Выбор средств и инструментов совершенствования коммерческой деятельности предприятия торговли
Коммерческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных организаций. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют, также, изменения в организационных формах и характере деятельности организации.
Изменения условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления, сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия.
Стратегическое планирование является существенным компонентом, повышающим эффективность коммерческой деятельности на предприятии, поскольку главной задачей стратегического планирования является выработка основных принципов и целей развития организации, а также разработка и реализация стратегий, затрагивающих различные стороны деятельности организации. Например, стратегий в области деловой политики, маркетинга, распределения инвестиций и ресурсов, структуры управления. Процесс стратегического планирования можно разделить на следующие основные элементы: анализ, прогнозирование, планирование и управление.
Руководители многих организаций, должны ориентироваться не на сиюминутное получение прибыли любой ценой, а на решение проблем долгосрочного развития и устойчивого роста. Данные цели достигаются, прежде всего, за счет профессионально поставленного внутрифирменного планирования. Стратегическое планирование любой, даже маленькой, организации должно включать следующие этапы:
- разработка общих, а затем и более конкретных (на краткосрочный период) целей развития организации;
- оценка текущего состояния предприятия;
- определение стратегии организации;
- разработка долгосрочного (а затем по мере надобности и краткосрочного) плана;
- контроль за достижением поставленных целей и соответствующая коррекция плана, тоесть сопоставление плановых показателей с фактическими.
Стратегическое планирование делится на долгосрочное и краткосрочное в зависимости от периода, на который составляется план. В качестве объектов долгосрочного планирования обычно выступают производственные мощности, организационная структура предприятия, капитальные вложения, маркетинг. Краткосрочные планы составляются по товарообороту, сырью, материалам. Информационной основой стратегического планирования является предварительное исследование деятельности организации и ее финансового состояния. Также анализируется состояние отрасли, рыночной конъюнктуры, конкуренции, внешней среды.
Важнейшими составляющими стратегического планирования являются финансовое и налоговое планирование. Финансовое планирование нацелено на разработку более эффективного использования имеющихся у предприятия финансовых ресурсов, а также на определение потребности в дополнительных средствах и способов их привлечения. В процессе налогового планирования главной задачей является снижение налоговых отчислений предприятия за счет отнесения на себестоимость максимально возможной суммы расходов, связанных с производственной деятельностью и научно-техническим развитием предприятия, а также применением ускоренной амортизации (тоесть законное снижение налогооблагаемой прибыли). Кроме того, важным в налоговом планировании является максимальный учет налоговых льгот, предоставляемых предприятиям законодательством.
Хочется отметить, что именно грамотное планирование является одной из наиболее важных составляющих успешной деятельности организации. Оно становится неотъемлемой частью управления как небольшими, так и крупными корпорациями.
Для того чтобы торговое предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся среды. Это позволит сделать предприятие прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее. При проведении анализа коммерческой деятельности необходимо организовать следующие мероприятия:
1. Точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров и предоставленных услуг;
2. Быстро и качественно, профессионально оценивать результативность коммерческой работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
3. Находить оптимальные пути решения коммерческих проблем торгового предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей или отдаленной перспективе;
4. Определить расходы на торговую деятельность (издержки обращения) и тенденции их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности.
В табл. № 2.2 приведены средства для совершенствования коммерческой деятельности предприятия.
Таблица № 2.2