Роль и значение мотивации персонала
Мотивационные факторы и методы стимулирования в нашей стране имеют собственную отдельную историю. Эксперименты по данной теме начали проводиться еще во времена СССР, и постепенно, начали приносить определенные результаты. Очень быстро полученный опыт был растиражирован по всей стране и стал применяться на многих предприятия.
Советские ученые и исследователи не только проводили собственные опыты, опросы и технические эксперименты, но и изучали появляющиеся работы западных коллег. В частности, популярностью пользовались работы таких исследователей, как А. Маслоу, Г. Герцберг, Э. Мак-Грегор. В начале 80-х годов особое значение стали уделять анализу системы человеческих отношений исследованию различных человеческих факторов. В качестве примера, часто приводился опыт «Дженерал Моторс», IBM, японских «кружков качества».
В современной промышленной сфере, социология труда очень быстро потеряла свою популярность и перестала применяться на предприятиях. Причиной этого стали существенные изменения в данной сфере и в экономической ситуации в целом.
Практически все предприятия: государственные, частные, корпорации, которые на практике поняли, что без мотивационной составляющей в сфере управления персоналом, невозможно достичь успеха и получить запланированную прибыль. Именно эта причина побудила предприятия заняться изучением новых форм мотивации, приспособленных к современным видам деятельности. За основу были приняты мотивационные аспекты, которые уже давно приобрели популярность в странах Западной Европы и США.
Роль личности сотрудника, после перехода к рыночным отношениям существенно возросла. Текущая ситуация может дать больший результат в работе компании, поскольку работоспособность и возможности каждого работника индивидуальны. В то же время такой подход несет в себе и дополнительную опасность, в том плане, что личность человека не всегда достаточно устойчива в своем существовании и при избыточной нагрузке, сотрудник может потерять всяческих интерес к выполнению той или иной работы.
Чтобы воздействовать на персонал в достаточной мере, с соблюдением полной безопасности для человека, необходимо разработать новую мотивационную методику, которая будет включать в себя следующие пункты:
1. Разработка теоретических основ и создание философии новой методики.
2. Создание новых служб управления кадрами.
3. Внедрение новой методики на предприятии.
4. Разработка нормативов, социальных ценностей, которые могут мотивировать поступки отдельного сотрудника.
Философия управления персоналом представляет собой совокупность образов поведения разных сотрудников одного предприятия по отношению к целям деятельности компании. Иными словами, чтобы человек качественно выполнял свою работу, он должен быть мотивирован в достаточно мере.
Процесс мотивации в управлении кадровым составом, прежде всего, рассматривается как этап активизации мотивов сотрудников, который включает в себя создание внешних стимулов, направленных на побуждение человека к плодотворному, эффективному труду. В связи с этим стоит упомянуть об использовании таких терминов, как стимулирование и мотивирование. Целью мотивации является формирование ряда условий, которые становятся для человека стимулом к выполнению определенных действий для достижения поставленной цели.
В сравнении с прошлым, мотивационная структура претерпела существенное изменение. Длительное время считалось, что наиболее значимым стимулом для сотрудника является материальное вознаграждение за труд. Вместе с тем, эксперименты Мэйо в Хоторне обнаружили, что помимо этого, существенное влияние оказывают психологические факторы. Сегодня простая система воздействия значительно усложнилась и стала представлять собой совокупность различных видов стимулирования и методов воздействия на человека.
Не сложно представить общий процесс мотивации, если использовать специальные понятия: цели, мотивы, потребности.
Мотив – это стимул, побуждающий человека к действию для достижения определенного результата (цели).
Цель – объект или его состояние, к обладанию которого стремиться человек, выполняю определенные действия.
Потребность – состояние человека, испытывающего потребность в обладании объектом, который требуется для его существования. Потребность, по сути, представляет собой источник активности человека и причину ряда его поступков.
Мотивация представляет собой функцию управления, которая реализуется посредством сложной системы стимулов. Стимулы могут иметь как позитивную, так и негативную нагрузку, в зависимости от конкретной ситуации и качества работы сотрудника. Чтобы создать качественную мотивационную структуру, необходимо подробно изучить коллектив предприятия.
Сегодня, создание эффективной мотивационной системы персонала считается одним из самых сложных и проблемных процессов управленческого менеджмента. К типичным проблемам в компании могут быть отнесены следующие:
§ конфликтная обстановка в коллективе и отсутствие межличностных коммуникаций;
§ «текучесть» кадров»
§ недисциплинированность и халатность сотрудников;
§ низкое качество производимой продукции или оказываемых услуг;
§ иррациональность существующей мотивационной методики и ее низкая эффективность;
§ отсутствие условий для самореализации;
§ конфликт между руководителем и сотрудником;
§ сбои в работе компании;
§ сложности при создании рабочей группы;
§ безынициативность, отсутствие профессионализма и самоудовлетворения со стороны сотрудника;
§ руководитель негативно оценивается сотрудниками;
§ отсутствие качественно оснащенных рабочих мест и возможности прохождения дополнительного обучения, стажировки;
§ неразвитость социально-бытовой и культурной сфер на предприятии;
§ низкий моральный дух и неудовлетворительный микроклимат в коллективе;
§ сложности в управлении персоналом, склонным к устройству карьеры.