра малого формата. Демонстрация фильмов всех жанров осуществляется на современном оборудовании в форматах двух типов: обычном и 3D. Проекты характеризуются востребованностью в мегаполисах, крупных городах и небольших населённых пунктах: в сёлах и городках, райцентрах и посёлках.

Франшизы выставки картин (в том числе и 3D картин) относятся к относительно новому сегменту рынка франчайзинга в Росси. Несмотря на свою новизну, идея успела получить достаточно высокую оценку и подтверждение своей жизнеспособности на практике. Согласно начальному замыслу, каждый из посетителей мероприятия должен ощущать и проявлять себя не только как зритель, но как полноправный участник мероприятия. Тематика ориентирована на обширную зрительскую аудиторию, без каких-либо ограничений по возрастам и интересам. В состав пакета, предоставляемого партнёрам на основе франшиз в сфере картин, входит подробная текстовая инструкция. Предоставляется также готовый пакет фирменных рекламных макетов. Подробно описываются должностные обязанности персонала, рекламная стратегия. На протяжении всего периода сотрудничества оказываются консультации. Франшизы картин интересны как начинающим бизнесменам, так и опытным, состоявшимся в разных сферах деятельности предпринимателям.

Аутсорсинг – это передача организацией, на основе договора, определённых видов или функций предпринимательской деятельности другой компании, действующей в другой области. Аутсорсинговыефирмы занимаются обслуживанием и поддержки бесперебойной работы отдельных систем инфраструктуры.

Преимущества аутсорсинга:

1) сокращение затрат на выполнение задач за счёт привлечения специализированных фирм;

2) минимальные сроки и профессионализм исполнителей, т.к. специализированные организации гарантируют выполнение порученных задач в самые короткие сроки;

3) направление ресурсов на решение основных вопросов, т.к. передавая косвенные функции специалистам, предприниматель может заняться реализацией основных проектов.

В социально-культурной сфере аутсорсинговые услуги обычно востребованы в бухгалтерском учете, обеспечении безопасности, уборке помещении, переводческих услугах, ИТ услугах, рекламных услугах, транспортных слугах, юридических услугах, а также в разработке программного обеспечение и дальнейшим его сопровождением.

В отечественной практике в качестве основного источника финансирования организаций сферы культуры выступают привлеченные средства (до 90 % финансовых фондов организации), то есть пожертвования и спонсорская помощь, т.е. широко используется такая форма партнёрских связей как фандрайзинг.

Фандра́йзинг(фэндрайзинг, фандрэйзинг) – процесс привлечения внешних, сторонних для компании денежных средств и иных ресурсов (человеческих, информационных, материальных), необходимых для реализации какой-либо задачи или выполнения проекта.

Возможные источники привлечения ресурсов – это организации, частные лица; фонды; государственные органы. Все эти источники могут выступать в качестве: финансового спонсора, спонсора на условиях бартера, инвестора, грантодающей организации, мецената, донора.

Организации доноры предоставляют безвозвратную финансовую, техническую помощь, как правило, на конкурсном основании. Меценаты (физические лица) оказывают благотворительную помощь добровольно и безвозвратно. Спонсорство – это конкретная помощь юридических и физических лиц на определенных условиях. Инвестором может быть частный предприниматель, организация или государство, осуществляющие долгосрочные вложения капитала в какое-либо дело, предприятие с целью получения прибыли. Гранты выделяются как безвозмездное субсидирование.

В настоящее время самыми активными направлениями фандрайзинга в сфере культуры и искусства является привлечение средств для конкретных телевизионных программ, показа художественных фильмов, юмористических программ, концертных мероприятий, тематических фестивалей, премьерных показов спектаклей, выставок популярного и абстрактного искусства, музыкальных проектов и др. Как правило, основными спонсорами, инвесторами и грантодателями являются крупные зарубежные и отечественные компании, а также государство.

Государственно-частное партнерство(ГЧП).В последние десятилетия возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти. Речь идет о партнерстве государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-PrivatePartnership (PPP), вРоссии используется термин "государственно-частное партнерство" (ГЧП).

ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации социально-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности – от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления социально-значимых услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий. Развивающееся партнерство, в отличие от традиционных административных отношений, создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления. Выделяют следующие формы ГЧП: контракты как административный договор, аренда в ее традиционной форме (договора аренды) и в форме лизинга, концессия (концессионное соглашение), соглашения о разделе продукции, совместные предприятия.

Наши рекомендации