Классификация видов корпораций
Корпорация– это совокупность юридических и физических лиц, объединившихся для достижения какой – либо цели и образующих самостоятельный субъект права – новое юридическое лицо. Как правило, корпорация предусматривает долевую собственность участников и осуществление функции управления профессиональными управляющими (менеджерами), работающими по найму. Виды корпоративных объединений определяются законодательством каждого государства и несколько различаются в разных странах. Целесообразно дать сведения о видах корпоративных объединений, наиболее распространенных в большинстве стран мира. Общество с ограниченной ответственностью – организационно – правовая форма предприятия, при которой уставной капитал образуется за счет вкладов учредителей. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости своих вкладов. Закрытое акционерное общество – общество, акции которого распределяются только среди его учредителей. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество открытого типа – общество, имеющее право проводить открытую подписку на выпускаемые акции, их свободную продажу. АО и объединения предприятий имеют право выпускать акции и распространять их путем открытой подписки, а также в порядке распределения между их учредителями. Акция дает право ее владельцу на получение части прибыли АО в виде дивидендов по итогам года. Акции АО дают право их держателям на участие в управлении этим обществом, что обычно осуществляется через Совет директоров. Картель – объединение предприятий или фирм одной отрасли для совместной коммерческой деятельности – регулирование сбыта. При этом предприятия сохраняют права собственности на принадлежащие им активы, имеют юридическую, финансовую и хозяйственную самостоятельность. Синдикат – объединение предприятий и фирм для осуществления сбыта их продукции через единичный сбытовой орган, создаваемый в форме аАО или ООО. Участники синдиката сохраняют юридическую и коммерческую самостоятельность. Пул – объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников, которая поступает в общий котел, а затем распределяется между ними в заранее установленной пропорции. Трест – объединение предприятий, которые сливаются в единый производственный комплекс, теряя при этом юридическую и хозяйственную самостоятельность. В трест объединяются в большинстве случаев предприятия, осуществляющие последовательные ступени обработки сырья. Холдинг – промышленное объединение предприятий, имеющее право решения основных вопросов деятельности предприятий от своего имени. При этом компании и предприятия, входящие в холдинг, обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью по тем вопросам, которые не относятся к функциям холдинга. В современных условиях практически все крупнейшие корпорации США, ЕС, Канады, Японии организованы в виде холдингов. В этом случае во главе фирм, входящих в объединение, находится холдинг, который концентрирует контрольные пакеты акций всех объединений, что обеспечивает их организационное единство и управляемость. Существует два типа холдинговых компаний: 1. чистый холдинг, выполняющий только контрольно – управленческие и финансовые функции; 2. смешанный холдинг, выполняющий указанных функций также определенную предпринимательскую деятельность – производственно – торговую, кредитно – финансовую и др. Для установления контроля над другими компаниями холдинги (материнские компании) используют систему долевого участия в акционерном капитале других фирм. Концерн – объединение самостоятельных предприятий, связанных тесным производственным сотрудничеством, финансированием, патентно - лицензионными соглашениями. Концерн полностью контролирует деятельность входящих в него компаний и предприятий. Финансово – промышленная группа (ФПГ) – объединение одного или нескольких банков с промышленными, торговыми, кредитными и другими предприятиями, в котором банки распоряжаются денежным капиталом входящих в группу предприятий и координируют все сферы их деятельности. В России корпоративная форма организации бизнеса получила свое развитие в виде ФПГ, с помощью которых осуществляется: - взаимодействие промышленного, торгового и банковского капиталов - структурная перестройка экономики с целью реализации стратегии экономического роста; - использование финансового капитала для реализации перспективных инвестиционных и инновационных программ; - конкуренция с крупными зарубежными фирмами на внутреннем и внешнем рынках за счет более рационального управления ресурсами. Очевидно, что на практике создание ФПГ возможно при условии: - наличия лидера группы или финансово – кредитной организации, определяющих основные материальные и финансовые потоки; - обеспечения управляемости компании за счет налаживания договорных отношений, акционерного контроля и др.- наличия ярко выраженной вертикальной или горизонтальной кооперации предприятий, способных производить конкурентоспособную продукцию на внутреннем и внешнем рынках. Концерны и финансовые группы являются наиболее мощными основными формами корпоративных объединений в современных условиях.