Возможные пути изменения законодательства по налогу на имущество организаций
Одной из серьезныхпроблемнаданныймомент является тот факт, что налог на имущество организаций носит статус регионального налога, что не соответствует задаче формирования условий введения налога на недвижимость и делает эту перспективу достаточно неопределенной. Так, определение этого налога к региональным, а налога на имущество физических лиц и земельного налога -- к местным является обструкцией для налогообложения недвижимости как целого единого комплекса. По своему характеру налог на недвижимость должен быть местным налогом,благоприятствующему более рациональному использованию имущества. Из этого следует,что в дальнейшем можно рассмотреть замену регионального налога на имущество организаций, местных налогов на имущество физических лиц и земельного налога единым местным налогом на недвижимость.
Система налогообложения имущества физических и юридических лиц изменилась в конце сентября 2015 года, хотя на самом деле его начали обсуждать еще несколько лет назад.
До недавнего времени для того чтоб рассчитать налог, нужно было брать инвентаризационную стоимость имущества, которая учитывала период его эксплуатации и износ, определяемая службой БТИ. Теперь же власти изменилиеена кадастровую оценку, которая больше приближена к рыночной цене того или иного имущества. Кадастровая цена учитывает уже факторы рыночного ценообразования, поэтому она будет на порядок выше инвентаризационной.
При этом стоит сразу отметить, что больше всего от такого нововведения начали страдать владельцы построек 60-80-х годов, потому что именно у таких зданий стоимость очень низкая и может отличаться от рыночной практически в сто раз. Зато владельцы новостроек могут и дальше не переживать, так как для них расчет налога на недвижимость практически никак не изменился.
Власти делают акцент на том, что кадастровая стоимость пересчитывается достаточно редко. Последний пересчет был проведен сравнительно недавно, следовательно, ставка налога на недвижимость в 2016 год будет намного ниже реальной, ведь в ее основе лежит низкий уровень инфляции.
Всем понятно, что новые правила уплаты налоговых взносов для большинства россиян достаточно дорогое удовольствие, хотя считается, что больше всего вреда онинесут владельцам старых (как уже было сказано раньше) и слишком дорогих объектов недвижимости. Но здесь есть положительный момент для риелторов:после такого нововведения, на рынке недвижимости появилосьзаметное количество квартир, построенных в достаточно престижных районах, на которые возросли взносы.
Факт занижения налогооблагаемой базы с помощью перехода собственности, а также недостаточное выполнение налогом на имущество организаций стимулирующей производство функции, вызвал собой рассмотрение вопроса о едином режиме налогообложения недвижимости юридических и физических лиц.
Но даже несмотря на это, до сих пор происходят случаи уклонения от уплаты налога. Осуществляется это не прямым сокрытием объектов налогообложения, а уловками в юридическом оформлении либо самого имущества, либо статуса налогоплательщика, когда владельцами становятся физические лица.
Чтобы защитить государство от данного проявления, власти сделали «сюрприз» для организаций, которые пытаются уменьшить сумы налоговых выплат путем переведения объектов на счета физических лиц.
С 2016 года налог на недвижимость для физических лиц, в собственности которых будет находиться торговый или административно-деловой центр, взимается в размере ставки налоговых выплат для организаций. Так что обмануть теперь кого-то будет достаточно непросто.Самые главные преимущества налога на имущество для государства - это регулярное поступления в бюджет, простота в исчислении и контроле.
Введение налога на недвижимость является своеобразной перспективой реформирования всех имущественных налогов. Кроме того, налогообложение недвижимости позволит устранить одну из проблем, связанную с "двойным" налогообложением транспортных средств (налог на имущество и транспортный налог).
Важнейшей проблемой взимания всех имущественных налогов, в том числе и налога на имущество организаций, является противоречие источника уплаты и объекта налогообложения.
Это несовпадениерегулируется:
- посредством льгот и ставок порядком дифференцированного подхода либо к объектам налогообложения (по степени участия того или иного вида имущества в производственном процессе), либо к субъектам (по их вкладу в развитие народного хозяйства - инвестиции, социальные, природоохранные мероприятия и т.п.),
- отсрочки (рассрочки) в рамках предоставления налогового или инвестиционного налогового кредита.
Поэтому эффективность налога на имущество организаций во многом зависит от грамотных действий органов власти субъектов РФ и правильного налогового администрирования.
Для обеспечения рентабельности налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на имущество организаций и дляактуальной постановки на учет имущества приобретаемого, организацией необходимо привести в порядок информационное взаимодействие налоговых органов и службой БТИ.
Потенциалом роста налогового ресурса по налогу на имущество организаций для субъектов РФ являются:
-повышение темпов экономического роста и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;
-увеличение объемов иностранных инвестиций, привлекаемых для финансирования основного капитала организаций;
-снижение заинтересованности организаций в минимизации налога на имущество за счет использования незаконных схем ухода от налогообложения (в том числе выявление объектов основных средств, не поставленных на учёт);
-проведение мер по обеспечению полноты поступления доходов в бюджет округа за счет сокращения задолженности прошлых лет и недопущения возникновения задолженности по текущим платежам.
Анализ налогового потенциала конкретного субъекта РФ позволяет не только выделить важнейшие его составляющие, но и выявить для каждой из них целый ряд факторов, влияющих на эффективность использования налогового потенциала округа. Оценка этих обстоятельств и учет тенденций их изменения необходимы как при планировании и прогнозировании налоговых поступлений в бюджет субъекта РФ, так и для разработки мер по повышению общего налогового климата.
Основными тенденциями налоговой политики субъекта РФ должны стать: повышение общей налоговой культуры; инвестиционная привлекательность округа; эффективность использования государственной и муниципальной собственности; а также оптимизация перечня налоговых льгот, предоставляемых регионом.
В процессе проведения налоговой реформы в РФ отменены некоторые виды налогов, а также сильно видоизменены сохраняющиеся налоги. Значимые изменения произошли и в системе имущественного налогообложения компаний.
Суть имущественных налогов предусматривает своевременный переход к налогообложению недвижимости, то есть земли и того имущества, которое прочно связанно с землей и относится, согласно ГК РФ, к недвижимому имуществу.
Налоговая база на сегодняшний день определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, а в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Сегодняшний налог действительноявляется ниже рыночной стоимости. Согласно определению, рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена, за которую объект может быть продан на открытом рынке при соблюдении определенных условий.
Налоговые реформаторынастаивают на том, чтобы вместо отдельных налогов на землю и строения ввести единый налог на недвижимость. В качестве обоснования данного налога они указывают на юридическую практику западных стран, в которых налоги на строения и землю связаны между собой.
Нужно также заметить, что органы местного муниципалитетаимеют право понижать или повышать процентные ставки для населения.Однако в законе оговаривается, что ставка не может быть повышена больше чем в три раза, и, соответственно, не может быть ниже минимального значения.
Если рассматривать нововведения в налоговом законодательстве в действии, то можно заметить, что сегодня даже за недорогой объект недвижимости каждый должен будет заплатить достаточно хорошую сумму. Например, если объект оценивается в 3 миллиона рублей, то его владелец должен будет отдавать в бюджет страны ежегодно 3000 рублей (если сравнивать эту сумму с двумя сотнями рублей, которые люди платили раньше, это очень много). Нужно также упомянуть о том, что изменения в налоговой системе начались с физических лиц, потому что скалькулировать новую цену всевозможных объектов имущества, владельцами которых они являются, будет гораздо легче.
Новый налог на недвижимость для юридических лиц с 2016 года будет введен немного позже, а именно тогда, когда стоимость всех объектов будет пересчитана на кадастровую, потому что сформировать единую базу и при этом никого не запутать можно будет только таким образом.
Таким образом,на сегодняшний день вполне возможно создание необходимых условий для введенияналога на недвижимость.И в первую очередь для этого необходимаподготовка механизма рыночной оценки объектов недвижимости для целей налогообложения.