Предпринимательская этика и деловой этикет

Предпринимательская деятельность имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, невыполнение которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями.

Предпринимательская этика – важнейший элемент поведения в условиях рынка, который имеет сложную систему взаимоотношений и существует по своим правилам. Рыночные отношения продавцов с покупателями в обязательном порядке регламентируются законами страны и проходят в правовом поле. Однако наравне с этими законами взаимодействие в предпринимательстве, как внутри фирм, так и за их пределами, определяется традициями рынка и его этикой.

Предпринимательская этика – это система моральных и нравственных норм, которая используется в условиях ведения бизнеса. Культура цивилизованного предпринимательства базируется на этике в общем смысле, т.е. предполагает практику поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и зле, о моральных принципах, об обязательных нормах поведения.

Предпринимательская этика базируется на уважении интересов не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов – запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним.

Противоречие между этикой и бизнесом остро проявляется в деловом общении, причем на разных уровнях: как между организацией и средой, так и внутри самой организации. В среде предпринимателей и вообще деловых людей по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции, первая – этические нормы соблюдать не обязательно, вторая – этические нормы в предпринимательстве обязательны.

Сторонники первой позиции – прагматики, которые полагают, что вделовом общении этика не нужна, т.к. единственная цель предпринимательства – это достижение любыми доступными средствами максимальной прибыли. С этой позиции этические нормы и сам язык этики рассматривается как помеха в деловом общении. Крайним случаем неэтичного поведения руководителей является нарушение закона.

Сторонники второй более цивилизованной позиции считают обязательным соблюдение этических норм в деловом общении ирассматривают этику не только как необходимый нравственный элемент поведения, но и как инструмент для увеличения прибыли и укрепления деловых связей. Такой подход более эффективный, т.к. способствует становлению благополучной атмосферы в обществе, и соответственно, более благоприятной обстановке для ведения бизнеса.

Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране и мире, а также в профессиональной сфере деятельности. Общие положительные (позитивные) нормы поведения предпринимателей связаны с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость и др. Отрицательные (негативные) проявления неэтичного поведения характеризуются следующими чертами предпринимателя: необязательность, некомпетентность, лживость, недобросовестность, грубость и др.

Представим портрет цивилизованного предпринимателя, соблюдающего этические нормы. Это человек, который

· верит в свой бизнес и убеждён в полезности своей деятельности для себя и для общества;

· уважает государственную власть, законы, социальный порядок, собственность, общественные движения;

· оценивает риски конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

· уважает профессионализм и компетентность сотрудников и партнеров по бизнесу;

· ценит образование, науку и технику, культуру, соблюдает экологические нормы;

· уважает себя как личность, а любую личность – как себя.

Правила поведения предпринимателя с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами определяется деловым этикетом.

Основные элементы делового общения, которыепредопределяют правила поведения в процессе общения, представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Основные элементы делового общения

ЭЛЕМЕНТЫ ОПИСАНИЕ
Соблюдение регламента Необходимо соблюдать правила приветствия и представления, нормы поведения, нормы речевого этикета
Строгое соблюдение участниками общения ролевого амплуа Необходимо учитывать ситуацию и вести себя в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой. Т.к. в процессе общения деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия
Повышенная ответственность участников делового общения за его результат Необходимо уметь четко сформулировать цели коммуникации и верно определить интересы партнеров, т.к. успешное деловое общение во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения
Строгое отношение к использованию языковых средств Не допускать в деловом общении использование бранных слов и ненормативной лексики, просторечных слов, слов ограниченной сферы употребления (архаизмов, диалектизмов, жаргонизмов)


Деловой этикет – установленный порядок поведения и важнейшая сторона морали профессионального поведения человека. Знание делового этикета, умение культурно вести себя – основа предпринимательского успеха. Соблюдение правил поведения – признак респектабельности предпринимателя, его воспитанности и уверенности в себе. Чтобы овладеть навыками корректного поведения, предпринимателю необходимо соблюдать

· правила представления и знакомства;

· правила проведения деловых контактов;

· правила поведения на переговорах;

· требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

· требования к речи;

· культуру служебных документов;

· и другие элементы предпринимательского этикета.

Предприниматель должен иметь цивилизованный стиль поведения, соблюдать предпринимательский этикет и создавать свой положительный имидж. Культура общения, чувство меры, доброжелательность, контроль над своими эмоциями определяют образ и тот самый имидж предпринимателя, который способствует его успешной деятельности.

Наши рекомендации