Процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на поведении людей с учётом их восприятия и познания.
1. Наиболее известная теория мотивации «пирамида потребностей» А. Маслоу
1.физиологические потребности (дыхание, сон, пища, вода, поддержание жизнепригодной температуры);
2.потребность в безопасности (физическая, моральная);
3.потребность в причастности к кому либо (дружба, семья, любовь);
4.потребность в уважении (самоуважение, уважение к другим);
5.потребность в самореализации (творчество, карьера).
Потребности реализуются поэтапно, от низших нужд к более высшим. Первые два уровня потребностей относятся к первичным, врождённым потребностям. Последующие уровни относятся к вторичным, приобретённым потребностям.
2. Двухфакторная или мотивационно – гигиеническая теория. Эта содержательная теория предложена психологом Фредериком Херцбергом. Она основывается на том, что отношение человека к работе во многом определяет успех или неудачу профессиональной деятельности.
В результате исследования, он выяснил, что одни характеристики всегда связаны только с удовлетворённостью трудом, а другие всегда только с неудовлетворённостью «табл. 1».
«Внутренние факторы», такие как признание коллег, карьерные продвижения связаны с удовлетворённостью трудом. Сотрудники, не удовлетворенные своей работой, чаще ссылались на «внешние» факторы – руководство, оплату труда, условия работы и пр.
Выводы, сделанные Ф. Херцбергом, позволяют говорить о том, что нейтрализовать неудовлетворенность трудом не значить повысить удовлетворенность.
3. Типологическая модель В. М. Герчикова. Также является содержательной теорией. Модель основана на выделении среди персонала людей, с преобладанием одного из пяти типов мотивации.
Тип мотивации определяется исходя из специального теста «Motype», разработанного В.И. Герчиковым.
· инструментальная. Интерес: цена труда – величина заработка и других благ, получаемых в качестве вознаграждения за труд. Труд как инструмент для удовлетворения других потребностей.
· профессиональная. Интерес: содержание (разнообразие, возможность применить знания и опыт, творческий характер) работы; возможность проявить себя и доказать, что сотрудник может справиться с трудным заданием, которое под силу не каждому. Отличает ориентация на профессиональное совершенствование и развитое профессиональное достоинство.
· патриотическая. Интерес: участие в реализации общего, очень важного для организации дела. Важна четкая идея, за которую он готов работать. Желает получить общественное признание их участия в общих достижениях, за внесение неоценимого вклада в общее дело.
· хозяйская. Отличает добровольно принятая на себя полная личная ответственность за выполняемую работу и стремление к максимальной самостоятельности в работе (суверенитету), неприязнь к контролю.
· люмпенизированный работник – с мотивацией избегания. Отличается стремлением минимизировать свои трудовые усилия, переложить ответственность на других, низкой ценой рабочей силы.
4. Теория «X» и «Y». Эта процессуальная теория мотивации принадлежит Дугласу Мак – Грегору. Она гласит, что существует две точки зрения на отношение человека к работе.
Первая, теория «Х», рассматривает отрицательное отношение человека к труду:
· Человек испытывает неприязнь к своей работе, и стремиться избежать ее;
· Добиться поставленной цели можно только принуждая к труду, контролируя и угрожая наказаниями;
· Работники стремятся избежать ответственности;
· Работники демонстрируют минимальные амбиции.
Согласно теории «X» на работника можно влиять только при помощи негативных форм стимулирования: штрафы, жесткий контроль, угрозы увольнения.
Вторая, теория «Y», напротив, рассматривает положительное отношение человека к труду:
· Работа не вызывает дискомфорта у человека, для него это естественный и приятный процесс;
· Сотрудники воспринимают цели, которые ставит руководство, как свои собственные и способны сами контролировать свои действия;
· Человек стремиться брать на себя ответственность;
· Все люди способны к принятию нестандартных, новаторских решений.
Теория «Х» построена на предположении, что у людей преобладают потребности низшего порядка, теория «Y», напротив, предполагает наличие у людей в большей мере вторичных потребностей.
5. Процессуальная теория справедливости С. Адамса, базируется на том, что люди сравнивают собственные данные, результаты и условия с данными, результатами и условиями других людей, и что неравенство в этих вопросах часто оказывает влияние на их мотивацию.
«Эталон» - это тот, с кем работник сравнивает себя. Существует три вида «эталонов»:
1.«Другие» - коллеги, работающие на аналогичной позиции, а также друзья, соседи и люди из других организаций.
2.«Система» - система оплаты труда в соответствующей организации. Большую роль играет распределение фонда заработной платы в данной организации.
3.«Я сам» - включает соотношения «вклад/результат» уникальные для данного работника.
Если работник считает, что по отношению к нему поступают несправедливо, согласно теории справедливости у него есть несколько вариантов для выхода из этой ситуации:
1.Изменить собственные показатели;
2.Попытаться повлиять на других, чтобы они изменили свои показатели;
3.Попытаться самому изменить показатели других людей;
4.Выбрать другой «эталон» для сравнения;
5.Уволиться с работы.
Согласно этой теории, людей интересует не только величина собственного вознаграждения, но и разница между своим вознаграждением и вознаграждениями других людей. Они сопоставляют свой вклад – образование, усилия, опыт, квалификацию, компетентность и пр., с вкладом и результатом других людей.