Разработка мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия розничной торговли

Представляя деятельность предприятия как совокупность процессов текущего функционирования, основная задача управления в рамках которого - поддержание такого поведения элементов и подсистем, которое обеспечивало бы максимально возможное и стабильное достижение конечных целей - отражать эффективность текущего функционирования предприятия.

Деятельность предприятия всегда направлена на достижение цели, хотя не всегда к ней приводит. Но обязательно заканчивается результатом, даже если он и не запланирован или не имеет положительного характера. Если конечный результат совпадает с целью, то деятельность может быть признана рациональной, если же такое совпадение отсутствует, деятельность является нерациональной.

Экономическая эффективность деятельности предприятия - это критерий его результативности за год. В нем находят отражение все положительные и отрицательные процессы, которые происходят в экономической, технической и социальной сферах деятельности, а также все частные и обобщающие показатели.

Ключевой принцип эффективности деятельности предприятия состоит в следующем: предоставлять потребителям услуги надлежащего, требуемого качества, наиболее рационально используя трудовые, материальные, финансовые ресурсы, повышая доходность предприятия, уровень благосостояния его работников, общества в целом, не причиняя вреда окружающей среде.

Определение эффективности деятельности предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснованные программы его производственного развития и поведения на рынке, а также подвести реальную, компетентную основу под принимаемые решения.

Главная цель исследования экономической эффективности: выявить сильные и слабые стороны предприятия, найти пути совершенствования его деятельности.

Процесс оценки эффективности деятельности предприятия сложен. Но от того, насколько правильно рассчитана эффективность, зависит успешность работы предприятия. Главное назначение системы оценки - объективно отражать деятельность предприятия на рынке или отдельные социально-экономические процессы, характеризующие эту деятельность.

Чтобы правильно определить важнейшие направления повышения экономической эффективности деятельности организации, необходимо сформулировать показатели эффективности, характеризующие качественную и количественную ее стороны.

Эффективность деятельности предприятия отражает синтетический уровень успеха или провала всей производственной и коммерческой политики предприятия и должна характеризовать различные стороны его деятельности. Поэтому для более полного анализа деятельности предприятия необходимо рассматривать различные стороны его финансово-экономического положения с помощью системы экономических показателей.

Исходя из тактической цели деятельности ЗАО «Север» в плановом году, которая заключается в росте прибыли на 20-100 тыс.руб. при помощи максимального удовлетворения нужд и потребностей своих клиентов, в области управления финансами организация ставит перед собой следующие стратегические задачи:

-рост доходов и снижение расходов от деятельности;

-максимизация прибыли чистой;

-планирование и контроль бюджета денежных средств;

-контроль за экономией финансовых ресурсов.

Выполнение данных стратегических задач нацелено на достижение следующих результатов в плановом году:

- снижение затрат на 1 руб. реализованной продукции с 0,97 до 0,92 коп.

-ростом рентабельности оборотных активов с 27 до 30%;

- увеличением рентабельности чистой минимум на 1%.

На основе оценки маркетинговой ситуации, критериев результативности в сфере управления рынками за 2012 г. для ЗАО «Север» определены следующие перспективы развития.

Таблица № 3.1

Перспективы развития ЗАО «Север» в плановом году

Показатель Текущий год Плановый год Абсолютное отклонение, тыс.руб.
1. Задача: увеличить долю рынка
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 3300-4264 (в зависимости от темпов роста в пред.годах) Мах. повысится на 836 тыс.руб
2. Задача: привлечение новых и сохранение действующих клиентов, рост клиентской базы, расширение рынков сбыта
Количество договоров с оптовыми клиентами, шт.
Сохранение действующих клиентов, %
3. Формирование гибкой ценовой политики
Прибыль чистая, тыс.руб. 20-100 Мах. на 100 т.р

Для достижения поставленных целей ЗАО «Север» в плановом году необходимо реализовывать комплекс следующих маркетинговых стратегий.

Для повышения коммерческой деятельности предприятия ЗАО «Север» были предложены следующие мероприятия:

Таблица. № 3.2

Мероприятия для повышения коммерческой деятельности предприятия

Мероприятие Содержание
1.Расширение ассортимента Введение новой продукции Kapous, это позволит обеспечить запросы покупателей, привлечёт новых клиентов.
2. Совершенствование рекламной деятельности Это повысит стимулирование сбыта продукции, поддержание имиджа предприятия.
3. Изменение объемов закупа у поставщика ООО «Меридиан» Это обеспечит экономию средств за счёт скидки, соответственно увеличатся доходы.
4. Изменение премирования персонала по причине изменения условий договора Это позволит улучшить работу персонала и увеличит производительность труда.

При реализации данных стратегий прибыль вырастет на 20-100 тыс.руб., в том числе за счет реализации существующей продукции на существующих рынках, за счет реализации существующей продукции на новых рынках сбыта, за счет реализации нового вида продукции.

Ассортимент ЗАО «Север» разнообразен, однако в предлагаемом ассортименте организации отсутствует такая марка профессиональной продукции как Kapous, которая является очень актуальной в последнее время по опросу покупателей.

Расширение ассортимента по данному виду продукции является целесообразным, так как позволит организации нарастить клиентскую базу в плановом периоде.

Для увеличения сбыта продукции можно применить следующие виды рекламы товара:

- предложение продукции посредством личных контактов;

- создание собственного сайта и размещение всей информации о продукции компании.

Предложение продукции по средством личных продаж является эффективным и не затратным мероприятием по увеличению сбыта продукции. Организации предлагается проводить активные продажи при помощи:

-рассылки писем - коммерческих предложений о сотрудничестве потенциальным клиентам по электронной базе (через интернет). База потенциальных клиентов должна браться из различных специализированных) периодических изданий, интернет источников, с сайта «Дубль-Гис»;

-рассылка электронных писем действующим клиентам о различных скидках, бонусах, новых видах продукции и других акций, нововведений и преимуществ организации;

-личные встречи и переговоры с потенциальными и будущими клиентами организации.

Для достижения поставленных целей организация должна также мотивировать персонал, создать единую команду трудолюбивых и высококвалифицированных сотрудников.

Тактические задачи:

1. Формирование высокопрофессионального кадрового резерва.

2. Разработка системы мотивации и стимулирования персонала.

Для формирования высокопрофессионального кадрового резерва предлагается внедрение системы подбора кадров.

В организации при отборе кадров используют обычную систему отбора, основные вопросы в которой: уровень образования, возраст, пол, опыт, специальность. Эти требования являются основой для оценки кандидатов при их отборе. Имея перечисленную выше информацию, отдел кадров совершает первичный отбор кандидатов. Далее руководитель ЗАО «Север» проводит беседу с потенциальным сотрудником и по итогам собеседования выносит решение по зачислению сотрудника в штат. Конечно, такой процесс очень важен для организации, но для более эффективного управления требует дополнений.

На основании вышесказанного предлагается проводить предварительный отбор потенциальных сотрудников.

Данный вид отбора включает в себя первоначальное собеседование потенциального работника. В состав комиссии по оценке потенциального сотрудника входит руководство и гл. бухгалтерЗАО «Север». На первичном собеседовании производится знакомство с потенциальным сотрудником и оценка его качеств.

Так как деятельность организации заключается в оптовой и розничной продаже продукции, то продавец также должен иметь не только по документам высшее образование, но и на практике отвечать ряду требований. Предлагается для совершенствования системы подбора кадров ввести текстовую систему проверочных испытаний, суть которой заключается в элементарных логико-математических задачах, тестах. Цель данной системы проверок – оценить логику и мышления потенциального сотрудника, провести диагностику деловых и личностных качеств и характерологических особенностей с помощью тестов. В торговле любой сотрудник должен иметь хорошую логику и мышление, должен понимать желания и требования покупателя.

Наши рекомендации