Основные виды речей: информационные; убеждающие; воодушевляющие; призывающие к действию; развлекательные; речи по специальному поводу (приветствие, траур).
Оратор должен следовать определенным правилам поведения перед аудиторией. Этические нормы ораторского искусства включают в себя: вежливость (приветливость, доброжелательность, уважительное отношение к слушателям); тактичность (деликатность, выдержку); обязательность (пунктуальность, аккуратность); скромность (сдержанность, нехвастливость); достоинство (сохранение собственного лица и лица слушателей).
Рекомендуемая литература:
• Александров Д.Н. Логика. Риторика. Этика. – М., 2007.
• Сперанский М.М. Правила красноречия. – М., 1844.
• Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – СПб, 1999.
• Романенко А.Б. Советская словесная культура. Образ ритора. – Саратов, 2009.
Тема № 15
Этика и этикет деловой речи и профессионального общения
Цель: рассмотреть проблемы этики и этикета деловой речи и профессионального общения в целом
План:
1. Понятие «этика»
2. Понятие «этикет»
3. Деловой этикет
Этика - учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки.
Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Правила этикета, облаченные в конкретные формы ведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, защиты и т. д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.
Но кроме правил этикета для всех существует также профессиональный этикет. В жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники какого-либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оптимальные формы этого взаимодействия и правила поведения. Деловой этикет - результат длительного отбора правил форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях. Прежде всего следует помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой индивидуальности.
Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного» речевого) этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей. Существуют исторически наработанные стереотипы речевого общения. Ими пользовались ранее предприниматели, а сейчас их используют культурные отечественные и зарубежные деловые люди. Это слова: "дамы", "господа". Среди других социальных групп подобные обращения пока широко не прививаются, и мы часто наблюдаем, как люди испытывают чувство внутреннего дискомфорта на встречах, собраниях, поскольку не знают, как обратиться Друг к другу: слово «товарищ» как бы принижает их достоинство из-за определенного отношения к этому слову, сложившегося под влиянием средств массовой информации. А с другой стороны, многие до "господ" явно не доросли из-за своего нищенского существования. Поэтому очень часто в транспорте, в магазине, на улице мы слышим унизительные фразы: "Эй, мужчина, подвиньтесь" и т. п. Различают несколько видов этикета: придворный – порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов; дипломатический – правила повеления дипломатических работников и официальных лиц во время различных визитов, встреч, переговоров; воинский – свод общепринятых в армии правил и норм поведения, без которых порядок был бы невозможен; общегражданский – правила, традиции и условности, соблюдаемые гражданами при общении друг с другом; деловой - свод правил поведения в деловых, служебных отношениях. Он является важнейшей стороной морали профессионального поведения делового человека.
Деловое общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Рекомендуемая литература:
• Александров Д.Н. Логика. Риторика. Этика. – М., 2007.
• Сперанский М.М. Правила красноречия. – М., 1844.