Модели построения системы управления акционерного общества в России
Корпоративное управление как инструмент регуляции внутренних корпоративных отношений, в последние годы обращает на себя внимание многих исследователей. Пристальное внимание определяется тем, что высокий уровень развития корпоративного управления в компании рассматривается как один из факторов повышения ее инвестиционной привлекательности. Как отмечает Е.И.Воронина, именно качество корпоративного управления оказывает существенное влияние на принятие инвесторами (в первую очередь иностранными) решений о возможности капиталовложений в ту или иную российскую компанию и является ключевым параметром при определении капитализации российских компаний
Акционерное общество (АО) — одна из наиболее распространенных форм хозяйствующих субъектов. Это коллектив частного, а не публичного характера. Хотя деятельность таких обществ (особенно крупнейших из них, например, компании Форда в США или Газпрома в России) имеет важные общественно значимые результаты, сами они таких целей в своих уставах не выдвигают. АО — коммерческая организация, главная цель которой и цель ее участников — получение (извлечение) прибыли. Для управления ею используется не публичная, а частная, ограниченная этой целью корпоративная власть. В отличие от общественного объединения для деятельности акционерного общества необходим первоначальный уставный (складочный) капитал. Он создается учредителями общества из их взносов (денежных и иных, которые должны быть оценены учредителями). Учредителями могут быть физические лица (граждане страны иностранцы, лица без гражданства) и юридические лица (другие организации, в том числе другие акционерные общества). Число учредителей (а затем участников) открытого АО не ограниченно. В закрытом акционерном обществе (о его особенностях ниже) это число не может превышать 50. Если оно превысит этот предел, закрытое акционерное общество должно быть преобразовано в открытое. Ни в одном случае, однако, АО не может иметь в качестве своего единственного учредителя (акционера) другую хозяйственную единицу, состоящую из одного физического или юридического лица (АО — это сообщество). Акционерное общество может создавать дочерние и зависимые общества, свои представительства.
Мировой опыт управления акционерным обществом базируется на трех принципах:
1) принцип разделения владения и управления капиталом: акционер, с одной стороны, не обязан, а с другой - не вправе вести дела общества. Для этого он должен быть избран в исполнительный орган общества на равных основаниях с другими кандидатами на эту должность, которые не обязательно являются акционерами.
2) принцип разделения властей: предполагает невмешательство общего собрания акционеров в осуществление исполнительным органом своих полномочий по ведению дел общества. Общее собрание акционеров является волеобразующим органом управления, носителем так называемой законодательной власти в обществе, определяющим стратегию развития общества (осуществляет стратегическую функцию). Исполнительный орган является волеизъявляющим органом управления общества и носителем так называемой исполнительной власти в обществе. Исполнительный орган в рамках реализации утвержденной общим собранием акционеров стратегии (решений) ведет дела общества, в том числе представляет его интересы в отношениях с третьими лицами (осуществляет операционную функцию).
3) принцип ответственности исполнительного органа за ведение дел общества: ответственность исполнительного органа призвана уравновешивать ту степень свободы, которая предоставлена исполнительному органу для осуществления операционной функции. Тем самым общество приобретает право требовать от членов исполнительного органа возмещения ущерба, причиненного обществу вследствие их неразумных и недобросовестных действий (бездействия)[6].
С учетом мирового опыта и национальной специфики построения отношений на фоне рыночной экономики, Российский Закон «Об АО» определяет структуру органов управления АО следующим образом: главным органом акционерного общества является общее собрание акционеров, формирующее исполнительные и контрольные органы. Исполнительным органом может быть правление, дирекция - коллегиальные исполнительные органы, или директор, генеральный директор - единоличный исполнительный орган. Текущая деятельность исполнительных органов находится под контролем создаваемым общим собранием акционеров советом директоров (наблюдательного совета).
112. Факторы, влияющие на становление российского варианта корпоративного управления.
В современных условиях наиболее распространенной формой организации крупного предпринимательства является корпорация. Корпорация представляет собой совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо. Хотя корпорации как таковые возникли еще в средние века, в современном значении это понятие, как правило, обозначает оптимальную форму крупномасштабного производства товаров и услуг в условиях рыночной экономики.
Действующее гражданское законодательство предусматривает возможность создания корпораций различных типов и видов. Так, коммерческие организации, основанные на началах участия (членства), являются предпринимательскими корпорациями. К их числу относятся такие виды предпринимательских корпораций, как хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив.
Тип непредпринимательских корпораций представлен в действующем гражданском законодательстве некоммерческими организациями, также основанными на началах участия (членства). К непредпринимательским корпорациям ГК РФ относит потребительский кооператив, общественные и религиозные организации (объединения), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Поскольку содержащийся в Кодексе перечень некоммерческих организаций не является исчерпывающим, Федеральный закон "О некоммерческих организациях" предусматривает некоммерческое партнерство (ст. 8), а Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" <2> - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество (ст. 4). В Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) этот перечень дополнен товариществами собственников жилья . К видам непредпринимательских корпораций относятся также нотариальные палаты товарные биржи, общины малочисленных народов, общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока Российской Федерации , профсоюзные организации , адвокатские палаты и коллегии адвокатов , ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, торгово-промышленные палаты, объединения работодателей.
существует множество разновидностей общественных объединений, в частности благотворительные организации , политические партии и т.д. Наиболее полная классификация предусмотренных действующим гражданским законодательством некоммерческих организаций в целом и непредпринимательских корпораций в частности была предложена Н.В. Козловой <3>. Соглашаясь с предложенной классификацией в целом, заметим, что, на наш взгляд, в законодательстве нет достаточных оснований для выделения неких промежуточных форм юридических лиц, таких как учреждения с корпоративным устройством и корпорации, созданные в форме учреждений. К числу первых предлагается отнести благотворительные и религиозные организации <4>. Признаки учреждения в таких организациях, основанных на началах участия (членства), усматриваются в том, что далеко не все их члены могут участвовать в управлении корпорацией и ее имуществом. Представляется, что характеристика прав участников (членов) организации не может служить достаточным основанием для признания за ней статуса корпорации, а может лишь характеризовать принадлежность корпорации к тому или иному типу или виду. В противном случае мы будем вынуждены отрицать наличие корпоративного статуса в коммандитных товариществах, участники которых, являющиеся коммандитистами, не имеют права на участие в управлении товариществом (п. 2 ст. 84 ГК РФ) и даже в акционерных обществах, где владельцы привилегированных акций по общему правилу также лишены права голоса (п. 1 ст. 32 Федерального закона "Об акционерных обществах). Что касается так называемых корпораций, созданных в форме учреждения, то вызывает сомнение правомерность использования в данном случае термина "корпорация". Не совсем ясно, как можно считать корпорацией организацию, не имеющую членства. То, что некоторые учреждения имеют структурные подразделения, как справедливо указывает Н.В. Козлова <5>, не наделяет эти внутренние структуры правами участника (члена) организации.
Подводя итог сказанному, отметим, что корпорация - это основанная на началах участия (членства) организация, признанная законодателем юридическим лицом, созданная в добровольном порядке ее участниками (членами) в целях реализации частных корпоративных интересов посредством участия в деятельности организации. В зависимости от природы этих интересов корпорации могут быть как коммерческими (предпринимательскими), так и некоммерческими (непредпринимательскими).
Особое значение корпораций позволяет сделать вывод о целесообразности дополнения используемой в настоящее время в гражданском праве классификации юридических лиц разделением организаций на корпорации и институты или учреждения. Гражданский кодекс РФ допускает создание организаций, основанных на началах членства и имеющих различную видовую принадлежность. Вместе с тем в Кодексе не нашла прямого закрепления классификация, позволяющая выделять организации, возникшие на началах участия (членства) (корпорации) и без такового. В зависимости от основной цели деятельности Кодекс позволяет выделять коммерческие и некоммерческие корпорации, являющиеся разновидностью соответственно коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 50 ГК РФ). Коммерческие корпорации создаются ради извлечения прибыли. Для некоммерческих корпораций данная цель, напротив, не является основной.
В зависимости от значения деловых качеств личности участника (члена) корпорации для деятельности последней выделяют корпорации, где роль участников является определяющей, и корпорации, для которых важны не столько эти качества, сколько имущественные вклады в уставный капитал корпорации. Исходя из этого коммерческие корпорации делятся на объединения лиц (хозяйственные товарищества) (п. 2 ст. 66 ГК РФ) и объединения капиталов (хозяйственные общества) (п. 3 ст. 66 ГК РФ). Таким образом, в ГК РФ закреплено производное от классификации юридических лиц по основанию участия (членства) деление юридических лиц, созданных на началах участия (членства), - корпораций - на хозяйственные общества и товарищества. Получается, что законодатель, отвергнув первый классификационный уровень, сразу перешел ко второму. Очевидно, что в качестве первого уровня не может рассматриваться разделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, поскольку основание классификации в данном случае обусловлено главной целью деятельности юридического лица и никак не связано с положением ее участников (членов), если таковые имеются. Поэтому представляется разумным закрепление на законодательном уровне в рамках ГК РФ деления юридических лиц на имеющих участников (членов) - корпорации и не имеющих таковых - учреждения. Бесспорно, что при этом конститутивным признаком учреждения будет отсутствие начала участия (членства). В этом смысле понятие учреждения будет гораздо шире по содержанию, чем то, которое содержится в ст. 120 ГК РФ. Учреждение или институт как юридическое лицо, не имеющее членства, конечно же, нельзя сводить только к одной из разновидностей некоммерческой организации, обладающей имуществом на праве оперативного управления. Финансируемое собственником учреждение, статус которого определен в ст. 120 ГК РФ, должно признаваться в качестве одного из элементов в рамках классификационного разряда, включающего все организации, не имеющие членства.
Конститутивным признаком корпорации, напротив, будет наличие членства. Участники (члены) корпорации объединяются для достижения общей цели, природа которой в разных корпорациях может существенно разниться. Если это экономическая цель, связанная с извлечением прибыли, то для ее реализации необходимо объединение капиталов участников (членов) организации, которая будет являться коммерческой корпорацией. Целью деятельности некоммерческой корпорации является не извлечение прибыли, ее создание обусловлено, как правило, задачами удовлетворения нематериальных потребностей ее участников (членов), которые для достижения этих целей могут делать в пользу корпорации имущественные взносы.
Структура управления корпорацией (акционерным обществом) в конкретной стране определяется несколькими факторами: законодательством и различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех участвующих сторон; фактически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом каждого акционерного общества. Несмотря на то, что положения системы управления могут быть разными у различных акционерных обществ, многие факторы "де-факто" и "де-юре" оказывают на них практически одинаковое влияние. Поэтому, возможно сформулировать определение типовой "модели" управления акционерным обществом в различных странах.
В каждой стране структура управления акционерными обществами имеет определенные характеристики и составляющие элементы, которые отличают ее от структур других стран. На настоящий момент исследователи выделяют три основных модели управления акционерными обществами на развитых рынках капитала. Это англо-американская модель, японская модель и немецкая модель.
Основные признаки или элементы каждой модели это:
- ключевые участники акционерного общества или корпорации;
- структура владения акциями в конкретной модели;
- состав совета директоров (или советов – в немецкой модели);
- законодательные рамки;
- требования к раскрытию информации для корпораций, включенных в листинг;
- корпоративные действия, требующие одобрения акционеров;
- механизм взаимодействия между ключевыми участниками.
Таким образом, цель лекции – познакомить студентов с особенностями каждой модели, описать основные элементы и показать, как специфика страны повлияла на их развитие. При этом необходимо понимать, что нельзя просто взять одну из моделей и применять ее в другой стране. Процесс формирования определенной модели управления динамичный: структура корпоративного управления всегда отвечает условиям и особенностям конкретной страны.
Англо-американская модель [1]
Англо-американская модель характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых т. е. не связанных с корпорацией акционеров (они называются "внешние" акционеры или " аутсайдеры"), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров и сравнительно простым механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами, и между акционерами как на ежегодных общих собраниях, так и в промежутках между ними.
Акционирование – это обычный способ накопления капитала корпорациями Великобритании и США. Поэтому неудивительно, что в США образовался крупнейший в мире рынок капитала, а Лондонская биржа – третья в мире по капитализации рынка после Нью-Йорка и Токио. Более того, существует причинно-следственная связь между преобладанием акционерного финансирования, размерами рынка капитала и развитостью системы корпоративного управления. США являются крупнейшим рынком капитала и одновременно местом наиболее развитой системы голосования по доверенности и небывалой активности независимых (институциональных) инвесторов. Последние также играют важную роль на рынке капитала и в корпоративном управлении Великобритании.