Речевой этикет в деловом общении секретаря
Секретарь находится в постоянном общении: с руководителем, сослуживцами, посетителями офиса) и опосредованном (телефон, факс, электронная почта).
Главное в речевом этикете - это умение слушать других людей. Умение слушать - важнейшее условие любого общения, тем более оно важно для секретаря. В процессе общения следует помнить о том, кто ваш собеседник, и свое поведение соотносить с его характеристиками. Воспитанный секретарь не допускает в своей речи жаргонные выражения, используемый не к месту профессиональный сленг, заимствования из иностранных языков.
Секретарь, как и любой другой работник, должен владеть культурой речи, которая определяется объемом активного словаря, дикцией, а также владением речью.
Говорить следует правильно, т. е. в соответствии с нормами литературного языка. Не говорить слишком громко или быстро. Речь должна быть точной и выразительной, понятной для слушателей (или посетителей).
Беседа в работе секретаря
Умение бесконфликтно и продуктивно вести беседу - необходимое качество для того, кто хочет добиться успеха в жизни, показатель общей культуры. Секретарю приходится вести беседу с людьми, отличающимися по возрасту, положению в обществе, типу нервной системы.
Прежде чем вступить в беседу, необходимо выбрать правильную модель поведения: отстаивать свое мнение спокойно, не теряя самообладания и благожелательного отношения к собеседнику; поддерживать тон беседы нейтральным; не употреблять слишком сухих формулировок, высокомерных фраз, пользоваться домыслами, слухами, конфиденциальными данными; уметь задавать вопросы собеседнику и слушать его; постараться понять собеседника; говорить кратко; больше слушать, чем говорить.
Подарки в деловом общении
Подарок - это знак гостеприимства и желания укреплять и развивает партнерство.
Считается хорошим тоном, когда организация имеет сувениры с фирменной символикой. Предприятие имеет специальный подарочный фонд, который постоянно пополняется. Такой рекламно-сувенирной продукцией для выставок или рекламных акций по продвижению товаров занимается рекламный отдел, и секретарь к ним отношения не имеет. Но если возникает необходимость подарить к юбилею празднику или ко дню рождения, тут необходимо участие секретаря. Сотрудники секретариата, учитывая, что ситуации с вручением подарков могут возникать регулярно, имеют запас фирменной бумаги, ленты, скотч, пакеты. Уже для первой встречи с иностранными или иногородними партнерами в офисе секретарь готовит сувениры (календари, книги о городе, где находится фирма, красивые фирменные папки с вложенными буклетами и блокнотами, национальные сувениры). В любом случае секретарь обязан подготовить руководителю ответный подарок для партнера.
Секретарю разрешается подготовить индивидуальный подарок начальнику, причем стоимость подарка не должна выходить за пределы допустимого приличиями интервала цен. Важным моментом в обмене подарками является принцип взаимности.
В деловом мире принято обмениваться подарками равной ценности, поэтому они не должны быть дорогими или, наоборот. Для придания весомости подарку их украшают гравировкой или монограммой эмблемы предприятия либо инициалов того, кому предназначается подарок. Серьезным нарушением этикета считается повторение подарка (кроме спиртных напитков). Чтобы этого не произошло, секретарь ведет «дневник подарков», в котором отмечать, какой подарок был сделан конкретному человеку. Руководитель организации, коллеги по работе могут вручать деньги юбиляру, новоселу, молодоженам. Деньги вручаются в конверте вместе с поздравительной открыткой.
Цветы не являются обязательным дополнением к подарку для женщины. Очень часто они могут выступать в роли самостоятельного подарка. Цветы в горшке (как будущее украшение дома или офиса) - экзотическое растение можно подарить и начальнику, тем более что именно секретарь будет за ним ухаживать. В деловых контактах в отличие от бытовой ситуации подарки разворачивать не требуется.
Требования к внешнему облику секретаря
Слово «имидж», кроме буквального перевода («образ», «публичное лицо»), имеет более развернутое определение - это и внешность, и поведение, стиль жизни и работы, отношения с руководителем, сослуживцами и посетителями. Благоприятный внешний облик и вкус в одежде являются немаловажной предпосылкой успешной Дея-тельности. Для имиджа секретаря важно: манеры, культура речи, одежда, интерьер офиса. Работая над формированием своего имиджа, целесообразно взглянуть на себя критически, оценить достоинства и недостатки своей внешности.
Секретарь руководителя - первый сотрудник организации, с которым общается посетитель. Поэтому от того, какое впечатление производит секретарь, в немалой степени зависит отношение посетителей, клиентов к предприятию в целом.
Секретарь целый день находится на виду. Безусловно, ее одежда должна быть красивой и удобной, прежде всего потому, что только хорошо одетая женщина чувствует себя уверенно и комфортно.
Деловой стиль - это стиль подтянутый, не спорящий с модой, но и не идущий на ее острие. Следует стремиться в деловом стиле, - общее впечатление опрятности, аккуратности и некоторой педантичности в одежде. Деловую одежду отличает классический покрой и многофункциональность. В служебной сфере секретари следуют традициям и официальному стилю предприятия.
Для секретаря, как и для любой деловой женщины, обязательным является макияж, причем неброский: неярко накрашенные губы, ресницы, немного румян, маникюр. Лак для ногтей желательно подбирать в тон губной помады, он не должен быть кричащим. Модные в последние годы украшения для ногтей не годятся для рабочей обстановки, так как отвлекают внимание собеседника.
По правилам делового этикета не рекомендуется два дня подряд приходить в одном и том же на работу. Деловой этикет не вмешивается в выбор прически, не регулирует длину для волос. Главное, чтобы прическа была строгой и элегантной.Не следует проводить эксперименты с покраской волос в различные цвета. Ярко окрашенные волосы снижают деловой авторитет женщины.
Для сотрудников секретариата, носящих очки, оправа должна быть средних размеров, пластмассовая или металлическая. На работе нужно очень осторожно пользоваться духами или не пользоваться ими вообще. Всегда при себе должны быть ручка и карандаш хорошего качества. В настоящее время почти все фирмы имеют ручки со своим логотипом, поэтому для демонстрации лояльности фирме секретарю лучше пользоваться именно такими ручками.
Этические требования к секретарю
Деловой этикет предъявляет к секретарю ряд требований. К основным этическим требованиям, касающимся секретаря, относятся вежливость, тактичность, точность и обязательность. В деловом мире вежливо рассматривается как экономическая категория
Одной из обязательных характеристик секретаря должна быть скромность. Высокопрофессиональный секретарь понимает, что он не должен завышать своей роли в организации, что он всегда - только помощник, посредник между руководителем и сотрудниками, руководителем и представителями других организаций. Чувство такта призывает ограничивать меру своих эмоций, настроений, переживаний, степень откровенности. В повседневной практике секретаря постоянно возникают обстоятельства, в которых ему необходимо быть дипломатом, проявлять такт в отношениях с сотрудниками и посетителями.
Секретарь должен быть всегда «в форме»: тщательно и продуманно одет, опрятен, готов быстро и квалифицированно выполнить данные ему поручения, уметь спокойно, без растерянности, резкости, суеты и с достоинством решать вопросы в рамках своей компетенции. И в то же время ему необходимо чувствовать «нюансы» дела, что позволяет свободно выходить из трудных ситуаций. Секретарь всегда на виду и в курсе многих дел. Следует уметь держать себя в деловой и неформальной обстановке. Однако служебный этикет требует, чтобы каждый участник деловых отношений независимо от своих симпатий и антипатий доброжелательно и предупредительно относился к руководителю, своим сотрудникам, партнерам и клиентам, не выплескивая в служебной обстановке свое плохое настроение.