Стратегические решения по международной деятельности
В основе международной деятельности фирмы находится определенная совокупность стратегических решений, принимаемых в данной области имеющими соответствующие полномочия менеджерами. Эффективное управление фирмой предполагает, что эта совокупность рационально сформирована, то есть:
1) охватывает все ключевые моменты, связанные с внешними взаимодействиями фирмы независимо от принятой в ней организационной структуры управления;
2) обеспечивает возможность последовательной реализации генеральной цели фирмы на уровне текущих планов деятельности и оперативных решений;
3)внутренне непротиворечива;
4) непротиворечива внешне;
5) ориентирована на оценку тенденций развития ситуации.
Выполнение первых четырех условий позволяет оценивать данную совокупность как целостную систему, являющуюся важным элементом управления организацией; иначе говоря, невыполнение любого из них ставит под сомнение наличие у фирмы рационального стратегического планирования вообще. Вместе с тем лишь выполнение последнего, пятого, условия делает эту систему действительно эффективной, соответствующей современным потребностям управления.
7.3. Алгоритм стратегического планирования в международной фирме
Процесс стратегического планирования в международной фирме может быть представлен в виде четырех взаимосвязанных агрегированных блоков, включающих 15 шагов.
Блок 1. Определение основных приоритетов
1. Обобщенный анализ внешней среды
2. Выбор миссии
3. Формирование целей
Выбор миссии и целей должен опираться на анализ внешней среды деятельности фирмы и ее собственного потенциала. Необходимо провести исследование соответствующей отрасли как: а) специфической деятельности, направленной на производство определенной продукции с использованием определенных технологий; б) арены конкурентной борьбы. И то и другое для международной фирмы имеет явную специфику (стандарты и традиции потребления, государственное регулирование бизнеса (инвестиционное законодательство, правила налогообложения и антимонопольного регулирования), общеполитическая стабильность). Из числа ресурсов зарубежной деятельности фирмы значение для анализа имеют трудовые ресурсы, а также мотивированность персонала.
Блок 2. Определение задач
1. Анализ внутренних возможностей фирмы
2. Определение международных задач или определение задач в стране базирования
3.Оценка взаимной поддержки задач
Состав и характер задач фирмы определяются соотношением внутренних и внешних факторов ее развития с долгосрочными целями общего характера. Анализ этих факторов охватывает четыре области: финансовые ресурсы, трудовые ресурсы, производственные ресурсы, влияние внешней среды.
После того как все цели фирмы сформулированы и произведена оценка их взаимной поддержки, происходит переход к следующему блоку.
Блок 3. Разработка стратегии
1. Анализ условий деятельности за рубежом и в стране базирования
2. Выбор стратегических альтернатив деятельности за рубежом и в стране базирования
3. Разработка стратегии
Условия деятельности объединяются в следующие группы: а) факторы, формирующие внутренние возможности; б) финансовые факторы (система налогообложения и таможенное законодательство, доступность капитала); в) маркетинговые факторы (характер конкуренции, государственное регулирование рынка, издержки распределения продукции и доставки сырья, необходимость адаптации продукции и применяемых технологий к местной специфике); г) социально-экономические факторы (отношение к бизнесу, политическая и экономическая стабильность страны, инвестиционная привлекательность страны, степень коррумпированности местных чиновников).
Выбор стратегических альтернатив международной деятельности проводится по следующим аспектам: размещение производственных мощностей, направленность сбытовой политики, ассортимент, перемещение факторов производства, приобретение других компаний. Объединение альтернатив по всем аспектам воедино образует международную стратегию фирмы. Такое объединение разумеется, не может быть механическим: все стороны деятельности фирмы взаимосвязаны, и выбор любой из них почти неизбежно ограничивает область остальных решений. Поэтому, если это не заложено прямо в принятых ранее целях, следует установить приоритеты рассматриваемых и формировать стратегию исходя из их значимости для фирмы.
Блок 4. Реализация стратегии
1. Разработка программ, планов и т.д.
2. Выполнение
3. Контроль и оценка эффективности
Организация стратегического планирования предполагает решение следующих задач: а) создание управленческой структуры, реализующей функцию стратегического планирования; б) разработка правил ее функционирования; в) подбор и мотивация персонала; г) организация информационного обеспечения.