Социальная ответственность бизнеса. Противоречивость социально-экономической природы предпринимательства.


Социальная ответственность бизнеса — ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, неявно определенных или неопределенных законодательством (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и т. д.), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. Ответственность наступает в результате игнорирования или недостаточного внимания субъектов бизнеса к требованиям и запросам общества и проявляется в замедлении воспроизводства трудовых ресурсов на территориях, являющихся ресурсной базой для данного вида бизнеса.

В условиях постоянно изменяющейся внешней среды предприниматели вынуждены были сформировать новые принципы и ценности в области взаимодействия с потребителями. Это привело к трем основным концепциям социальной ответственности бизнеса:

· Корпоративный альтруизм. Согласно данной концепции, корпорации являются важнейшим общественным институтом. Своей деятельностью они оказывают влияние не только на конкурирующие с ними по сфере деятельности компании, но и на общество в целом. Это означает, что корпорации несут равновеликую с правительственным аппаратом ответственность за благосостояние людей.

· Разумный эгоизм. Этот теория сводится к тому, что каждая компания в первую очередь заинтересована в получении собственной выгоды. Не одна из форм бизнеса не имеет законодательной власти, чтобы влиять на благосостояние людей и решать социальные проблемы государства. Однако, прозрачное ведение предпринимательской деятельности, честная выплата налогов и забота о персонале являются опосредованной помощью со стороны предпринимателей, которые пополняют государственную казну.

· Корпоративный эгоизм. Каждая теория всегда имеет своих сторонников и противников. Если две предыдущие концепции были направлены на поддержание принципов социальной ответственности со стороны корпоративных структур, то эта является противоборствующим элементом в цепочке развития бизнеса.

Определяющим признаком существования предприятия как субъекта хозяйствования является его экономическая обособленность. Напротив, для переходной экономики России характерна размытость границ предприятия. Во-первых, макроэкономическая нестабильность и хозяйственная неопределенность, неравенство конкурентных условий при наличии тесной технологической зависимости между предприятиями вынуждали последних к установлению и укреплению нерыночных связей между ними в целях стабилизации и защиты от внешних рисков. Во-вторых, отмеченные выше разнонапряженность бюджетных ограничений, распространенность доверительно-личностных отношений среди руководства предприятий, размытость прав собственности способствовали тому, что между предприятиями устанавливались такие отношения, характер которых больше соответствовал принципам внутрифирменного управления, нежели рыночного взаимодействия.

Если в рыночной экономике незыблемым принципом функционирования является полная хозяйственная самостоятельность и ответственность предприятий, то для предприятий переходного типа характерна в ряде случаев имитация хозяйственной самостоятельности. Свидетельством тому служат два характерных для переходной экономики России обстоятельства. Во-первых, ограниченная возможность реализации прав частной собственности, на что указывают массовые неплатежи между предприятиями, подчеркивающие тем самым формальный характер экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов. Во-вторых, размытость границ между частной и государственной собственностью, поскольку государство, применяя в качестве инструмента преодоления неплатежей не механизм банкротства, а взаимозачеты, фактически возлагает на себя ответственность по обязательствам предприятий.

Важнейшим условием эффективного функционирования предприятия является четкость определения прав собственности. Специфической особенностью природы отечественных предприятий является как раз несовпадение правового и реального распределения прав собственности. Распыление собственности, отсутствие механизмов реализации прав собственников, а также ограниченные возможности влияния инвесторов (из-за неразвитости фондового рынка) на руководство предприятия ограничивают контроль формальных владельцев за деятельностью администрации, что ведет к усилению экономического оппортунизма со стороны руководства предприятия, которое фактически присваивает права собственника.

Противоречивость экономической природы предприятия отражается в модификации хозяйственного поведения.

Наши рекомендации