Профессиограмма профессии «официанта».
Содержание труда.
В обязанности официанта входят:
· подготовка зала и столов к приему посетителей;
· отбор посуды, столового белья, приборов, сервировка стола в соответствии с видом обслуживания;
· знакомство с меню, информирование о предлагаемых блюдах, прием заказов;
· доставка заказов;
· расчет с посетителями.
Таким образом, основная цель деятельности официанта – обслуживание посетителей на предприятиях массового питания.
Основной предмет труда – человек (сервисное обслуживание), сопутствующие – знаковая система (цифры, деньги) и художественный образ (художественное оформление).
В своей работе официант использует вещественные (орудийные) средства труда – ручные (карандаш, ручка, блокнот, штопор), автоматизированные (калькулятор). Кроме этого, к основным относятся его невещественные (функциональные) средства – оперативная и долговременная память, стрессоустойчивость, распределение и переключение внимание, творческое воображение, счетные способности; понятная грамотная устная речь и подчеркнуто вежливое артистичное поведение; общая хорошая координация движений тела с развитой мелкой моторикой кистей рук, а также органы чувств – зрение, слух, обоняние, осязание.
Работа официанта имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:
· должностными обязанностями;
· правилами, инструкциями, руководящими материалами-постановлениями, распоряжениями;
· правилами к оформлению документации при расчете с посетителями;
· правилами санитарии и гигиены;
· основами этики и эстетики;
· нормами профессиональной этики.
Труд официанта имеет и индивидуальную организацию, при которой он самостоятельно выполняет свою работу и за нее отвечает, и коллективную (работа с бригадой поваров, другими работниками предприятия питания).
Функционально официант является исполнителем волеизъявления посетителей.
Контакты у официанта многочисленные, кратковременные, с меняющимися кругом лиц – с посетителями и долговременные - с работниками предприятий питания.
Ответственность у официанта повышенная материальная – за правильность денежного расчета с посетителями, моральная – за общение с посетителями (создание благоприятной репутации заведения).
Официант работает в комфортных условиях - в помещении, а также в салонах – пищеблоках транспортных средств, на улице (летние кафе), рабочая поза – стоя.
Психофизиологическую напряженность в работу официанта могут вносить следующие факторы:
· физические нагрузки (постоянное пребывание на ногах);
· повышенная моральная и материальная ответственность;
· наличие специфических условий труда (работа по сменам, шум);
· постоянное общение с людьми и связанные с этим эмоциональные нагрузки;
· необходимость учитывать индивидуальные запросы и личностные особенности посетителей;
· возможность травматизма при работе с острыми и бьющимися предметами;
· необходимость удерживать себя от пищевых соблазнов и соблазнов нетрудовых доходов при расчетах с посетителями;
· необходимость держать себя в хороших физических параметрах.
Кроме этого, профессия официанта является «тупиковой» по возрастному критерию (практически все официанты – до 30 (макс. 35) лет). Профессиональный рост связан с повышением уровня образования (менеджер предприятия торговли и общественного питания).
Требования профессии к индивидуальным способностям и особенностям специалиста:
· нервно-психическая устойчивость;
· высокая работоспособность и физическая выносливость;
· хорошая долговременная и оперативная память;
· хорошие счетные способности;
· способность к устойчивости, распределению и переключению внимания;
· выносливость слухового и зрительного анализаторов;
· наличие зрительно-моторной координации;
· четкая понятная речь;
· внешняя привлекательность.
Требования профессии к личностным способностям и качествам специалиста:
· стрессоустойчивость;
· умение управлять собой;
· коммуникативные способности;
· подчеркнутая безукоризненная вежливость;
· артистизм;
· наблюдательность;
· аккуратность, чистоплотность;
· эстетический вкус.
Медицинские противопоказания.
Работа официанта не рекомендуется людям с заболеваниями:
· нервно психическими;
· хроническими инфекционными, кожными;
· опорно-двигательного аппарата;
· сердечно-сосудистыми;
· верхних дыхательных путей;
· аллергическими;
· зрительного и слухового анализаторов;
· речеголосового аппарата.
Дополнительное профессиональное образование.
Необходимы знания по математике, русскому языку и литературе, химии в рамках школьной программы.
Пути получения профессии.
Профессии официанта обучают в учреждениях начального профессионального образования, на курсах подготовки и переподготовки специалистов.
Смежные профессии:
Буфетчик, бармен, продавец, кассир, метрдотель, повар.
[1] Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: Инфра-М, 2012.
[2] Одегов Ю.Г. Управление персоналом, оценка эффективности. – М.: Экзамен, 2012.
[3] Егоршин А.П. Управление персоналом. – Нижний Новгород: Нимб, 2011.
[4] Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2010.
[5] Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2009.
[6] Соломандина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала / Т.О. Соломандина, В.Г. Соломандин / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2009.
[7] Романов В. Плюсы и минусы текучести кадров // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2011. – № 11. – С. 94-107.
[8] Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современных организациях. – М.: ГроссМедиа, 2009. – С. 89.
[9] Егоршин А.П. Основы управления персоналом. – М.: Инфра-М, 2008. – С. 189.
[10] Опарина Н. Управление текучестью кадров // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2010. – № 4. – С. 56-67.
[11] Агашкова А.П. Есть такое явление – текучесть // Секреты управления персоналом. – 2008. – № 7. – С. 34-47.
[12] Сотникова С., Соловьёва Ю. Диагностика текучести персонала в торговле // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2010. – № 11. – С. 12.
[13] Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. – М.: Дело, 2009. – С. 45.
[14] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Электронный ресурс: URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 05.12.12).
[15] Бухалков М.И. Управление персоналом: учебник. – М.: Инфра-М, 2009. – С. 156.
[16] Смирнова П.В. Формирование специфического человеческого капитала в организации // Вестник МГУ. – 2012. – № 12. – С. 3.
[17] Сотникова С.И., Соловьева Ю.Ю. Методический подход к расчету естественного уровня текучести персонала в торговле // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2008. – № 1. – С. 8.
[18] Уэйфорт П.Д. Текучесть кадров: система раннего предупреждения // Сети и системы связи. – 2008. – № 3. – С. 8.
[19] Уэйфорт П.Д. Текучесть кадров: система раннего предупреждения // Сети и системы связи. – 2008. – № 3. – С. 4.
[20] Официальный сайт регионального центра по соблюдению прав потребителя. – Электронный ресурс: URL: http:// http://zpspb.ru (дата обращения: 25.12.12).