АВС - XYZ– анализ закупаемых материалов ГУП «Петербургский метрополитен».

Широко используемая классификация и закупок и запасов исходит из денежной стоимости продукции. В XIXвеке итальянский ученый В.Паретообратил внимание на то, что, независимоот изучаемой страны, основную часть ее богатсва контролирует небольшая часть населения. Это наблюдение привело к появлению кривой Парето, которую часто называют правилом 80-20, а еще чаще кривой АВС – анализом, который приводит к выделению трех классов запасов: А, В и С.[16]

АВС - XYZ– анализ закупаемых материалов ГУП «Петербургский метрополитен». - student2.ru

Рис. 2.2- Кривая Парето

Метод АВС – анализа заключается в делении запасов сырья и материалов на три категории по степени важности в зависимости от их удельной стоимости. Всю номенклатуру закупаемых материально-технических ресурсов распределяют в порядке убывания общей суммы закупок (как правило, за год). Так, к группеАотносят все наименования продукции начиная с первого, общая стоимость закупок по которым составила 75-80% суммарной стоимости годовогообъема закупок. В группу В включают позиции, общая сумма закупок которых составляет 10-15% от общей суммы, соответственно в группу С — номенклатурные позиции, закупки по которым составляют 5-10% от общей суммы закупок за год.

АВС-анализ в системе снабжения используют для определения подходов к планированию потребности в материально-технических ресурсах, выбору поставщиков, управлению запасами.

Как специалист по закупкам может пользоваться подобной классификацией? Целесообразно, чтобы он тратил больше времени на категориюА и В, и меньше всего на категорию С. Так как гарантия поставок и наличия обычно в равной степени важна по всем изделия то, как правило, для управления запасами категории С заказы на них размещают у одного или всего у нескольких поставщиков. Для этого нужно заключать соглашение о закупках «отсутствие запасов» или системные контракты, применяя карты снабжения, используя электронные каталоги и достаточно редко проводя проверку имеющейся продукции. Эти приемы сокращают объем необходимой документации и усилия специалистов (по большей части изделий) и при этом обеспечивают высокий уровень обслуживания.

Изделия категорииАособенно важны для обеспечения финансовых показателей организации, и поэтому их обычно хранят в небольшом количестве, а заказывают и проверяют часто. Изделия категории В располагаются между категориями А и С, их проверяют меньше, чем категорию А. [17]

XYZ – анализ позволяет произвести классификацию ресурсов в зависимости от стабильности их потребления и точности будущегопрогнозирования.С помощью этого метода можноопределить товары, имеющие постоянный спрос, товары, закупка или продажа которых подвержены колебаниям, например, сезонность и, товары, потребность в которых носит случайный характер.

МетодикаXYZ– анализазаключается в расчете каждой товарной позиции коэффициента вариации и колебания расхода. Данный коэффициент показывает отклонение расходаот среднего значения и выражается в процентах.

Формула для расчета коэффициента вариации (рис.2.3):

АВС - XYZ– анализ закупаемых материалов ГУП «Петербургский метрополитен». - student2.ru (рис.2.3)
где АВС - XYZ– анализ закупаемых материалов ГУП «Петербургский метрополитен». - student2.ru — значение параметра пооцениваемому объекту за i-тый период,

АВС - XYZ– анализ закупаемых материалов ГУП «Петербургский метрополитен». - student2.ru — среднее значение параметра пооцениваемому объекту анализа,

АВС - XYZ– анализ закупаемых материалов ГУП «Петербургский метрополитен». - student2.ru — число периодов.

Результатом XYZ– анализа является группировка ресурсов на 3 категории:

Категория X – ресурсы, характеризующиеся стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза (от 5% до 15%).

Категория Y – ресурсы, характеризующиеся известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования (от 15% до 50%).

Категория Z – потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая (50% и выше).

При совмещении результатов АВС-и XYZ-анализаопределяется девять групп товаров: АХ,АY,АZ,ВХ,BY,BZ,СХ,CY,CZ, составляющих так называемую матрицуАВС XYZ. Наоснове данной матрицы может быть осуществлен выбор конкретных решений и разработаны стратегии по работе с номенклатурными позициями.[18]

Преимущества совмещенного подходаАBCXYZ – анализа:

1. Повысить эффективность системы управления товарами

2. Перераспределить усилия персонала в зависимости от их квалификации и имеющегося опыта

3. Выявить ключевые товары и причины, влияющие на количество этих товаров на складе

4. Повысить долю высоко прибыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики

В качестве объектаанализа была выбранаодна номенклатурная группа «Электроинструмент», содержащая 136 товарных единиц, которые были закуплены за год в период с 01.03.2012 по 31.02.2013.

Все данные были взяты из системы SАPERP2005 ГУП «Петербургский метрополитен».

АВС - XYZ– анализ закупаемых материалов ГУП «Петербургский метрополитен». - student2.ru

Рисунок 2.4 -Пример закупки «шуроповертаBОSCH» в системе SАPERP2005

АВС - XYZ– анализ закупаемых материалов ГУП «Петербургский метрополитен». - student2.ru

Рисунок 2.5 - Пример закупки «шуроповертаBОSCH» в системе SАPERP 2005

Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:

Группа товаровА содержит 11 наименований, что составляет около49,45% от общего количества номенклатурных позиций исследуемогоассортиментного ряда.

Группа товаров В включает в себя 35 наименований, что составляет 31,14% от общего количества единиц номенклатуры.

Группа товаров С состоит из 89 наименований, которые обеспечивают самый маленький процент объема закупок.

АВС - XYZ– анализ закупаемых материалов ГУП «Петербургский метрополитен». - student2.ru

Рисунок 2.6 - Итог АВС – анализа закупок «Электроинструмента» в ГУП «Петербургский метрополитен»

По результатам XYZ – анализа можно сделать следующие выводы:

Все товары номенклатурной группы «Электроинструмент» вошли в группу Z. Это связано с тем, чтозакупка данных товаров в ГУП «Петербургский метрополитен» носит непредсказуемый и случайный характер. Для данных товаров характерны закупка по потребности в них, а значит, их нельзя спрогнозировать или заранее спланировать, а также закупить.

В результате АВС-XYZанализабыли выявлены 3 группы АZ, BZ и CZ. Так, группы АZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Потоваром этой группы необходимо пересмотреть систему заказов. Часть товаров необходимо перевести на систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, по другой части товаров необходимообеспечить более частые поставки, выбрать поставщиков, которые ближе расположены к складу и тем самым снизить сумму страхового товарного запаса, повысить периодичность контроля и др.

В группу товаров CZвходят товары спонтанного спроса, новые товары, товары, поставляемые под заказ. Часть этих товаров можно выводить из ассортимента, а другую часть необходимо контролировать, потому что именно из товаров этой группы возникают неликвидные товарные запасы, от которых предприятие несет потери.


Наши рекомендации