Жанры научно-информативного стиля речи.

Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются реферат, аннотация, конспект, тезисы. Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

Аннотация– краткая характеристика печатного издания, включающая сведения о содержании, его назначении. В ней отражается то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

Виды аннотаций по содержанию и целевому назначению подразделяются на справочные и рекомендательные.

Справочные аннотации (описательные или информационные) характеризует тематику издания, сообщают какие либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.

Рекомендательные – характеризует книгу (статью) и дают оценку ее пригодности для определенной категории читателей, с учетом уровня подготовки и других особенностей.

Виды аннотаций по полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначения подразделяются на общие и специализированные.

Общие аннотации характеризует книгу (статью) в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Они позволяют в первом приближении представить себе содержание книги, понять окажется ли она полезной для углубления знаний в интересующей области.

Специализированные аннотации представляют лишь определенную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов.

Аннотации могут быть обзорными, или групповыми. Она содержит обобщенную характеристику двух или более документов, близких по теме.

Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.

Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия) конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным.

По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:конспект-план, конспект-схема, текстуальный конспект.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

Этап 1. Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.

Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.

Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.

Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).

Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:

• Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

• Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

• Составить план - основу конспекта.

• Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

• Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

• Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

• Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

• Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Реферат – это сжатое изложение основной информации на основе ее смысловой переработки.

По цели (назначению) рефераты могут быть: библиографические, для научно – популярных журналов, учебные.

Библиографические по полноте изложения содержания подразделяются на информативные и индикативные.

Информативные рефераты содержат в обобщенном виде все основные положения первичного документа.

Индикативные содержат лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа.

Текст реферата состоит, по существу, из ключевых слов и словосочетаний и потому может быть использован читателем только для того, чтобы понять, нужно ли ему обращаться к первоисточнику.

При написании магистерских работ особенно важны информативные рефераты. Их можно прочесть в информативных журналах.

Реферативный журнал – это периодическое издание, в котором публикуются главным образом рефераты, ориетирующие читателя в текущей и ретроспективной информации по актуальным теоретическим и практическим проблемам в определенной области знаний. Как правило, он состоит из библиографического описания документа (фамилия, инициалы автора, название произведения, место издания, количество страниц), ключевых слов, собственно реферативной части, адреса (кому предназначена информация) и фамилии автора реферата.

Реферативные журналы и сборники знакомят читателей с с новейшими публикациями, дают возможность вести ретроспективный поиск по ранее вышедшим номерам, таким образом экономит время в поиске необходимой информации.

Учебные рефераты – изложение основного содержания какого – либо вопроса на основе анализа, обобщения систематизации несколько информационных источников. В отличие от конспекта реферат является новым авторским текстом. Новизна подразумевает новое изложение, систематизацию материала, авторскую позицию при сопоставлении разных точек зрения.

Примерные этапы работы над рефератом

1. Выбор проблемы, его обоснование, формулирование темы .

2. Отбор основных источников по теме.

3. Составление библиографии.

4. Конспектирование или тезирование необходимого материала.

5. Систематизация зафиксированной и отобранной информации.

6. Определение основных понятий.

7. Разработка логики исследования, составление плана.

8. Реализация плана, написание реферата.

9. Самоанализ, предполагающий новизну текста, степень раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников.

10.Проверка правильности оформления списка литературы.

11.Редакторская правка.

13. Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики.

Рецензия.

Рецензия – статья, раскрывающая содержание рецензируемого документа (книги, статьи, научной работы) и дающее мотивированную критическую оценку, как отдельным его положениям, так и рецензируемому документу в целом. Рецензия, в отличие от конспекта и тезисов, представляет связное изложение авторского материала. Основные функции рецензии – информирующая и оценочная.

Объект анализа – книга, статья в журнале, дипломный проект, диссертация и т. д. – принято называть: работа автора, рецензируемая работа и т.д.

Требования к выполнению. В зависимости от значимости рецензируемого произведения, его объема рецензия может быть сравнительно небольшой или пространной.

Логика изложения материала рецензии должна соответствовать типовому плану ее написания:

1.Объект анализа;

2. Актуальность темы;

3. Краткое содержание;

4. Формулировка основного тезиса;

5. Общая оценка;

6. Недостатки, недочеты;

7. Выводы.

Объектом анализа могут быть:

- полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы;

- новизна и актуальность поставленных проблем;

- позиция, с которой автор рассматривает проблемы;

характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;

- убедительность выводов.

Оценочные выводы должны быть мотивированы и сформулированы либо по ходу рассуждений, либо как завершение анализа.

Для написания рецензий используют следующие речевые стандарты :

Актуальностьтемы раскрывают с помощью словосочетаний: «Работа посвящена актуальной теме…», «Актуальность темы обусловлена…» и т.д.

Краткоесодержаниевключает в себя перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, источников, упомянутых в библиографии, и т.д. Например:

«В начале работы (статьи, монографии и т.д.) автор указывает, что…»;

«Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме…»;

«Рассматривает вопрос о…»;

«…доказывает, что…»;

«…приходит к выводу о том…»;

Основной тезис формулируется с использованием следующих, например, выражений:

«Центральным вопросом работы является вопрос о…»;

«В статье на первый план выдвигается вопрос о…»;

Положительная оценкаанализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений:

«Безусловным (очевидным) достоинством является актуальность поднятых в ней проблем…»;

«Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория…»;

«…представлены разные точки зрения по вопросу…»;

«…дается глубокий анализ…»;

«Работа отличается высокой информативностью…»;

«…богатым фактическим материалом…»;

«…нестандартным подходом к анализу поднятых проблем…»;

«Автор справедливо отмечает…»;

«…убедительно показывает…»;

«…аргументировано обосновывает…»;

«…детально анализирует…»;

«Автор прав, утверждая, что…».

Отрицательнаяоценка:

«Сомнение вызывает целесообразность (продуктивность) такого подхода…»

«К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов автора…»;

«Автору не удалось показать…».

Выводы:

«В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»;

«Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное значение…».

Наши рекомендации