Рассмотрение теории конкуренции на этапе зарождения первых научных представлений (Ксенофонт, Платон, Аристотель, и др)

Рассмотрение теории конкуренции на этапе зарождения первых научных представлений (Ксенофонт, Платон, Аристотель, и др)

От периода зарождения первых научных представлений о конкуренции, её роли и значении в развитии общества до становления теории конкуренции прошел достаточно длительный исторический период. Уже древнегреческие исследователи отмечают две формы состязательных отношений: во-первых, между работниками (рабами) и, во-вторых, между рабовладельцами, сравнивающими результаты друг друга в наращивании богатства.
Две формы состязательных отношений: во-первых, между работниками (рабами) и, во-вторых, между рабовладельцами, сравнивающими результаты друг друга в наращивании богатства.
Ксенофонт утверждал, что наука должна учить рабовладельца умело организовывать свое хозяйство в целях увеличения производства полезных вещей. Чтобы заставить рабов работать с большей производительностью, он призывает применять моральные и материальные поощрения, тем самым вознаграждая стремление к соревновательному процессу. Что же касается конкурентных отношений между рабовладельцами, то Ксенофонт подразумевает: «денег никто не имеет столько, чтобы не желать иметь их еще больше, а если у кого-нибудь они оказались в избытке, то он, закатывая излишек, получает не меньше удовольствия, чем если бы он им пользовался».
Платон и Аристотель считали недостойным для граждан своего государства стремиться к прибыли путем накопления денежных сокровищ. А поскольку у большинства людей желания неумеренны, ученые предлагали регулировать цену сверху, чтобы она имела «разумную основу для обеспечения «умеренной» прибыли». Такой призыв к торможению конкурентных отношений среди рабовладельцев объясняется боязнью обострения классовой борьбы, восстания рабов. Поддержана идея Ксенофонта о стимулировании трудового соревнования поощрением его участников.
В период средневековья ученые продолжают исходить из незыблемости внеэкономического принуждения крепостных крестьян феодалами. Фома Аквинский считал, что функция управления – удел лишь немногих избранных, она не только почетна, но и требует знаний (разделение функций феодала и крепостного является из божественного произвола, позволительно продавать что-нибудь дороже, чем вещь стоит сама по себе, хотя она не должна продаваться дороже, чем стоит владельцу). Таким образом, Фома Аквинский выступает за предоставление достаточного простора для развития соревнования собственников ради увеличения прибыли, богатства. Эта соревновательная тенденция основывалась на эксплуатации крепостного крестьянина, ограничивая тем самым возможности последнего для трудовой состязательности с себе подобными.

Ермолай Еразм выступал за ограничение феодальной эксплуатации крестьян, отмену денежного оброка. Такая позиция могла способствовать ограничению правовыми методами состязательности феодалов по увеличению богатства и предоставлению некоторых возможностей для трудовой состязательности среди крестьян.

Уровни конкурентоспособности и их характеристики

конкурентоспособность – это многоликая экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях (рисунок 4.2):

· I уровень – конкурентоспособность продукции;

· II уровень – конкурентоспособность предприятия;

· III уровень – конкурентоспособность региона (отрасли);

· IV уровень – конкурентоспособность страны.

Рассмотрение теории конкуренции на этапе зарождения первых научных представлений (Ксенофонт, Платон, Аристотель, и др) - student2.ru

Модель 5 конкурентных сил

Рассмотрение теории конкуренции на этапе зарождения первых научных представлений (Ксенофонт, Платон, Аристотель, и др) - student2.ru

(Новые конкуренты привносят на рынок новые производственные мощности, чтобы войти на рынок, занять свою долю рынка и получить доступ к существенным ресурсам. При оценке угрозы появления новых конкурентов необходимо руководствоваться понятием “барьер входа в отрасль”, высоту которого следует учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли (для них чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить выход в новую отрасль для них чем он ниже, тем лучше). Высота барьера определяется следующими факторами:

1. Экономикой масштабов. Обычно организации, впервые появившиеся на рынке, начинают деятельность по сбыту нового продукта в масштабах существенно меньших, нежели его традиционные производители. Поэтому их производственно-сбытовые издержки выше, что обусловливает при примерном равенстве рыночных цен получение меньшей прибыли, а может быть и убытки. Готова ли организация, ради освоения нового бизнеса, пойти на это?

2. Привычностью марки товара. Потребители конкретных товаров ориентированы на приобретение товаров определенных марок. Новым производителям необходимо свою марку сделать популярной среди новых потребителей. Зачастую это очень сложная задача.

3. Фиксированными затратами, связанными с входом в новую отрасль (следование новым стандартам, требованиям дизайна и др.)

4. Затратами на новые основные фонды, которые во многих случаях требуется создавать для выпуска нового продукта.

5. Доступом к системе товародвижения.

Традиционные производители данной отрасли могут создать барьеры для новых производителей на пути их проникновения в функционирующие сбытовые сети.

6. Доступом к отраслевой системе снабжения. В данной области существуют те же барьеры, что и в случае с системой товародвижения.

7. Отсутствием опыта производства данного вида продукта, вследствие чего себестоимость продукта в общем случае выше, чем у традиционных производителей данной отрасли.

8. Возможными ответными действиями предприятий отрасли, направленными на защиту своих интересов. Например, отказ в продаже необходимых патентов, лоббирование в правительстве и местных структурах власти своих интересов, в результате чего традиционные производители могут иметь налоговые и другие льготы, а доступ на рынок новых товаропроизводителей будет затруднен.

Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе совершенно новых принципов. Например, в шестидесятые годы нашего века химическая промышленность начала выпуск высокопрочных дешевых пластмасс, которые стали вытеснять металл из машиностроения, строительства и др.

Сила позиции поставщиков во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли.

Если это рынок поставщиков, когда они диктуют свои условия предприятиям отрасли, то последние находятся в менее выигрышной позиции, по сравнению со случаем, когда они доминируют на рынке (рынок потребителей). Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами.

1. Разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и предоставляемых услуг.

2. Наличием возможности смены поставщиков.

3. Величиной затрат переключения потребителей на использование продукции других поставщиков, обусловленных необходимостью использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другие вопросы.

Сила позиции покупателей. Она как и в предыдущем случае во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции. Имеются в виду рынки производителя и покупателя, соответственно. Сила позиции покупателей определяется в первую очередь следующими факторами.

1. Возможностью переключиться на использование других продуктов.

2. Затратами, связанными с этим переключением.

3. Объемом закупаемых продуктов.

Рассмотренные группы факторов определяют привлекательность отрасли и целесообразность вести в ней бизнес. Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень прибыльности организаций данной отрасли. Исследования, проведенные в указанных направлениях, дадут фирме возможность определить конкурентный “климат”, интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов.

Типология конкурентов

Конкуренция — это соперничество между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Конкуренция — самый эффективный метод экономического контроля, так как стоит обществу минимальных затрат.

Конкурентоспособность организации — возможность осуществления эффективной хозяйственной деятельности и прибыльной ее реализации в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность как явление представляет собой совокупность качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности.

В качестве примера на рис. 1. дана графическая модель сопоставления показателей конкурентоспособности двух организаций по восьми параметрам.

Рассмотрение теории конкуренции на этапе зарождения первых научных представлений (Ксенофонт, Платон, Аристотель, и др) - student2.ru
Рис. 1. Ориентация конкурентоспособности

Сочетание различных товаров на рынке и различных по направленности потребителей позволяет говорить о некоторых типах конкурентов, основные из которых приведены в табл. 1.

Для проведения анализа конкурентов необходимо определить всех реальных и потенциальных конкурентов и рассмотреть их с точки зрения возможных стратегий; текущего положения; финансовых возможностей; предпринимательской философии и культуры, а также целей.

Исследование осуществляется в три этапа, которые предполагают:

· выявление действующих и потенциальных конкурентов;

· анализ показателей, целей и стратегии конкурентов;

· определение сильных и слабых сторон конкурентов.

По классификации П. Дойля группы прямых конкурентов, использующих стратегию лидерства по издержкам, стремятся завоевать рынок с помощью низких цен за счет минимизации всех видов издержек производства и реализации продукции. Усилия группы дифференцирования направлены на удовлетворение в наибольшей степени запросов потребителей по основным параметрам продукции.

Таблица 1. Типы конкурентов
Рассмотрение теории конкуренции на этапе зарождения первых научных представлений (Ксенофонт, Платон, Аристотель, и др) - student2.ru

Как мы увидим далее, прямые конкуренты могут образовывать различные группы (рис. 2).

Группа фокусирования концентрирует свои усилия не на рынке в целом, а на его сегментах, где конкуренты стремятся завоевать покупателей двух первых групп. Однако косвенные конкуренты с их товарами-заменителями или сходными услугами часто представляют для организации не меньшую опасность. Кроме того, со временем конкуренты приобретают знания и опыт, позволяющие им перейти в стратегическую группу, занимаемую организацией, и стать прямыми конкурентами.

Рассмотрение теории конкуренции на этапе зарождения первых научных представлений (Ксенофонт, Платон, Аристотель, и др) - student2.ru
Рис. 2. Стратегические группы прямых конкурентов: А,Б,В,Г,Д,Е — конкуренты

Выявление конкурентов проводится на основе одного из подходов.

Первый подход связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами, второй — ориентируется на классификацию конкурентов в соответствии с типами рыночной стратегии, применяемой ими.

При первом подходе конкурирующие фирмы группируются в соответствии с типом потребностей, которые удовлетворяет их продукция. Во втором случае конкуренты классифицируются в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности.

Методы портфельного анализа

Для проведения портфельного анализа предприятие описывается как портфель, состоящий из определенных бизнес-единиц и товарных линий, т.е. как их совокупность (по аналогии с портфелем ценных бумаг). При этом «портфель» должен быть пропорциональным, т.е. представлять собой такое сочетание стратегических бизнес-единиц, зарабатывающих и тратящих финансовые средства, при котором постоянно обеспечивается хорошая ликвидность предприятия.

Стадия жизнен-ного цикла Ведущая Сильная Заметная Прочная Слабая  
            Рождение  
            Рост  
            Зрелость  
            Старение  

Бизнес-единица – обычно сочетание продукт-рынок, которое в рамках планирования деятельности предприятия и маркетингового планирования рассматривается отдельно. Бизнес-единицы должны давать возможность охватить все решения, шансы и риски, связанные с определенным «бизнесом», это могут быть и целые направления деятельности. В идеальном случае каждая бизнес-единица имеет собственную рыночную цель, является самостоятельной и вносит свой вклад в общий потенциал предприятия.
Метод портфельного анализа состоит в том, что определить шансы и риски для определенного продукта, товарной линии или всей бизнес-единицы с помощью системы определенных критериев. Если сгруппировать эти критерии в две основные группы (или размерности), то можно построить 2хразмерную матрицу и поместить в нее бизнес-единицы предприятия. При этом на одной из осей матрицы обычно обозначают величину, на которую предприятие может повлиять, например, доля рынка, относительное конкурентное преимущество, на другой же – факторы, на которые предприятие прямо повлиять не может, факторы, ориентированные на рынок, например, объем рынка, фаза жизненного цикла, рост рынка.

Таким образом, сначала выбираются важные для предприятия критерии, а затем бизнес-единицы предприятия оцениваются с точки зрения этих критериев и размещаются в матрице.

В основеподхода к портфельномуанализуконсалтинговойфирмыАртур Д. Литтл (ADL – аббревиатураназванияфирмыArtur D. Little) лежитконцепцияжизненногоциклаотраслиилибизнес-единицы( LC - сокращениеот Life Cycle – жизненныйцикл), в соответствии с которойкаждаяотрасль и отдельновзятыйвидбизнесалюбойкорпорацииможетнаходитьсянаоднойизчетырехстадийжизненногоцикла: рождение, рост (развитие), зрелость и старение (спад) (рис. 3).

Рис. 3. Матрицажизненногоцикла ADL/LC

Помимопоследовательныхсменстадийжизненногоциклаотраслиможетменяться и конкурентноеположениеоднихвидовбизнесаотносительнодругих.Видбизнеса (СЕБ) можетзаниматьоднуиз 5 конкурентныхпозиций: ведущую (доминирующую), сильную, заметную (благоприятную), прочнуюилислабую, выделяютещеоднупозицию – нежизнеспособную, которая, однакочащевсегонерассматривается.

Такимобразом, матрица ADL/LC имеетразмерность 5х4.В нейвсеотдельные СЕБ диверсифицированнойкомпаниирасположены в однойиз 20 ячеек – согласнопятизначениямконкурентнойпозиции и четыремстадиямжизненногоцикла.

Таблицы 1 и 2 содержатподробныехарактеристикистадийжизненногоциклаотрасли и конкурентныхпозиций СЕБ.

Четыре стадии матрицы БКГ

Выход на рынок

1. Выход на рынок (товар- "проблема"). Этот товар называют также «Трудные дети», «Вопросительные знаки», «Дикие кошки», «Темные лошадки». Характерная особенность – низкая доля на быстро растущем рынке. Это слабая позиция, которая требует больших вложений и не дает ощутимых прибылей. В этой ситуации нужно либо делать серьезные инвестиции в бизнес, либо продавать его, либо ничего не инвестировать и получить возможную остаточную прибыль. Но нужно помнить, что при определенных условиях и грамотных инвестициях товары этой группы могут стать «Звездами».

Рост

2. Рост (товар-"Звезда") Это лидеры на быстро растущем рынке. Они дают высокую прибыль, но для поддержания лидирующих позиций им необходимы инвестиции. При стабилизации рынка они могут перейти в категорию «Дойных коров».

Зрелость

3. Зрелость (товар - "Дойная корова"). Этот товар называют еще «Денежные мешки». Как правило, это вчерашние «Звезды», которые составляют основной актив компании. Продукты отличаются высокой рыночной долей на рынках и невысокими темпами развития. Прибыль от «Дойных коров» больше, чем инвестиции. Средства от продаж «Дойных коров» целесообразно направлять на развитие «Трудных детей» и на поддержку «Звезд».

Спад

4. Спад (товар-"собака"). Этот товар называют также «Хромые утки», «Мертвый груз». Для товара характерен низкий темп роста и небольшая доля рынка. Обычно товары убыточны и нуждаются в дополнительных инвестициях для сохранения занятых позиций. «Собаки» поддерживаются крупными фирмами, если они связаны с их непосредственной деятельностью. Если же такой необходимости нет, то от них лучше избавляться или минимизировать их присутствие в ассортиментной политике компании.

Этап роста

Стратегии направлены на сохранение и использование конкурентных преимуществ, полученных на предыдущей стадии. Целью в отношении товара является сохранение его качества, но при обострении конкуренции может потребоваться добавление новых свойств, улучшение упаковки или совершенствование сервиса. Цель стратегии распределения упрочение отношений с торговцами путем предоставления торговых скидок, компенсаций за проведение рекламы и др. В то же время компания пытается изыскать дополнительные каналы сбыта в районах, где объем продаж недостаточен.

Этап зрелости

Могут быть, например, такие варианты стратегий :

o расширение рынка,

o модификация товара,

o перепозиционирование продукта.

Расширение рынка может означать поиск новых покупателей или новых применений товара.

Компания, прибегающая к стратегии модификации товара пытается изменить такие свойства товара, как качество, технические характеристики или стиль, чтобы привлечь новых потребителей.

Перепозиционирование марки предполагает возможность привлечь к ней новые сегменты рынка, что может потребовать модификации марки, но это не обязательно

Стадия упадка

В этом отношении очень наглядным является выбор стратегии методом компании BostonConsultingGroup, которая классифицирует все продукты согласно матрице рост/доля рынка. Вертикальная ось, темпы рынка, определяет меру привлекательности рынка. Горизонтальная ось, относительная доля на рынке, определяет прочность положения продукта на рынке. При делении матрицы рост/доля рынка на секторы можно выделить четыре типа продуктов.

Стратегия сокращения маркетинговых расходов почти до нуля и продолжение продаж марки по инерции, полагаясь на покупки приверженных покупателей.

Стратегия возрождения марки означает возвращение к жизни популярной марки, с которой «снимали урожай» или которую перестали производить.

Рассмотрение теории конкуренции на этапе зарождения первых научных представлений (Ксенофонт, Платон, Аристотель, и др)

От периода зарождения первых научных представлений о конкуренции, её роли и значении в развитии общества до становления теории конкуренции прошел достаточно длительный исторический период. Уже древнегреческие исследователи отмечают две формы состязательных отношений: во-первых, между работниками (рабами) и, во-вторых, между рабовладельцами, сравнивающими результаты друг друга в наращивании богатства.
Две формы состязательных отношений: во-первых, между работниками (рабами) и, во-вторых, между рабовладельцами, сравнивающими результаты друг друга в наращивании богатства.
Ксенофонт утверждал, что наука должна учить рабовладельца умело организовывать свое хозяйство в целях увеличения производства полезных вещей. Чтобы заставить рабов работать с большей производительностью, он призывает применять моральные и материальные поощрения, тем самым вознаграждая стремление к соревновательному процессу. Что же касается конкурентных отношений между рабовладельцами, то Ксенофонт подразумевает: «денег никто не имеет столько, чтобы не желать иметь их еще больше, а если у кого-нибудь они оказались в избытке, то он, закатывая излишек, получает не меньше удовольствия, чем если бы он им пользовался».
Платон и Аристотель считали недостойным для граждан своего государства стремиться к прибыли путем накопления денежных сокровищ. А поскольку у большинства людей желания неумеренны, ученые предлагали регулировать цену сверху, чтобы она имела «разумную основу для обеспечения «умеренной» прибыли». Такой призыв к торможению конкурентных отношений среди рабовладельцев объясняется боязнью обострения классовой борьбы, восстания рабов. Поддержана идея Ксенофонта о стимулировании трудового соревнования поощрением его участников.
В период средневековья ученые продолжают исходить из незыблемости внеэкономического принуждения крепостных крестьян феодалами. Фома Аквинский считал, что функция управления – удел лишь немногих избранных, она не только почетна, но и требует знаний (разделение функций феодала и крепостного является из божественного произвола, позволительно продавать что-нибудь дороже, чем вещь стоит сама по себе, хотя она не должна продаваться дороже, чем стоит владельцу). Таким образом, Фома Аквинский выступает за предоставление достаточного простора для развития соревнования собственников ради увеличения прибыли, богатства. Эта соревновательная тенденция основывалась на эксплуатации крепостного крестьянина, ограничивая тем самым возможности последнего для трудовой состязательности с себе подобными.

Ермолай Еразм выступал за ограничение феодальной эксплуатации крестьян, отмену денежного оброка. Такая позиция могла способствовать ограничению правовыми методами состязательности феодалов по увеличению богатства и предоставлению некоторых возможностей для трудовой состязательности среди крестьян.

Наши рекомендации