Особенности проведения маркетинговых исследований при выходе на зарубежные рынки.
Понятие «изучение рынка» включает в себя систематический сбор, запись, анализ и интерпретацию данных по вопросам, касающимся продажи товаров или услуг, а также организации маркетинга.
Учитывая сложность исследования международных рынков предварительно разрабатывается проект такого исследования, который включает:
- определение рыночной проблемы (или возможностей);
- решение вопроса о том, может ли изучение рынка помочь решить проблему;
- если да, то тщательное определение задач и объема исследований;
- подготовку детальных требований к необходимой информации;
- сбор информации;
- анализ и интерпретацию информации;
- итоговый доклад и рекомендации;
- принятие маркетинговых решений.
Содержание этих стадий во многом сходно при исследовании на внутренне» рынке или за рубежом. Однако сбор информации о внешнем рынке имеет свои особенности.
Информация приобретает особую важность в международных рыночных исследованиях. Ее можно разделить на несколько видов:
информация о рынках и рыночной конъюнктуре;
информация о методах и формах международной торговли;
информация о собственном предприятии (цели и потенциал).
Само исследование состоит из двух частей: исследование рынка и изучение собственного потенциала предприятия в сравнении с требованиями рынка и потенциалом имеющихся конкурентов.
Первая часть включает две группы вопросов:
1) изучение и анализ условий рынка;
2) изучение субъектов, форм и методов торговли.
В первую группу входят:
изучение общих условий;
анализ спроса;
анализ предложения;
анализ требований потребителей к товару;
анализ перспектив развития рынка.
Вторая группа вопросов включает:
анализ и оценку деятельности фирм-поставщиков;
изучение и оценку фирм-конкурентов;
изучение фирм покупателей интересующего товара;
изучение коммерческой практики;
изучение транспортных условий;
изучение торгово-политических условий.
Исследование потенциальных возможностей собственного предприятия предусматривает:
анализ результатов хозяйственной деятельности;
анализ конкурентоспособности продукции;
анализ конкурентоспособности предприятия;
оценку конкурентных возможностей предприятия.
При изучении информации об общем состоянии и тенденциях развития рынка необходимо рассмотреть эти вопросы применительно к:
отрасли, к которой относится выпускаемая предприятием продукция;
странам, являющимся потребителями и производителями этой продукции;
отдельным фирмам-производителям, потребителям и продавцам продукции.
Изучение международных рынков проводится на основе следующих характеристик:
продукции (отраслей, видов продукции, фирм производителей, методов и форм сбыта и обслуживания продукции);
потребителей (отраслей, видов продукции, фирм-производителей и покупателей, целей и способов потребления);
места нахождения рынка (региона, страны, территории).
Комбинация этих характеристик рынка составляет продуктово-рыночную комбинацию. Формирование, оценка и отбор продуктово-рыночных комбинаций (сегментов) является задачей сегментирования или рыночно- сегментной политики предприятия.
На первом этапе изучения рынка в международном маркетинге предприятие должно охватить исследованием как можно более широкий сегмент, т.е. мировой рынок данной продукции. Оно должно собрать информацию о том, какие фирмы, в каких странах производят, торгуют и потребляют данный вид продукции и услуг.
В дальнейшем это информация должна быть детализирована и уточнена, а каждая продуктово-рыночная комбинация описана все большим числом параметров.
Методы исследования международногорынка аналогичны тем, которые используются для внутреннего рынка; кабинетные (лабораторные), полевые исследования или их сочетание.
Кабинетное изучение (иногда именуемое вторичным или библиографическим изучением) включает в себя сбор и изучение имеющихся (обычно опубликованных) данных, относящихся к предмету изучения.
Кабинетные исследования осуществляются на основе вторичной информации (справочники, специальные журналы, статистические данные). Они могут дать общее представление о состоянии и развитии мирового товарного рынка, тенденциях развития рынков отдельных регионов, а также основных отраслей производства, особенностях таможенного законодательства, доступности и территориальном расположении рынков, стоимости международных перевозок различными видами транспорта и т.д. Такие исследования обходятся сравнительно недорого, выполняются, как правило, своими силами и в максимально короткие сроки.
Однако информация носит общий характер, поэтому для ее конкретизации проводятся полевые исследования для принятия решения о выходе на один или несколько рынков — наиболее сложный и дорогой, но самый эффективный метод изучения рынка. Преимущества его заключаются в возможности устанавливать личные контакты с потенциальными покупателями, изучать образцы продукции, пользующейся спросом, выявлять особенности основных конкурентов и т.д. Здесь имеется возможность получить первичную и конкретизированную информацию о рынке, однако велики затраты и требуются высокопрофессиональные работники.
Кабинетное изучение в пределах своей страны в ряде случаев дополняется проведением дополнительных кабинетных исследований в ограниченном числе странпри условии, что они проводятся до дорогостоящих полевых исследований).
Основная программа полевого исследования рынка осуществляется только на ограниченном числе рынков, где можно ожидать наилучших результатов. Такое изучение может привести к выводу, что другие рынки следует отклонить, однако это решение следует принимать тогда, когда есть уверенность, что получена вся необходимая информация для подготовки плана маркетинга.
Особенности кабинетных исследований мирового рынка связаны прежде всего с трудностями доступа к необходимой информации. В то же время очевидно, что: предварительное глубокое кабинетное исследование особенно важно в международной торговле, хотя бы потому, что имеется значительное количество информации, которая мало кому известна. Поэтому очень важным становится систематизированный подход, который предполагает:
изучение всей информации, имеющейся в распоряжении компании и ее персонала;
приобретение каталогов конкурентов (которые часто содержат не только описание продукта, но и сведения о рынке);
ознакомление со специальными библиотеками. (Например, две главные библиотеки в Великобритании особенно могут быть полезны для исследователя международного рынка: библиотека Департамента промышленной статистики и рыночной информации и Городская деловая библиотека);
получение консультаций в Министерстве торговли и в соответствующих иностранных посольствах. (Например, полезной может оказаться библиотека при посольстве США, а также торговое представительство США, которое публикует полезные обзоры рынков и т.д.);
установление контактов с международными организациями, такими, как Организация Объединенных Наций, которая публикует статистические данные, полученные из других источников;
получение сведений от соответствующих информационных банков, исследовательских организаций и т.д.;
постоянное изучение различных путеводителей, справочников и тому подобных публикаций, которые не содержат информации о рынках, однако могут указать на другие источники информации или перечень организаций, где можно получить требуемые сведения. В любом случае эти путеводители охватывают:
1) правительственную и другую официальную статистику;
2) список торговых и промышленных фирм;
3) список торговых ассоциаций;
4) список торговых и технических журналов;
5) сведения о ранее опубликованных-рыночных исследованиях.
Трудности проведения полевых исследований в зарубежных странах связаны в большинстве случаев с языковыми, социальными, культурными и другими особенностями стран. Для преодоления этих трудностей дается ряд общих рекомендаций, касающихся объема выборки и выбора метода опроса.